Тема 14. Экологические преступления и их предупреждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Экологические преступления и их предупреждение



 

У ч е б н ы евопросы

1. Понятие экологических преступлений, их состояние и структура. 2. Причины экологических преступлений.

3. Общие и специальные меры предупреждения экологических пре-ступлений.

И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н

и меть п р е дс т а в л е ние о признаках экологической преступности, состоянии экологической преступности, тенденциях, динамике и географии экологической преступности;

з нать:

• основные характеристики экологической преступности;

• структуру личности преступника, совершающего экологическое преступление;

• причины и условия экологической преступности;

• меры предупреждения экологической преступности; уметь:

• правильно охарактеризовать личность преступника, совершаю-щего экологическое преступление;

• правильно выявить причины и условия экологической преступ-ности;

• выработать меры предупреждения экологической преступности;

 

~ 129 ~

 

в л а д е т ь навыками, необходимыми для составления мер, направ-ленных на предупреждение экологической преступности.

 

М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо:

Øизучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; акцентировать внимание на определении экологической преступ-ности;

Ø выполнить задания к практическому занятию 14; Ø выполнить тест по теме 14;

Ø ответить на следующие вопросы:

1. Что следует понимать под экологическими преступлениями? Ка-ковы их состояние и структура?

2. Каковы причины экологических преступлений?

3. Каковы общие и специальные меры предупреждения экологиче-ских преступлений?

1. Ч т о с л е д у е т п о нимать п о д э к о л о г и че с к и ми п р е с ту пл е ниями? Каковы их состояние и структура?

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты.

К экологическим преступлениям (сегодня и по закону) относятся: незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими про-мыслами; незаконный промысел котиков и бобров; незаконная охота; продажа, скупка, обмен шкурок пушнины зверей; нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота; нарушение законодатель-ства о континентальном шельфе; загрязнение водоемов и воздуха; за-грязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для жи-вых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами.

Состояние экологической преступности в стране характеризует-ся постоянным ростом и высокой латентностью нарушений законо-дательства об охране природы.

В борьбе с экологической преступностью крайне редко приме-няются нормы, содержащие уголовную ответственность за наруше-ние законов об охране природы.

Исследователи практически единодушно отмечают, что на про-тяжении многих лет сохраняется значительный разрыв между чис-

~ 130 ~

 

лом уголовно наказуемых деяний и реальным применением соот-ветствующих уголовных норм.

Так, выборочный анализ зарегистрированных фактов незакон-ной охоты, например, показывает, что из года в год количество де-яний, содержащих признаки преступления, составляет 35–45 % от общего числа этих случаев. В то же время применение мер уголов-ной ответственности осуществлялось лишь в 1–3 %, а администра-тивной – постоянно в 75–80 % случаев.

В структуре экологических преступлений на протяжении многих лет большую часть составляют нарушения правил рыболовства (35– 45 %), незаконная охота (25–35 %), загрязнение водоемов и воздуха (10–20 %), нарушения лесного законодательства (8–10 %). Поскольку экологические преступления в большинстве своем носят латентный характер, следует иметь в виду определенную условность (относитель-ность) выборочных статистических данных, которые весьма слабо со-относятся с реальным состоянием охраны окружающей среды.

2. Каковы причины экологических преступлений?

Экологическая преступность порождена как общими, так и специфическими причинами.

Общие причины преступности коренятся в сфере противоре-чий, возникающих при взаимодействии человека и природы. Эти противоречия существуют между человеком как частью природы и природой как целым; между возможностями общества, государ-ства, региона по использованию окружающей среды, ее познанию и социальными потребностями; между социальным положением природных ресурсов (их форм собственности) и сложившимися способами их освоения; между обществом, социальной группой и индивидом как самостоятельными субъектами природопользова-ния и природоохраны; между различными целями отдельных субъ-ектов природопользования и природоохраны.

Указанные противоречия представляют собой сложные соци-альные процессы, которые, как уже упоминалось, в условиях не-благоприятного (экстенсивного) экономического развития создают устойчивые предпосылки для неправомерного и нередко преступ-ного экологического поведения.

 

~ 131 ~

 

Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный, подчас трудно восполнимый экологический вред.

Связано это главным образом с тем, что противоречия, являю-щиеся причинами упомянутой группы должностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером труда и эконо-мическими, а подчас и политическими интересами отдельных ве-домств, регионов, групп населения; между необходимыми и реаль-но примененными методами управления, а также использованием технических ресурсов, технологий и т. п.), лежат в основе выполне-ния организационно-распорядительных или административно-хо-зяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляются функции планирования, распределения, оперативного управления, создания организационных структур, контроля, технико-техноло-гического и ресурсного обеспечения взаимодействия общества с окружающей средой.

