Первая лекция 08.09 (Худолей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая лекция 08.09 (Худолей)



Первая лекция 08.09 (Худолей)

 

Современная Россия как объект изучения

 

Современная РФ по сравнению с СССР намного меньше по территории, но все равно она - крупнейшая страна в мире и во много раз превосходит многие крупные государства мира

Территориальное единство России важно и оно обеспечено в том числе поправками к Конституции от 3 июля 2020 года о незыблемости границ страны

С международной точки зрения территориальная целостность имеет несколько вопросов

 

Сухопутные границы:

1. Норвегия - в XX и XXI никаких проблем с сухопутными границами не было

2. Финляндия - мирный договор 1947 года между СССР и Финляндией фиксирует нынешнюю границу, однако в Финляндии иногда возобновляются дискуссии о том, что стоит добиваться возврата территорий, утраченных в Зимней войне и в 1944 году (мнение в меньшинстве); экономическая и политическая деятельность сдвинулась на юго-запад страны (сотрудничество с ФРГ, Швецией и т.д.)

3. Эстония, Латвия - по договору 1920 года Эстония и Латвия получили некоторые территории, ранее принадлежавшие России, в 1944 году Ивангород, район Печоры и районы, ранее входившие в Латвию, вошли в состав Псковской области; со стороны Латвии территориальных претензий нет, но Эстония расценивает договор 1920 года как один из договоров, утвердивших ее независимость, в 1991 году был подписан новый договор, в котором говорилось о том, что граница будет установлена отдельным соглашением, однако 2 варианта соглашений так и не прошли ратификацию; в Эстонии ряд партий требуют возврата к границам 1920 года, но НАТО эти претензии не поддерживает

4. Литва - пограничные договоры с Литвой (Калининградская область) фиксируют текущую ситуацию, однако договор все еще не ратифицирован

5. Польша - споров нет

6. Беларусь - споров нет

7. Украина - с 2014 кризис: Донецк и Луганск, которые провозгласили себя самостоятельными республиками и начали сближение с РФ, бывают заявления некоторых политиков о возможности включения этих регионов в состав РФ, официально Россия говорит о том, что подобных планов у нее нет; Крым включен в состав РФ - для России вопрос закрыт, но со стороны Украины, США и ЕС исходит несогласие, однако большинство стран мира воздерживаются от оценки события, дипломатия должна добиваться признания Крыма частью РФ

8. Абхазия и Южная Осетия были признаны независимыми со стороны РФ, Абхазия предпочла бы оставаться независимым государством в союзе с Россией, Южная Осетия хотела бы объединиться с Северной Осетией (настроения о вступлении в состав РФ сильны)

9. Азербайджан - вопросы урегулированы, РФ недавно уступила Азербайджану 2 поселения на границе

10. Казахстан - пограничные споры урегулированы, есть некоторые изменения в границе, которые попадают под возможные перемены согласно законодательству, Казахстан намерен фиксировать свою границу

11. Китай - в 1991 году был подписан договор о границе за исключением небольших участков, Россия пошла на ряд уступок Китаю, а КНР согласилась зафиксировать границу на компромиссных условиях, серьезных споров нет, есть небольшие заминки при демаркации

12. Япония - претензии на 4 Курильских острова, но переговоры о них пока сняты с повестки дня ни Россия, ни Япония не готова отдавать все 4 острова 

 

Морские границы

1. У России есть значительные интересы в Северном Ледовитом океане, в 1926 году СССР объявил, что все территории океана от границ СССР до Северного полюса являются его территорией, этот секторальный принцип был поддержан только Канадой. В 1982 году была подписана Конвенция о морском праве, которая решала иначе вопрос о территориальных водах в Северном Ледовитом и Тихом океане, отсюда целый ряд территориальных споров, особенно в Северном Ледовитом океане (сейчас напряженность немного спала из-за изменений цен на нефть)

