Корпорация предпринимателей и корпорация трудящихся (профсоюзы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корпорация предпринимателей и корпорация трудящихся (профсоюзы)



 

Профсоюзы появились еще в годы царской России, но тогда они преследовались. Февральская революция их легализовала, в 1917 они стали расцветать, советское правительство их поддерживало, но стремилось подчинить их деятельности коммунистической партии (право на забастовку не было отменено, но сокращалось)

В 1929 профсоюзы попытались снизить давление со стороны коммунистической партии, но попытка была пресечена

Советское правительство предоставило профсоюзам ряд государственных функций

Профсоюзы богатых отраслей промышленности (военный комплекс, энергетика) имели значительные средства на отдых и культурные мероприятия, которые расходовали на своих членов

Членство в профсоюзе, особенно на промышленных предприятиях, было обязательно (материальная помощь, путевки для отдыха, но у них не было веса в решениях касательно заработной платы)

 

В новой России профсоюзы эволюционировали (Федерация независимых профсоюзов России), но во многом сохранили старые функции и старую собственность, численность Федерации снижается: членские взносы делаются, но решения своих проблем ее члены не получают

Профсоюзы делятся по профессиям

 

Предпринимательские союзы

Когда СССР уже распадался и стало очевидно, что переход к рыночной экономике неизбежен, группа директоров крупных предприятий решила возглавить движение (главой стал Вольский) - Российский союз промышленников и предпринимателей: объединение крупного капитала, который имел большое влияние на Ельцина во второй президентский срок, потому что спонсировал его предвыборную кампанию

Сейчас влияние Союза постепенно снижается, российское руководство берет курс на поддержку крупных государственных корпораций

 

Объединение Деловая Россия старается привлечь средний и мелкий бизнес, однако его роль значительно меньше по сравнению со многими другими организациями

 

Формирование гражданского общества в России

 

Вопрос поднимался дважды: в начале 1990-х (спад в середине 90-х по экономическим причинам) и начале 2000-х (затем тоже спад)

Роль общественных организаций в России пока невелика, но тем не менее, формируется

 

Шестая лекция 13.10 (Фомичёв)

Экономика России

 

В 80-х годах во всем мире происходили фундаментальные экономические изменения, в СССР возник кризис индустриального общества

Горбачев осуществил ряд реформ, направленных на преобразование советской экономики, однако существенных изменений не произошло - причины разнятся: принципиальная невозможность изменения социализма; большие трудности при изменении социализма; ошибки политики Горбачева; деятельность Горбачева и Рыжкова была ограничена рамками предыдущих лет

Согласно ряду мнений, реформы перестройки дали свои плоды, но сыграли свою роль другие факторы - отказ от социализма в пользу рынка, изменение общественных настроений

Сами реформы были исключительно сложны, при их осуществлении также было допущено множество ошибок

2 фактора, определивших характер трансформационных процессов в СССР:

● кризис индустриального общества

● трансформация переросла в полномасштабную революцию (экономические и политические компоненты советский системы были порождениями индустриализма: крупные промышленные предприятия, массовое производство, монополистические тенденции, подразумевалось увеличение доли прямого участия государства в экономике)

Проблемы индустриального общества были решены в СССР в 50-60-х годах, тогда же в западных странах начался переход к новым формам производства, новых технологиям, постиндустриальному обществу; в глобализации роль государства в экономике стабильно снижается

Советские ученые считали, что на западе происходит не просто системный кризис, а очередной этап кризиса капитализма, хотя там шел трудный, но необходимый период адаптации к новому этапу экономического развития

СССР столкнулся с аналогичным процессом, советская экономика была крайне не приспособлена к изменениям

К началу 70-х годов уже стало очевидным отставание СССР от развитых западных экономик, советская система характеризовалась жесткостью, контролем, что не давало реагировать на вызовы времени, отсутствие механизмов обратной связи

Советская система зависела от наличия дешевых ресурсов в стране, в частности, энергетических, что обусловливало отсутствие беспокойства о необходимости освоения новых технологий, с учетом того, что этот период совпал с повышением цен на нефть