Таким образом, число должностных лиц, которые могут прини-мать экологически важные решения, весьма значительно, причем в этих условиях повышается роль должностных лиц среднего звена, что снижает возможности социального контроля за своевременной нейтрализацией противоправной экологической деятельности. Не-гативное воздействие на противоправное экологическое поведение должностных лиц оказывает: ориентация на мнимое удешевление добычи полезных ископаемых и сырьевых ресурсов за счет отказа от своевременных природоохранных мероприятий; игнорирование побочных вредных последствий экологически значимой деятельно-сти; неоправданное упрощение или убыстрение производственного планирования неглубокой переработки и неполного использования природных ресурсов и др.

Рассмотрению причин экологических преступлений, совер-шаемых лицами, не занимающими должностного положения, це-лесообразно предпослать особенности, характер и основные виды противоправной деятельности. Прежде всего это незаконное рыбо-ловство, охота, морской промысел, лесозаготовки.

К общим причинам этого ряда преступлений относятся: серьез-ные недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении

 

~ 132 ~

 

различных промыслов; отсутствие достаточного развития право-мерных средств удовлетворения потребностей; все возрастающие потребности в продуктах производственной деятельности, выра-женные в состоянии «рынка» высокой «рентабельности» указанной категории преступлений. Помимо указанных причин, имеют место слабое, малоэффективное воздействие на преступную деятельность средствами надзора и контроля; неэффективное действие законо-дательства, регламентирующего уголовную и административную ответственность за экологические преступления (безнаказанность отдельных преступников) и др.

К субъективным причинам относятся: низкий уровень экологи-ческого и правового сознания; позиции отдельных групп населения, заключающиеся в безразличии к преступлениям этого рода либо в наличии устойчивых деформаций, ориентированных на корыстное извлечение доходов от противоправных промыслов.

Причины указанных преступлений тесно связаны с эколого-ге-ографическими условиями, в которых осуществляется противо-правная деятельность. Это главным образом зоны, где еще сохрани-лась возможность активного промысла.

В последнее время чаще стали совершаться и такие виды эко-логических преступлений, как неправомерная разработка недр, заготовка леса, сбор ягод, лекарственных растений (женьшеня, об-лепихи, ландыша), разовая заготовка елок и т. п. Нередко эта дея-тельность носит массовый хищнический характер, обусловленный расширением черного рынка, который способен обеспечить сбыт любого количества природных ценностей, добытых браконьерами.

Под воздействием «теневой экономики» и образования значи-тельных сумм неконтролируемых денежных масс постоянно рас-ширяется круг лиц, желающих заниматься, например, одним из доходных видов противоправной экологической деятельности – не-законным рыбным промыслом.

Весьма незначительная часть браконьеров ориентируется на случайных покупателей, а доля правонарушителей, занимающихся незаконным промыслом для удовлетворения собственных потреб-ностей (семьи, родственников, знакомых), составляет вообще ми-зерную часть.

 

~ 133 ~

 

Следует, правда, сказать, что масштабы промышленного нега-тивного воздействия на водоемы (неправильная эксплуатация элек-тростанций, залповые и иные загрязняющие сбросы вредных ве-ществ и др.) значительно превышают ущерб, наносимый рыбному хозяйству браконьерами.

Наряду с характеристикой причин двух основных видов пре-ступной экологической деятельности целесообразно выделить при-чины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершае-мых на уровне индивидуального противоправного поведения.

Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией. Напри-мер, уничтожение лесных массивов. Прежде всего это лесные по-жары, возникающие вследствие разведения костров, как правило, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии при сознательном грубом пренебрежении мерами предосторожности или при поджоге леса из хулиганских побуждений. Для этих и подобных правонару-шений (незаконная порубка леса; загрязнение водоемов и возду-ха; бессмысленный отстрел животных, в том числе и занесенных в Красную книгу и др.) характерна высокая латентность. В то же время ущерб от этих преступлений весьма велик.

3. Каковы общие и специальные меры предупреждения экологиче-ских преступлений?

Осуществление общих мер предупреждения экологической пре-ступности напрямую связано с результатами действия социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в экологических общественных отношениях. Огромное значение для оптимизации указанных процессов, например, может иметь решение важнейшей социальной проблемы законного сосуществования всех форм соб-ственности на экологически значимые компоненты природы (зем-лю, воды, природные ресурсы и др.).