2. В Тихом океане в Охотском море комиссия ООН согласовала претензии России. Ряд западных государств считают, что территория Арктики и Северного Ледовитого океана должна быть объявлена общим достоянием, интересы в этом регионе имеют государства, которые не являются арктическими (Китай, Индия)

3. В Беринговом проливе морская граница фиксирована в 1991 году

4. В 2010 году был подписан договор, который провел морскую границу между РФ и Норвегией

 

В принципе, территориальная целостность России, несмотря на некоторые споры, обеспечена достаточно прочно

 

Население РФ

 

1. Население РФ сейчас около 145 млн человек, на данном этапе по численности населения Россия давно уступаем другим государствам, без достаточного количества населения будет невозможно хозяйственное освоение обширных территорий, что ведет за собой вероятность утраты некоторых земель

2. По составу большинство населения является русским, русский язык признан языком народа, образующим государство

3. Национальный состав изменяется путем миграции, вопрос миграции очень актуален, много нелегальных мигрантов (несколько миллионов). Необходимо привлекать в качестве легальных мигрантов людей с высокой квалификацией, но таких совсем немного. Нелегальная миграция - наркотрафик, преступность, появление опасных заболеваний, неуплата налогов, неофициальная работа, незаконное пересечение границы. Проблема борьбы с нелегальной миграцией актуальна для многих стран мира (бизнес получает дешевую рабочую силу)

4. Возрастная структура населения: в послевоенные годы в СССР численность росла за счет других республик, а не России, прирост населения в России был минимальным (значительный только в годы перестройки); после распада СССР рождаемость была низкой, в XXI веке руководство стремится улучшить ситуацию с рождаемостью, но коренного сдвига не произошло, поэтому растет доля населения старшего возраста

 

Третья лекция 22.09

Четвертая лекция 29.09

Конституция РФ

 

Была принята в 1993, в июле 2020 было внесено значительное количество поправок (новая редакция)

Появление конституции в условиях 1993 было закономерным - она закрепила произошедшие изменения

Понятие “конституции” России не слишком близко: в царской России ее не было, в советское время существовавшим конституциям не предавали особого значения и они полностью зависели от партийных программ

Конституция 1993 сильно отличалась от конституций 1918, 1936, 1977

 

Первый раздел конституции, в соответствии с правилами, включающий основы государственного строя и права и свободы граждан является незыблемым и не подлежит изменению или отмене

Первая статья первой части провозглашает: Россия (Российская Федерация) - демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

Ныне существует дискуссия о том, что эффективнее: демократическая или авторитарная форма правления?

 

Федерация: Россия состоит из субъектов, 1992 - федеративный договор (договорная федерация), позже договоры федерального центра с субъектами были отменены и заменены федеральными программами или другими документами (договоры остались только с некоторыми субъектами - Чечня, национальные республики)

Федеративное государство подразумевает четкое разделение обязанностей и полномочий между федеральным центром и субъектами

 

Правовое государство: первая инициатива в подобной сфере принадлежала Петру I (царь-самодержец может издать любой закон, но он сам обязан его соблюдать, пока он не отменен) - по сравнению с тенденциями советского времени подобное заявление в конституции было революционно, в советское время к правовой теме отношение было негативное (сам Ленин утверждал, что исполнительная и законодательная власть должны принадлежать одному органу - Совету; исполнительная власть подчинила законодательную, затем судебные органы, а все вместе подчинялось партийному руководству), отношение к соблюдению законов было пренебрежительное

 

Республиканская форма: в 1991 поднимались вопросы о том, стоит ли восстанавливать монархию (Собчак выступал за восстановление), но население не поддержало эту идею (наибольшая популярность была в Москве), монарха тоже найти не удалось

 

Статья 2 утверждает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства (ранее ничего подобного в конституциях России не было)

 

Также утверждается, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее многонациональный народ, он осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

 

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов и все они являются равноправными

Однако различия все же имеются: республики, как правило, это субъекты, в которых имеется значительное число жителей не только русской национальности

Край (и частично область) - это регион, в рамках которого находятся либо автономные области, либо автономные округа; немало автономных округов было объединено с краями