СССР оказался перегружен объемом международных обязательств, нужны были механизмы, которые позволили бы совершить рывок

 

Изменения в экономике в 1985-1999 можно разделить на следующие этапы:

1. 1985-1988: бюджетный кризис, отставание от западных стран, поиск советским руководством концепции реформ для реанимации экономической системы без изменения базовых показателей - поляризация политической сферы

2. 1989-1991: углубление реформ, пересмотр коммунистических догм по отношению к собственности, начало конституционных реформ, политическая либерализация

3. 1992-1999: 1992-1994: создание базовых институтов рыночной демократии, восстановление макроэкономической и политической стабильности; 1995-1999: поэтапная стабилизация: бюджетная и политическая

 

Осенью 1991 настроение общества все больше склонялось к принятию быстрых и решительных мер, поэтому программа Абалкина “Основные направления” вызывала у население разочарование, так как требовала на переход к рыночной экономике 15 лет

С более решительной программой “500 дней” выступал Явлинский: программа предполагала управляемую трансформацию, государственное регулирование перехода к рынку, поэтапность, сохранение связей между советскими республиками - сохранение единого экономического пространства СССР

Беспокоило то, как эти нормы будут работать на практике, так как опыта жизни при капитализме ни у кого не было

С усилением российского руководства после августа 1991 Ельцин решил отказаться от компромиссов и полумер и действовать радикально, на первое место вышла радикально-либеральная концепция - многие депутаты придерживались демократического варианта изменения системы, но когда Ельцин выступил на Съезде, впервые представив полноценную экономическую концепцию, он был наделен полномочиями на осуществление экономической политики

Одновременно Ельцин получил право приостанавливать любые законодательные акты, если они могли помешать осуществлению экономических преобразований

Экономические реформы осуществлял вице-премьер Гайдар, чьи взгляды и теории вызывали и продолжают вызывать у экспертов сомнения

 

Основными составляющими реформ, начавшихся в январе 1992, были отпуск цен и введение свободы торговли, рыночное формирование стоимости, запуск механизма конкуренции, свободная конвертация рубля, либерализация внешней торговли, приватизация

Реформы планировалось проводить одновременно, а не поэтапно

Не было сомнений в том, что Россия превратиться в процветающую и конкурентоспособную страну (ресурсы, качество человеческого потенциала, производственные мощности)

Концепция реформ основывалась во многом на мнении зарубежных советников (МВФ, МБРР), выдержанных в духе неолиберализма, Россия быстро обратилась за первым кредитом на проведение реформ, однако организации (где негласно определяющей страной были США) потребовала от России жестких гарантий выплаты

К началу реформ сильно возросла долговая нагрузка, были почти исчерпаны золотовалютные резервы, но других источников финансирования, кроме кредитов не было

 

Реформы начались в неблагоприятных условиях: отсутствие внутренних ресурсов, скверная рыночная конъюнктура для главных товаров, развал хозяйственной системы, развал общей системы управления

Старые отраслевые схемы сознательно игнорировались, упор делался на методы достижения макроэкономической стабилизации (платежеспособный спрос и предложение, свободные рыночные цены и тарифы, снижение массы денег в обращении - ограничение инфляции)

 

2 января 1992 началась либерализация цен, государственный контроль сохранился только для электроэнергии и ключевых продовольственных товаров; впервые начал преодолеваться дефицит товаров, однако инфляцию сдержать не удалось

 

Правительство существенно ограничило государственные расходы, чтобы достичь макроэкономической стабилизации, программа была направлена на сокращение дефицита бюджета (с 20% до 9%, затем до 3% ВВП), правительство ввело новые налоги и изменило систему их сбора, ЦБ урезал субсидируемые кредиты предприятиям

Государственные расходы были сокращены на 22% ВВП и был предотвращен крах государственных финансов

Была создана новая налоговая система - появился НДС, прогрессивный налог на прибыль организаций, введены новые экспортные и импортные пошлины, чтобы сократить разрыв между местными субсидируемыми и мировыми ценами 