Субъектами антикриминогенных процессов всех уровней явля-ются: государство, ведомства, предприятия, общественные органи-зации, общественные формирования, отдельные граждане.

 

~ 134 ~

 

Ведущее значение в общем предупреждении криминологи-ческой преступности имеют меры социально-экономического характера, связанные, в частности, с совершенствованием про-мышленного производства и прежде всего горнодобывающих, ме-таллургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду, совершенство-ванием сельскохозяйственного производства, развитием оптималь-ных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, породному составу сельскохозяйственных животных, сохранению среды обитания диких животных и др., интенсивным развитием и эксплуатацией современных видов транспорта на основе ресурсос-бережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры.

Антикриминогенное воздействие социально-экономических факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обосно-ванным, заботливым отношением к состоянию земель, их пригод-ности к сельскохозяйственному производству; состоянию живот-ного и растительного мира, возможностью выбора оптимальных условий для правомерного на них воздействия (охоты, рыболовства, порубки леса и т. п.); состоянию вод, их пригодности к использо-ванию в промышленном, сельскохозяйственном производстве для удовлетворения различных общественных и индивидуальных по-требностей. При этом обязательному учету подлежат географиче-ские, климатические и иные факторы, способные воздействовать на поведение человека, характер его труда, обычаи, традиции, само-сознание, самооценку и т. п.

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуе-мые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Важное значение имеет и постоянное совершенствование эколо-го-правового сознания (мышления) как на общественном, так и на ин-дивидуальном уровне. В решении этой задачи заложен основной по-тенциал всей эколого-предупредительной деятельности. Именно здесь возникает реальная возможность преодоления крайней запущенности эколого-правового сознания, главными пробелами и негативными по-следствиями которого являются инертность, ведомственность, стерео-

 

~ 135 ~

 

типность и демагогичность воззрений, некомпетентность, ориентация на неправильные решения, бесконтрольность, протекционизм, карье-ристские устремления, суверенизация и т. п.

К числу мер, направленных на совершенствование эколого-право-вого воспитания, относятся: обеспечение внутреннего и внешнего со-гласия людей с правовыми запретами; пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологи-ческие преступления; повышение социальной активности граждан, их нетерпимости и противодействия этим правонарушениям и др.

Эффективность предупреждения экологических преступлений предполагает активное применение профилактических мер как об-щего, так и специального характера.

К последним, помимо уже упомянутых, относятся: совершен-ствование контроля за экологически значимым поведением, вклю-чая соблюдение уголовно-правовых запретов; информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений либо обстоятельствах, им способ-ствующих; меры по изменению характера деятельности групп лиц, связанных с экологией; установление специального режима и пере-стройка технологии и управленческих функций и процессов; нор-мативное запрещение осуществления определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплек-сы, территории, участки, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, воды, лесные массивы и т. п. Кроме того, контроль следует осу-ществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граж-дан (например, браконьеров).

Субъектами контроля являются: правоохранительные органы; природоохранительные инспекции; общественные организации, ведомственные органы контроля и др. Методы контроля охваты-вают: непосредственное практическое наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведения рейдов, проверок; охрана объектов от неправомерного допуска на них; установление пропускного режима; изъятие орудия соверше-ния экологических правонарушений; пресечение противоправных действий и т. п.

 

~ 136 ~

 

Особое место занимает осуществление надзора за соблюдением правовых норм, регламентирующих экологические правоотноше-ния. Это прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, деятельность разрешительной системы (правила обращения с оружием, взрывчатыми веществами и др.), админи-стративный надзор и т. п.

В Российской Федерации действует система природоохранных прокуратур на местах и на федеральном уровне.

Эффективными мерами профилактики экологических преступле-ний являются и представления, протесты и предложения прокурора, представления следователей и частные определения судов; информа-ция органов внутренних дел, природоохранных инспекций и других субъектов эколого-правовой предупредительной деятельности.

Существенную помощь в этом направлении оказывают реше-ния и постановления общественных организаций; трудовых кол-лективов; собраний граждан и т. п.

Важное профилактическое значение имеет дальнейшее совер-шенствование законодательства, регламентирующего охрану при-роды. Речь идет о том, чтобы в сочетании с общими средствами реализации правовой экологической политики своевременно в оп-тимизированном режиме осуществлялась научно обоснованная кри-минализация и декриминализация общественно опасных посяга-тельств на окружающую среду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.023 с.)