В конституции появилась поправка об особых федеральных территориях (особые экономические, стратегические, природные объекты или условия): до конца 2020 должен быть принят закон о статусе этих территорий - в итоге решили, что общего закона не будет, будут отдельные акты о присвоении зоне статуса особой федеральной территории

 

Плюрализм: политический плюрализм гарантируется (в СССР с 1918 по 1990 существовала жесткая однопартийная система, не было идеологического плюрализма); появляется плюрализм форм собственности, признаются рыночные отношения

 

Церковь отделена от государства и религия является личным делом каждого гражданина (светское государство)

 

После поправок 2020 изменилось отношение внутреннего и международного права: в редакции 1993 провозглашался приоритет международного права над национальным; несколько лет назад был принят закон о том, что решения международных судов, противоречащие конституции России, могут быть заблокированы Конституционным судом РФ

Вопрос о международном праве становится с новой силой, причем не только в России (Великобритания)

 

Во второй части конституции представлен перечень прав и свобод человека, он намного больше, чем в советское время (например, не было свободы перемещения, даже внутри страны; человек мог быть лишен гражданства)

Права и свободы сформулированы достаточно декларативно и отчасти требуют конкретизации

 

Структура органов государственной власти перетерпела существенные изменения после поправок 2020

Конституция исходила из принципа разделения властей: исполнительная (правительство РФ), законодательная (Федеральное собрание) и судебная, над ними возвышался президент РФ

Президент РФ избирается сроком на 6 лет прямым голосованием всех граждан, голосование проходит в 2 тура, если во время первого ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства (2 тур проходил только в 1996)

Срок полномочий президента изначально составлял 4 года, затем был увеличен до 6 лет

В конституции 1993 была формулировка о том, что пост президента можно занимать не более 2 сроков подряд, затем она была изменена, слово “подряд” было опущено, также в 2020 действующий президент получил право аннулировать свои предыдущие сроки

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, издает указы (не могут противоречить конституции и федеральным законам), главнокомандующий ВС, назначает высших должностных лиц, послов, принимает верительные грамоты, подписывает ратификационные грамоты, представляет РФ в мо и внутри страны

Президенту подчиняются администрация президента (определяются важные стратегические решения по внешнеполитическим вопросам), государственный совет (руководители регионов, председатели палат парламента), аппарат совета безопасности

 

Исполнительная власть: в 1993 в конституции было указано, что президент может возглавлять правительство и давать ему указания, обязательные к исполнению; кандидатуры премьер-министра и министров должны согласовываться с одной из палат парламента; предусматривается право роспуска Думы в случае невозможности согласовать кандидатуру премьер-министра; правительство концентрируется на социально-экономических проблемах, участвует в распределении финансов

 

Федеральное Собрание: Государственная Дума и Совет Федерации (в конституции не предусмотрено деление на верхнюю и нижнюю палату)

На практике более важная роль у Государственной Думы (половина избирается по партийным спискам, половина - по избирательным округам), представлены 4 партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия

Дума избирает председателя

Совет Федерации: по 2 человека от региона (1 от исполнительной, 1 от законодательной власти) + члены, назначенные президентом (не более 10% от общего числа); имеет меньшее политическое влияние

Совет Федерации не может вносить поправки в законы, принятые Государственной Думой (он может только полностью отклонить закон или принять его). В случае отклонения созывается согласительная комиссия 2 палат, но если Дума подтверждает решение ¾ голосов, то он сразу направляется президенту в обход СФ

 

Законопроект рассматривается в 3 чтениях:

1. Представление

2. Поправки

3. Направление в Совет Федерации

 

Подпись президента: президент может вернуть законопроект на пересмотр, поправки должны быть внесены в течение 14 дней, парламент может преодолеть вето президента ⅔ голосов в каждой палате

 

Судебная власть

Конституционный суд, Верховный суд, прокуратура

По изменениям конституции порядок назначения судей сохраняется: предложение президента + согласие СФ, президент теперь имеет право предлагать их отзыв

