Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восьмая лекция 27.10 (Худолей)
Развитие науки, культуры и образования в РФ
В XVIII-XIX веках Российская империя достигла больших успехов в развитии науки и образования - русские ученые занимали прочные позиции в мировом научном сообществе, были крупными авторитетами, российские исследования во многом составляли фундамент для исследователей Западной Европы Высшему образованию в России уделялось меньше внимания, чем в Европе, оно зародилось в России позже, но тем не менее, образование было на хорошем уровне Достижения русской культуры вошли в мировую сокровищницу и вызывали восхищение во всем мире, они формировали мягкую силу империи Внутри страны ситуация не была однородной: все началось со времен Петра I - раскол на европеизированную часть интеллигенции и традиционную часть; изменения произошли в эпоху Александра II - развитие образования на низшем уровне К XX веку в России сложился мощный научный потенциал, и в эпоху правления Николая II стало опять уделяться внимание развитию образования
В 20-30-е годы в структуре образования и культуры произошли изменения, которые сохраняются до сих пор - произошла значительная идеологизация науки, культуры и сферы образования - они превратились в составную часть пропаганды При Сталине появилось утверждение, что советская культура социалистическая по содержанию, национальная - по форме; Брежнев добавил третью часть: интернациональная - по своей направленности и развитию Все учреждения культуры были подчинения партийному и государственному контролю: право вести деятельность писателя, художника могли только члены союзов (Союза писателей, Союза художников, Союза журналистов и т.д.), прием в эти организации был достаточно суровым, сложным - проверялся не только талант, но и политические взгляды. Обычно руководители союзов назначались партией большевиков. Наибольшее внимание уделялось Союзу писателей, председатель Союза обычно входил в высшее партийное руководство. Литературная газета Союза писателей была единственным СМИ, официально не подчиняющимся партии, иногда газета позволяла себе отклонения, согласованные с верхом. Все выставки организовывались под эгидой какого-либо союза В 70-80-е годы деятели культуры все чаще и более резко высказывались о советской власти и системе - советское руководство поступало по-разному: иногда разрешалось уехать в эмиграцию, иногда разрешалось продолжать жить в стране, но не публиковаться, иногда случались открытые репрессии вплоть до высылки из страны
Советская культура 20-30-х годов пользовалась влиянием на левые круги в Западной Европе и Азии; в 60-70-е она стала пользоваться более широким влиянием, потому что в них все чаще стала прослеживаться гуманистическая тематика Вся культурная деятельность была госбюджетной и подотчетной, зарубежные заказы были единичными и вопрос решался на высшем уровне
В отношении советской науки в начале 20-х годов были проведены серьезные реформы, большинство старой профессуры было настроено негативно по отношению к советской власти - был закрыт ряд университетов и кафедр, некоторые профессора были высланы из страны В 20-30-х годах начались другие изменения: было проведено четкое разделение между высшей школой и наукой, наука была передана в Академию наук; сама Академия наук была сильно реформирована - она превратилась в номенклатурную организацию С 40-х по 70-е годы для Академии наук было золотое время, так как именно она занималась разработкой и реализацией атомного проекта, но все равно в Академии наук снижался уровень научных исследований Советское правительство исходило из убеждения о том, что изучать международные отношения нет необходимости, а министерства следует закрыть. В 30-е годы под эгидой Коминтерна был создан Институт изучения проблем мирового хозяйства, он был расформирован за прогноз о росте капиталистической экономики; после XX съезда КПСС Институт мировой экономики и международных отношений был восстановлен Исследовательские институты в 70-80-х годах тоже переживали нелегкие времена Советское правительство взяло курс на ликвидацию неграмотности и неграмотность была практически ликвидирована (к середине 30-х ее не стало). Стало появляться среднее образование - этому уделялось большое внимание, оно развивалось успешно. Появилось профессиональное образование, на котором готовили к работе на предприятиях. В конце 30-х годов в связи с ростом благосостояния общества была введена небольшая плата за обучение в средней школе и высших учебных заведениях, плата была отменена Хрущевым
Был взят курс на пополнение высших учебных заведений за счет низших слоев общества, были снижены требования к студентам, вместо дипломов университетов были введены общегосударственные дипломы На рубеже 60-70-х годов начался сбой в области науки и научных достижений, основные достижения в науке были созданы учеными, получившими образование в царской России или их первыми учениками - отсюда спад в военной и аэрокосмической отрасли
С распадом Советского Союза и созданием рыночной экономики, вопросами средней и высшей школы практически никто не занимался, финансирование было слабым - это особенно сильно ударило по естественным наукам, которые зависели от государственного финансирования, государственных и военных заказов Стали появляться новые отрасли и науки, которые смогли найти новые источники финансирования В 90-е годы начались изменения в структуре высшей школы, стала распространяться система бакалавр+магистр вместо специалитета В начале 90-х годов произошел отток молодых кадров из науки и высшей школы, зарплаты были маленькими, появилась возможность найти работу за границей
В XXI веке ситуация изменилась: внимание к науке и высше школы стали значительными. Произошло увеличение финансирования. По инициативе Центра стратегических разработок, который тогда возглавлял Греф, был подготовлен ряд документов по реформированию науки и высшей школы, стержнем реформы образования стал ЕГЭ В 2003 Россия официально присоединилась к Болонскому процессу по инициативе СПбГУ, поэтому система бакалавр-магистр становилась все более распространенной в России, хотя где-то сохранился специалитет (военные ВУЗы). Постепенно вводилась система оценок, сопоставимая с европейскими ВУЗами Далее в ходе изменений выделилась группа ведущих университетов, которые должны были стать “моторами” для социально-экономического развития страны в целом и своих регионов, были приняты законы “О статусе МГУ и СПбГУ”, у них появились собственные дипломы, право присваивать научные степени - затем этот опыт стал распространяться, в каждом федеральном округе появился свой федеральный университет и группа научно-исследовательских университетов По указу президента 2012 “О развитии науки и высшего образования” была выдвинута программа “5-100” - поднять конкурентоспособность российских ВУЗов до уровня международных, чтобы 5 российских университетов попали в топ-100 международного рейтинга (рейтинг Times, QS, Шанхайский: научные успехи преподавателей, оценка академического сообщества и оценка работодателей)
В мире существует несколько баз учета научных публикаций: РИНЦ (большинство российских работ), ВАК, SCOPUS, WoS (Web of Science) - в нем есть несколько отдельных списков, статьи, которые в них попадают являются лишь претендентами на публикацию в WoS, но не являются его частями. И SCOPUS, и Web of Science делят журналы на квартили. Уровень конкурентоспособности части российской науки невелик, поэтому российские журналы редко попадают в SCOPUS и WoS
В отношении Академии наук тоже наметились реформы в последние годы: речь идет об отделении институтов Академии наук от Академии наук как собрания академиков. Реформа идет медленно. В последнее время существуют проблемы с финансированием средней и высшей школы
Переход на рыночные рельсы сильно ударил по культуре, на данный момент существует несколько очагов высокой и качественной культуры, но они являются анклавами и не создают общей системы
В науке, культуре и образовании существует два тренда: международная интеграция и самостоятельное развитие собственной школы и своей культуры Девятая лекция 03.11
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.) |