 

Реформы плохо учитывали текущее состояние в хозяйстве, на предприятиях не было средств, наступило массовое увольнение, систематическая невыплата заработной платы, рос сектор теневой экономики, криминализация экономики - перед этим правительство Гайдара оказалось бессильно 

В 1992 по сравнению с 1991 ВВП России уменьшился на 18%, в стране раскручивалась гиперинфляция; правительство реформаторов, отказавшись от вмешательства в экономику, совершило ошибку

Неразвитость сбытовых каналов, слабая конкурентоспособность отечественных товаров обычно решается с помощью правительства в развивающихся странах; правительство не пыталось взимать налоги с теневого бизнеса

Все чаще предприятия оказывались в собственности у “цеховиков”, в том числе через насильственные методы

 

29 декабря 1991 Ельцин подписал ряд приватизационных указов на мелкие, средние и крупные предприятия

Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции - продаже; средние могли использовать акционирование и другие способы приватизации; мелкие предполагалось выставлять на аукционы

Программа приватизации была разработана при активном участии Чубайса

Граждане в реализации своих приватизационных чеков повели себя по-разному: купили акции ваучерных фондов, продали ваучеры за наличные деньги, купили акции предприятий, на которых работали сами, не распорядились ваучерами вовсе, купили акции других предприятий, подарили ваучеры кому-либо

 

На смену приватизации предприятий пришел этап денежной приватизации, самые важные события этого этапа произошли в 1995 - залоговые аукционы

 

В производстве наступил спад, особенно заметно это стало после 1993; топливно-энергетический комплекс приобрел отчетливо нефтегазовый вид, в секторе преобладали частные предприятия, а в электроэнергетике и газовой отрасли сформировались естественные монополии, нефтяные компании быстро ликвидировали дефицит горючего

В тяжелом положении оказалось и сельское хозяйство, сильно сократилось поголовье скота, был недостаток финансирования и техники

Инвестиции шли в наиболее успешные отрасли, но инвестиции осуществлялись не в тех размерах, в которых ожидалось, доверие инвесторов к строительной отрасли, обрабатывающей промышленности было подорвано

На основе западных технологий была переоборудована часть предприятий, ориентированных на предметы массового спроса, инвесторы обращали внимание на предприятия, производящие бытовую химию, табачную продукцию

Либерализация внешней торговли сыграла, в большинстве своем, положительную роль, хотя правительству пришлось ввести экспортные квоты и установить валютный контроль, который сначала был слабым

Начался вывоз капитала из России, который приблизился к 30% общего экспорта

 

Одной из актуальных проблем оставалась дальнейшая ликвидация дефицита бюджета, одним из источников пополнения бюджета стали государственные краткосрочные обязательства (ГКО), рынок ГКО стал формироваться в 1993, в 1994 ЦБ объявил допуск нерезидентов на рынок ГКО, привлечение внутренних финансовых ресурсов обходилось очень дорого, так приходилось предлагать им высокую доходность за счет недоверия к рынку, осенью 1995 рынок ГКО резко вырос, выплачивать задолженности становилось все сложнее, часто это производилось за счет работников бюджетной сферы

Правительство пыталось решить проблемы за счет привлечения иностранных инвестиций, в 1996 были выпущены первые еврооблигации, в 1997 - вторые, были сняты все ограничения для нерезидентов

В 1996 государство собирало только 30% положенных налогов и пыталось компенсировать их нехватку за счет увеличения выпуска ГКО - результатом стал рост дефицита бюджета, расшатывали ситуацию также приватизация, инфляция и падение производства

Чтобы остановить инфляцию, нужно было ограничить денежную массу, а чтобы поднять уровень производства, ввести субсидии предприятиям; в 1993 инфляция составляла 700%

 

Новые явления в управлении экономикой были связаны с формированием правительства после президентских выборов 1996, когда думой вновь была утверждена кандидатура Черномырдина на пост премьер-министра, в правительство были введены представители крупного капитала. В 1997 Чубайс и Немцов были назначены первыми вице-премьерами, Чубайс также был назначен министром финансов - это подрывало позиции Черномырдина, который выступал в интересах естественных монополий