В прокуратуру президент назначает лиц после обсуждения с СФ

 

Согласно текущим законопроектам планируется расширение прав адвокатов в ходе следствия и судебного заседания; введение суда присяжных (по конституции предусматривается только если идет вопрос о применении к подсудимому смертной казни); в РФ на смертную казнь мораторий

 

Местное самоуправление и субъекты федерации: есть четкое разграничение между полномочиями субъектов федерации и федерального центра, но есть также и вопросы совместного ведения

Финансовая система централизованная, чем недовольны многие регионы, являющиеся ресурсными донорами государства

Есть тенденция к слиянию регионов

 

Пятая лекция 06.10

Политические партии

 

Партийная система в царской России находилась в зачаточном состоянии, они находились близко к политической элите и существенной роли не играли - изменения произошли в феврале 1917, Временное правительство старалось опираться на партийную структуру, но ее слабость во многом развалила его

Партия большевиков, несмотря на то, что на выборах в Учредительное собрание получила только четверть голосов, смогла действовать решительно, дисциплинированно и целенаправленно и захватить власть и удерживать ее в течение нескольких десятилетий; все остальные партии были разгромлены

Идея о восстановлении партийной системы была поднята только в конце существования СССР, весной 1990 в конституции СССР была принята поправка, в соответствии с которой 6-ая статья была заменена на более мягкую формулировку

К моменту распада СССР Коммунистическая партия насчитывала 18 млн членов, но тем не менее, оказалась совершенно недееспособной

После провала августовского путча Ельцин издал указ о роспуске КПСС, прекращении ее деятельности и запрете на территории России. Чуть позже Коммунистическая партия начала дело в Конституционном суде, и часть положений указа была признана недействительной

Внутри правительственного блока также началось размежевание, Коммунистическая партия возобновила свою деятельность под другим названием

Еще накануне развала СССР появилась Либерально-демократическая партия СССР во главе с Жириновским, она поддержала августовский путч

Все попытки правящих кругов создать партию, которая стала бы их опорой, фактически проваливались, потому что возник конфликт касательно событий 1993: Верховный совет был разогнан вопреки конституции - это вызвало сопротивление некоторых демократических сил в правительстве Ельцина, во главе которых стал Явлинский, также Лукин, Болдырев (партия Яблоко). Главным отличием Яблока от сторонников Ельцина, которые сплотились вокруг Гайдара (партия Демократический выбор России, ДВР), было не только отношение к событиям 1993, но и к экономическим реформам (особенно приватизации). Вокруг Гайдара стали сплачиваться люди, выигравшие от приватизации, вокруг Явлинского - демократические силы, проигравшие от нее. В государственных думах 90-х годов были представлены все 4 фракции, но фракция Гайдара была самой слабой, уязвимым местом стала Чеченская кампания - к концу 1990-х ДВР почти сошла с политической арены, вместо нее был создан Союз правых сил (СПС: Кириенко, Гайдар, Чубайс, Хакамада, Немцов)

Ельцин себя не ассоциировал со сторонниками Гайдара, так как его личная популярность была выше, чем у самой партии

На рубеже веков в партийной системе начались значительные изменения, которые идут до сих пор

1. КПРФ: после разрешения Конституционного суда возобновить деятельность она состояла из 3 группировок: ортодоксальные коммунисты (старшее население), левые социал-демократы (Селезнев), державники (брать из советского наследия только то, что поможет стать великой державой). В настоящее время курс партии движется в направлении сближения с правительством, хотя и называет себя оппозицией (не проводит массовых кампаний, направленных против правительства). КПРФ отсекла группировку Селезнева, а между ортодоксальной и державной частью произошло сближение, теперь их взгляды привлекают и часть молодежи. Ведущую роль в КПРФ играют те слои населения и предприятия, которые не смогли приспособиться к рыночной экономике

2. ЛДПР: партия одного человека, решающую роль играет Жириновский, играет на националистических настроениях части российского общества, на выборах 1996 партия получила большинство в регионах, ставших пограничными после распада СССР, основу избирателей составляют мужчины среднего возраста без высшего образования, объединение вокруг идей. Националистические настроения были направлены не в экстремистское русло. В настоящее время между ЛДПР и правительством также существует понимание, несмотря на оппозиционный настрой (системная (структурная) оппозиция)

 

Перед выборами в думу 1999 в правящей среде СПС появилось 2 группировки: за Путина (Единство) и за Примакова (Отечество - вся Россия)

Единство добилось наибольшего успеха, что обусловило досрочную отставку Ельцина

В начале 2000-х в думе было множество различных комбинаций данного политического движения, там выделилась группировка, называющая себя Единая Россия, куда вошла основная часть сторонников Путина и Примакова, и вокруг нее произошла консолидация правящих кругов

 

Вне Единой России осталась небольшая часть сторонников Путина, которая опиралась на штабы по проведению предвыборных кампаний Путина в 2000, ее возглавил Сергей Миронов (Справедливая Россия)

Планировалось, что Справедливая Россия сможет увести от КПРФ ее наиболее умеренную часть и превратится в левоцентристскую партию (Единая Россия - правоцентристская)

Позже Единая Россия, начиная с 2003, смогла добиться большинства в думе, и теперь может принимать любые законы, тогда же в думе появились ЛДПР и Справедливая Россия

 

На выборах 2003 СПС не смог преодолеть заградительного барьера в 5%, раскол в партии начался еще в 2000 по вопросу о поддержке Путина

Яблоко, хотя и представлено в ряде законодательных собраний, так и не смогло вернуться на национальную арену, социальная база партии также уменьшается

 

Между Единой Россией и остальными партиями существует ряд писаных и неписаных соглашений, в том числе по распределению постов (губернаторами регионов являются представители ЕР, за исключением 3 - по одному для СР, ЛДПР, КПРФ). В 2018 году на выборах договоренность была сорвана - из-за протестов представители ЛДПР победили в 3 регионах (Смоленск, Владимир, Хабаровск), КПРФ - в 2 (Орел, Хакасия) и был еще ряд сбоев

 

Поскольку авторитет ЕР постепенно снижался, стала появляться идея новых партий, хотя, начиная с 1990-х существовала идея снижения количества партий максимум до 5-6 и искоренения малых партий

В настоящее время партийная жизнь оживилась

В России партии, получившие на выборах 3% и более голосов, имеют право на государственное финансирование

Для российских партий государственное финансирование, во многом, играет решающую роль, членские взносы в партиях, за исключением КПРФ, незначительны

 

Массовые организации

 

Предпринимательские союзы

Когда СССР уже распадался и стало очевидно, что переход к рыночной экономике неизбежен, группа директоров крупных предприятий решила возглавить движение (главой стал Вольский) - Российский союз промышленников и предпринимателей: объединение крупного капитала, который имел большое влияние на Ельцина во второй президентский срок, потому что спонсировал его предвыборную кампанию

Сейчас влияние Союза постепенно снижается, российское руководство берет курс на поддержку крупных государственных корпораций

 

Объединение Деловая Россия старается привлечь средний и мелкий бизнес, однако его роль значительно меньше по сравнению со многими другими организациями

 

Экономика России

 

В 80-х годах во всем мире происходили фундаментальные экономические изменения, в СССР возник кризис индустриального общества

Горбачев осуществил ряд реформ, направленных на преобразование советской экономики, однако существенных изменений не произошло - причины разнятся: принципиальная невозможность изменения социализма; большие трудности при изменении социализма; ошибки политики Горбачева; деятельность Горбачева и Рыжкова была ограничена рамками предыдущих лет

Согласно ряду мнений, реформы перестройки дали свои плоды, но сыграли свою роль другие факторы - отказ от социализма в пользу рынка, изменение общественных настроений

Сами реформы были исключительно сложны, при их осуществлении также было допущено множество ошибок