Чубайс и Немцов заговорили о новом витке либеральных реформ, которые начались еще в конце 1991 Гайдаром, однако для этого надо было решить более насущные проблемы: выплата государственных долгов, выплата задержанных зарплат, стимулирование отечественного производства, борьба с коррупцией, сокращение расходов на содержание госаппарата

При поддержке Ельцина реформаторы смогли надавить на естественные монополии и впервые заставить их заплатить налоги и отказаться от субсидирования убыточных секторов, ФНС пригрозила им банкротством - бюджет пополнился, что позволило ослабить возмущения о невыплате зарплат

В 1998 было принято решение о деноминации российской валюты в 1000 раз; была введена новая система перевода бюджетных средств, минуя частные банки

Ряд бизнесменов оказались настроены негативно против молодых реформаторов, их правительство перестало существовать

 

Одновременно в мире происходили значительные события, затронувшие Россию. Уже в 1997 до России докатились отзывы азиатского кризиса и обрушения фондового рынка на триллион долларов, в Корее, Тайване, Сингапуре началась девальвация национальных валют - инвесторы стали массово извлекать деньги из рисковых рынков, началось изъятие средств из ГКО и российского фондового рынка, резервы ЦБ были истощены попытками одновременно выполнить обязательства перед инвесторами и удержать курс рубля

Следствием кризиса стало снижение цен на нефть, продажа ГКО шла с трудом - от них бюджет не получил никакого дохода, правительство Черномырдина было отправлено в отставку, главой правительства стал молодой Кириенко

Была произведена попытка реструктуризации внутреннего долга с целью отсрочки уплаты, начался осторожный обмен ГКО на среднесрочные и долгосрочные бумаги, однако проблемные явления пирамиды ГКО было уже практически невозможно остановить, к декабрю 1998 нужно было погасить облигации на огромную сумму, которой у правительства не было, была предпринята поптыка получить кредит от МВФ: переговоры закончились успехом, но первый транш оказался меньше, чем планировалось

К августу 1998 задолженность по ГКО превышала все доходы государства - следствием стало объявление дефолта: неспособности платить по долгам. Был произведен переход на плавающий курс рубля, предполагалось переоформление ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 в новые ценные бумаги, были приостановлены все торги на рынке ГКО, были установлены ограничения для нерезидентов по валютным операциям, введен мораторий на выплату по кредитам, страховым платежам, мораторий на выполнение обязательств по внутреннему и внешнему долгу - рухнула пирамида ГКО и вся банковская система

Мораторий на выплату внешнего долга больно ударил по международному престижу страны, но даже эта мера не спасла крупные банки, которые массово банкротились, ряд активов за границей был арестован, иностранные фирмы покидали Россию, начался катастрофический обвал курса рубля

 

После падения рубля резко снизилась себестоимость производства, снизилось количество поставок импортных товаров в страну - импортные товары оказались слишком дорогими, это стимулировало рост отечественного производства; при этом ресурсы, которые могли использоваться для субсидирования промышленности, все же имелись, освободившись из рухнувших спекулятивных банков, они пошли в производство, сокращалась доля бартера, прекратился рост неплатежей

 

Новое правительство Примакова предприняло следующие мероприятия:

● ограниченное государственное регулирование фондовых рынков и банковского сектора;

● производилась поддержка реального сектора экономики;

● 75% выручки должно было переходить ЦБ;

● был усилен контроль над сбором налогов и произведено их снижение;

● были приняты жесткие санкции за невыплату зарплат;

● усилилось государственное регулирование тарифов естественных монополий

 

Благодаря этим разумным мерам, страна смогла достаточно быстро выбраться из ситуации, имея в активе рыночную экономику

 

Пока Россия находилась в состоянии кризиса, произошли перемены в мировом пространстве: резко вперед вырвался не только запад, но и восток (Китай, Индия, Южная Корея, Малайзия, Индонезия). За исключением энергетики и ВПК, российская экономика оставалась неконкурентоспособной на мировом рынке, наиболее заметным стало качественное отставание, применение наукоемких технологий; модернизация экономики в России откладывалась на неопределенный срок; классические капиталистические догмы о стимуле производить больше и лучше не сработали в российских реалиях

 

Следующим этапом развития экономики России можно считать 2000-2008, В.В. Путиным были сформулированы следующие приоритетные задачи:

● побороть собственную бедность

● защита рынка от незаконного вторжения как чиновничьего, так и криминального

 

Одним из мощнейших стимулов развития экономики в начале 2000-х стала налоговая реформа: была снижена налоговая нагрузка на предприятия, введена плоская шкала подоходного налога; был отменен ряд специфических налогов; снижена ставка налога на прибыль предприятий; изменилась схема перераспределения акциз: алкоголь - в пользу федерального бюджета, нефтепродукты - регионального

В 2004 был отменен налог с продаж

 

Была проведена кодификация законов, были созданы основные кодексы, регулировавшие жизнь страны

● 2001 - Административный кодекс, Трудовой кодекс, Земельный кодекс, 3-я часть Гражданского кодекса

● 2003 - Таможенный кодекс

● 2004 - Жилищный кодекс

 

Другим важным направлением стал курс на равноудаленность олигархов: на встрече с крупными предпринимателями президент объяснил, что не потерпит вмешательство бизнеса в принятие государственных решений

 

Рост ВВП был очень значительным, были обозначены преимущества России на рынке: природные ресурсы, выгодное транспортно-географическое положение, сохранившиеся научно-технические достижения, система образования, человеческий капитал, динамичное предпринимательство

Важнейшей государственной задачей стало вхождение России в ВТО (переговоры с 1995 по 2012)

Ко второй половине 2000-х были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации; создание государственных компаний, их последующее укрепление и докапитализация - характерная черта экономического развития России в первом двадцатилетии XXI века

До 2008 результаты экономического развития России были впечатляющими, Россия рассчиталась по основным долгам, был сформирован мощные резервный фонд, выросли золотовалютные резервы, ВВП по ППС позволил занять 7-е место по размеру экономики

 

С кризисом 2008-2009 Россия столкнулась, будучи на хороших экономических позициях

Кризис отличался особой остротой и глубиной, в основе его лежал кризис перепроизводства и преегрев закредитованной экономики, особенно в ипотечном секторе, причинами также были провалы в финансовом регулировании, некачественное корпоративное управление и раздутый пузырь новой интернет-экономики

 

Кризис 2008-2009 для России был вызван внешними причинами, он прошел мягче, чем в других странах, за счет накопленных резервов и меньше закредитованности экономики, закредитован был корпоративный сектор, государственный долг - почти нет

Государство проводило антикризисную политику через вливание средств в банковский сектор через кредиты и напрямую, существенные средства распределялись в социальную поддержку населения, государство стимулировало проблемные области экономики, не произошло резкого обвала валюты, так как проводилась мягкая девальвация рубля, и спада спроса

 

Такая политика фактически сформировала новый курс государственной экономики - мирная национализация за счет вхождения государства в капитал частных структур, были выстроены барьеры для иностранных инвестиций, государство само инвестировало в непроизводственные секторы (оборону, безопасность), в увеличение занятости в госсекторе и государственных компаниях

 

Следующей важной точкой для экономики стал 2012, когда перед президентскими выборами были проанализированы экономические результаты и намечены контуры дальнейших действий

В статьях был констатирован факт максимального включения России в мировую экономику; было обращено внимание президента на необходимость поддержки государственных корпораций, так как частный капитал добровольно не осваивает новые отрасли

 

Следующей важной точкой стал 2014, когда, как никогда после 1990-х, вмешались внутри- и внешнеполитические события; были введены санкции против РФ - ограничение доступа к кредитным ресурсам (долгим и дешевым, американским и европейским), ограничение на импорт в Россию критически важных технологий для оборонного и энергетического секторов, дискриминация крупнейших российских экспортеров (оружие, энергоресурсы); ухудшилась обстановка сотрудничества зарубежных партнеров с российскими компаниями из-за риска попасть под санкции при планировании долгосрочных проектов; падение цен на нефть привели к существенным изменениям в экономической ситуации в России