2 фактора, определивших характер трансформационных процессов в СССР:

● кризис индустриального общества

● трансформация переросла в полномасштабную революцию (экономические и политические компоненты советский системы были порождениями индустриализма: крупные промышленные предприятия, массовое производство, монополистические тенденции, подразумевалось увеличение доли прямого участия государства в экономике)

Проблемы индустриального общества были решены в СССР в 50-60-х годах, тогда же в западных странах начался переход к новым формам производства, новых технологиям, постиндустриальному обществу; в глобализации роль государства в экономике стабильно снижается

Советские ученые считали, что на западе происходит не просто системный кризис, а очередной этап кризиса капитализма, хотя там шел трудный, но необходимый период адаптации к новому этапу экономического развития

СССР столкнулся с аналогичным процессом, советская экономика была крайне не приспособлена к изменениям

К началу 70-х годов уже стало очевидным отставание СССР от развитых западных экономик, советская система характеризовалась жесткостью, контролем, что не давало реагировать на вызовы времени, отсутствие механизмов обратной связи

Советская система зависела от наличия дешевых ресурсов в стране, в частности, энергетических, что обусловливало отсутствие беспокойства о необходимости освоения новых технологий, с учетом того, что этот период совпал с повышением цен на нефть

СССР оказался перегружен объемом международных обязательств, нужны были механизмы, которые позволили бы совершить рывок

 

Изменения в экономике в 1985-1999 можно разделить на следующие этапы:

1. 1985-1988: бюджетный кризис, отставание от западных стран, поиск советским руководством концепции реформ для реанимации экономической системы без изменения базовых показателей - поляризация политической сферы

2. 1989-1991: углубление реформ, пересмотр коммунистических догм по отношению к собственности, начало конституционных реформ, политическая либерализация

3. 1992-1999: 1992-1994: создание базовых институтов рыночной демократии, восстановление макроэкономической и политической стабильности; 1995-1999: поэтапная стабилизация: бюджетная и политическая

 

Осенью 1991 настроение общества все больше склонялось к принятию быстрых и решительных мер, поэтому программа Абалкина “Основные направления” вызывала у население разочарование, так как требовала на переход к рыночной экономике 15 лет

С более решительной программой “500 дней” выступал Явлинский: программа предполагала управляемую трансформацию, государственное регулирование перехода к рынку, поэтапность, сохранение связей между советскими республиками - сохранение единого экономического пространства СССР

Беспокоило то, как эти нормы будут работать на практике, так как опыта жизни при капитализме ни у кого не было

С усилением российского руководства после августа 1991 Ельцин решил отказаться от компромиссов и полумер и действовать радикально, на первое место вышла радикально-либеральная концепция - многие депутаты придерживались демократического варианта изменения системы, но когда Ельцин выступил на Съезде, впервые представив полноценную экономическую концепцию, он был наделен полномочиями на осуществление экономической политики

Одновременно Ельцин получил право приостанавливать любые законодательные акты, если они могли помешать осуществлению экономических преобразований

Экономические реформы осуществлял вице-премьер Гайдар, чьи взгляды и теории вызывали и продолжают вызывать у экспертов сомнения

 

Основными составляющими реформ, начавшихся в январе 1992, были отпуск цен и введение свободы торговли, рыночное формирование стоимости, запуск механизма конкуренции, свободная конвертация рубля, либерализация внешней торговли, приватизация

Реформы планировалось проводить одновременно, а не поэтапно

Не было сомнений в том, что Россия превратиться в процветающую и конкурентоспособную страну (ресурсы, качество человеческого потенциала, производственные мощности)

Концепция реформ основывалась во многом на мнении зарубежных советников (МВФ, МБРР), выдержанных в духе неолиберализма, Россия быстро обратилась за первым кредитом на проведение реформ, однако организации (где негласно определяющей страной были США) потребовала от России жестких гарантий выплаты

К началу реформ сильно возросла долговая нагрузка, были почти исчерпаны золотовалютные резервы, но других источников финансирования, кроме кредитов не было