Предпринятые контрсанкции оцениваются неоднозначно, импортозамещение имело положительный эффект, но переломить ситуацию не смогло

К 2016-2017 Россия приспособилась к санкциям

 

При определении национальных идей и осуществлении комплекса национальных проектов в рамках указов президента был сделан упор на стимулирование роста не через стимулирование потребления, а на создание экономики предложения, активизации процессов через национальные инфраструктурные проекты, где главную роль играет государство

 

Для характеристики текущего положения экономической ситуации в России большую роль играет фактор дестабилизации международного положения, выразившийся в новой волне протекционизма, торговых войнах, отказе от международного сотрудничества в ряде случаев

В этих условиях при формировании национальных целей экономики была сформирована задача для России войти в число 5 крупнейших экономик мира по ВВП по ППС (макроэкономическая стабильность + темпы роста ВВП выше мировых 2,5%-3% в год, фактически получилось только 1,3%)

 

К 2019 был сформирован профицитный бюджет при обеспечении макроэкономической стабильности, повышено качество сбора налогов, вывод из тени значительной массы доходов

Усиленный банковский контроль в банковском и налоговом секторе одновременно с усилением позиций госкорпораций заставляют сомневаться в эффективности такой модели и предпринимательском климате в стране; перераспределение денежных потоков через бюджет может иметь негативные последствия; недостаточная эффективность реализации национальных проектов была названа главной претензией к правительству Медведева

 

Остается актуальным вопрос об иностранных инвестициях, экономика до сих не приобрела инновационного характера, удельный вес нефтегазовых доходов остается очень высоким

Доходная часть бюджета в 2019 почти на 40% состояла из нефтегазовых доходов

При анализе ненефтегазовых доходов оказывается, что большую часть составляет НДС - 7,5 трлн рублей (вопрос о НДС нефтегазовых компаний: 10 крупнейших компаний России, 7 из которых являются нефтегазовыми, перечисляют в бюджет 37% корпоративных налогов, при этом 3 крупнейших налогоплательщика - Роснефть, Газпром и Лукойл перечисляют 27% налогов, а одна Роснефть - 12%); незначительна роль малого и среднего бизнеса

 

Данная ситуация отражается и во внешнеторговом балансе - на нефтегазовые товары и продукцию металлургии приходится 64% экспорта; развитие российского сельского хозяйства - 5%

В структуре импорта преобладают машины и оборудование - 45%, химическая промышленность - 19%

Сальдо внешнеторгового баланса является положительным, крупнейшие торговые партнеры - Китай, Германия, Нидерланды, США, Республика Корея, Япония, Беларусь, Казахстан, Украина

Россия экспортирует и высокотехнологичную продукцию, прежде всего на рынке вооружений 

 

Неоднозначный 2020 определил новые реалии в экономике России и всего мира: общее замедление мировой экономики, снижение потребности в энергоресурсах, собственное замедление российской экономики, не связанное с экспортом, вызванное коронавирусом, заставило пересмотреть прогнозы макроэкономических показателей: вместо роста ВВП ожидается его падение; бюджет 2020 предполагает дефицитный характер, который планируется сократить в 2021

Правительством были предприняты разнообразные меры для поддержания устойчивости экономики при серьезном напряжении бюджета, снижении налоговых поступлений и падения цен на энергоресурсы; для сокращения бюджетного дефицита предпринимаются шаги по повышению налогов (НДФЛ - до 15% для крупных плательщиков, повышение налогов для нефтегазового сектора, на доходы от акций и облигаций, увеличение индексации акцизов на табак); государство планирует перейти к заимствованиям; корректируются национальные проекты в соответствии с текущими реалиями; упор на развитие человеческого капитала и цифровизацию экономики, исчезает задача по вхождению в 5 крупнейших экономик мира

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.073 с.)