 

Реформы начались в неблагоприятных условиях: отсутствие внутренних ресурсов, скверная рыночная конъюнктура для главных товаров, развал хозяйственной системы, развал общей системы управления

Старые отраслевые схемы сознательно игнорировались, упор делался на методы достижения макроэкономической стабилизации (платежеспособный спрос и предложение, свободные рыночные цены и тарифы, снижение массы денег в обращении - ограничение инфляции)

 

2 января 1992 началась либерализация цен, государственный контроль сохранился только для электроэнергии и ключевых продовольственных товаров; впервые начал преодолеваться дефицит товаров, однако инфляцию сдержать не удалось

 

Правительство существенно ограничило государственные расходы, чтобы достичь макроэкономической стабилизации, программа была направлена на сокращение дефицита бюджета (с 20% до 9%, затем до 3% ВВП), правительство ввело новые налоги и изменило систему их сбора, ЦБ урезал субсидируемые кредиты предприятиям

Государственные расходы были сокращены на 22% ВВП и был предотвращен крах государственных финансов

Была создана новая налоговая система - появился НДС, прогрессивный налог на прибыль организаций, введены новые экспортные и импортные пошлины, чтобы сократить разрыв между местными субсидируемыми и мировыми ценами 

 

Реформы плохо учитывали текущее состояние в хозяйстве, на предприятиях не было средств, наступило массовое увольнение, систематическая невыплата заработной платы, рос сектор теневой экономики, криминализация экономики - перед этим правительство Гайдара оказалось бессильно 

В 1992 по сравнению с 1991 ВВП России уменьшился на 18%, в стране раскручивалась гиперинфляция; правительство реформаторов, отказавшись от вмешательства в экономику, совершило ошибку

Неразвитость сбытовых каналов, слабая конкурентоспособность отечественных товаров обычно решается с помощью правительства в развивающихся странах; правительство не пыталось взимать налоги с теневого бизнеса

Все чаще предприятия оказывались в собственности у “цеховиков”, в том числе через насильственные методы

 

29 декабря 1991 Ельцин подписал ряд приватизационных указов на мелкие, средние и крупные предприятия

Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции - продаже; средние могли использовать акционирование и другие способы приватизации; мелкие предполагалось выставлять на аукционы

Программа приватизации была разработана при активном участии Чубайса

Граждане в реализации своих приватизационных чеков повели себя по-разному: купили акции ваучерных фондов, продали ваучеры за наличные деньги, купили акции предприятий, на которых работали сами, не распорядились ваучерами вовсе, купили акции других предприятий, подарили ваучеры кому-либо

 

На смену приватизации предприятий пришел этап денежной приватизации, самые важные события этого этапа произошли в 1995 - залоговые аукционы

 

В производстве наступил спад, особенно заметно это стало после 1993; топливно-энергетический комплекс приобрел отчетливо нефтегазовый вид, в секторе преобладали частные предприятия, а в электроэнергетике и газовой отрасли сформировались естественные монополии, нефтяные компании быстро ликвидировали дефицит горючего

В тяжелом положении оказалось и сельское хозяйство, сильно сократилось поголовье скота, был недостаток финансирования и техники

Инвестиции шли в наиболее успешные отрасли, но инвестиции осуществлялись не в тех размерах, в которых ожидалось, доверие инвесторов к строительной отрасли, обрабатывающей промышленности было подорвано

На основе западных технологий была переоборудована часть предприятий, ориентированных на предметы массового спроса, инвесторы обращали внимание на предприятия, производящие бытовую химию, табачную продукцию

Либерализация внешней торговли сыграла, в большинстве своем, положительную роль, хотя правительству пришлось ввести экспортные квоты и установить валютный контроль, который сначала был слабым

Начался вывоз капитала из России, который приблизился к 30% общего экспорта

 

Одной из актуальных проблем оставалась дальнейшая ликвидация дефицита бюджета, одним из источников пополнения бюджета стали государственные краткосрочные обязательства (ГКО), рынок ГКО стал формироваться в 1993, в 1994 ЦБ объявил допуск нерезидентов на рынок ГКО, привлечение внутренних финансовых ресурсов обходилось очень дорого, так приходилось предлагать им высокую доходность за счет недоверия к рынку, осенью 1995 рынок ГКО резко вырос, выплачивать задолженности становилось все сложнее, часто это производилось за счет работников бюджетной сферы

Правительство пыталось решить проблемы за счет привлечения иностранных инвестиций, в 1996 были выпущены первые еврооблигации, в 1997 - вторые, были сняты все ограничения для нерезидентов

В 1996 государство собирало только 30% положенных налогов и пыталось компенсировать их нехватку за счет увеличения выпуска ГКО - результатом стал рост дефицита бюджета, расшатывали ситуацию также приватизация, инфляция и падение производства

Чтобы остановить инфляцию, нужно было ограничить денежную массу, а чтобы поднять уровень производства, ввести субсидии предприятиям; в 1993 инфляция составляла 700%

 

Новые явления в управлении экономикой были связаны с формированием правительства после президентских выборов 1996, когда думой вновь была утверждена кандидатура Черномырдина на пост премьер-министра, в правительство были введены представители крупного капитала. В 1997 Чубайс и Немцов были назначены первыми вице-премьерами, Чубайс также был назначен министром финансов - это подрывало позиции Черномырдина, который выступал в интересах естественных монополий

Чубайс и Немцов заговорили о новом витке либеральных реформ, которые начались еще в конце 1991 Гайдаром, однако для этого надо было решить более насущные проблемы: выплата государственных долгов, выплата задержанных зарплат, стимулирование отечественного производства, борьба с коррупцией, сокращение расходов на содержание госаппарата

При поддержке Ельцина реформаторы смогли надавить на естественные монополии и впервые заставить их заплатить налоги и отказаться от субсидирования убыточных секторов, ФНС пригрозила им банкротством - бюджет пополнился, что позволило ослабить возмущения о невыплате зарплат

В 1998 было принято решение о деноминации российской валюты в 1000 раз; была введена новая система перевода бюджетных средств, минуя частные банки

Ряд бизнесменов оказались настроены негативно против молодых реформаторов, их правительство перестало существовать

 

Одновременно в мире происходили значительные события, затронувшие Россию. Уже в 1997 до России докатились отзывы азиатского кризиса и обрушения фондового рынка на триллион долларов, в Корее, Тайване, Сингапуре началась девальвация национальных валют - инвесторы стали массово извлекать деньги из рисковых рынков, началось изъятие средств из ГКО и российского фондового рынка, резервы ЦБ были истощены попытками одновременно выполнить обязательства перед инвесторами и удержать курс рубля

Следствием кризиса стало снижение цен на нефть, продажа ГКО шла с трудом - от них бюджет не получил никакого дохода, правительство Черномырдина было отправлено в отставку, главой правительства стал молодой Кириенко

Была произведена попытка реструктуризации внутреннего долга с целью отсрочки уплаты, начался осторожный обмен ГКО на среднесрочные и долгосрочные бумаги, однако проблемные явления пирамиды ГКО было уже практически невозможно остановить, к декабрю 1998 нужно было погасить облигации на огромную сумму, которой у правительства не было, была предпринята поптыка получить кредит от МВФ: переговоры закончились успехом, но первый транш оказался меньше, чем планировалось

К августу 1998 задолженность по ГКО превышала все доходы государства - следствием стало объявление дефолта: неспособности платить по долгам. Был произведен переход на плавающий курс рубля, предполагалось переоформление ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 в новые ценные бумаги, были приостановлены все торги на рынке ГКО, были установлены ограничения для нерезидентов по валютным операциям, введен мораторий на выплату по кредитам, страховым платежам, мораторий на выполнение обязательств по внутреннему и внешнему долгу - рухнула пирамида ГКО и вся банковская система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.14 с.)