V. Практическая работа: формирование навыка употребления приложений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Практическая работа: формирование навыка употребления приложений.



На доске записаны слова:гриб-красавец, дуб-великан, ученый-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.

– Найдите приложения и подчеркните их волнистой линией. Чем они выражены?

– Объясните постановку дефиса в них.

– Как можно объяснить дефис в сочетании глазки-бусинки? (Это метафора, сравнительный союз «как» опущен, на его месте стоит дефис.)

– Составьте с каждым приложением предложение.

Фронтальная письменная работа по упражнениям 140, 142.

Домашнее задание: § 26, упр. 141. Словарное слово: приложение.

Индивидуальное задание: выписать из учебника литературы пять предложений с приложениями.

Урок 34

Обстоятельство. Способы его выражения

Цель: научиться различать виды обстоятельства по значению, определять способы их выражения.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: приложение.

II. Устная разминка по материалу о дополнениях, определениях, обстоятельствах.

III. Распределительный диктант.

Задание: распределить предложения с приложением в два столбика – с дефисом и без него.

1. Чижа захлопнула злодейка-западня.

2. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя.

3. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.

4. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

5. По реке плыли красавцы лебеди.

6. Цветок ромашка очень распространен в нашей местности.

7. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники.

IV. Работа с таблицей.

Прочесть, переписать в справочник.

Обстоятельство

Вопрос Способ выражения Примеры
Вопросы наречия (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?) 1. Существительное в косвенном падеже. 2. Наречие. 3. Н. ф. глагола.   4. Деепричастие или деепричастный оборот 1. Глядел (как?) с любопытством. 2. Ехал быстро. 3. Вышел (зачем?) освежиться. 4. Шел (как?) подпрыгивая.

V. Работа по определению видовых групп обстоятельств.

Задание:записать предложение, найти обстоятельство, задать вопрос, определить значение.

1. Листья (как?) бесшумно падали на землю. (Образа действия.)

2. (В какой степени? Насколько?) Очень красивый юноша улыбнулся мне. (Меры и степени.)

3. (Где?) Здесь я вырос. (Место.)

4. Он ушел (куда?) в лес и не вернулся. (Место.)

5. (Откуда?) Сверху открывается прекрасный вид. (Место.)

6. (Когда?) Сегодня мы пойдем за грибами. (Время.)

7. (При каком условии?) При желании можно всего добиться. (Условие.)

8. Сенокос запоздал (почему? по какой причине?) из-за дождей. (Причина.)

9. (Зачем? Для чего?) Для профилактики заболеваний нужны витамины. (Цель.)

– Итак, какие группы наречий существуют?

Выполнение упражнения 148.

Домашнее задание: § 27, упр. 159. Словарное слово: обстоятельство.

Индивидуальное задание: составить таблицу «Видовые группы обстоятельств».

№ п/п Видовые группы обстоятельств Вопросы
     

Урок 35

Главные и второстепенные члены предложения

Цель: обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

ТСО: презентация.

Ход урока

I. Презентация индивидуального домашнего задания.

Обсуждениетаблицы «Видовые группы обстоятельств».

II. Работа со словарным словом: обстоятельство.

III. Письменный опрос по материалу о главных и второстепенных членах предложения.

I вариант – подлежащее; II вариант – сказуемое; III вариант – дополнение; IV вариант – определение; V вариант – обстоятельство; VI вариант – приложение.

IV. Фронтальная работа.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку (работа со слайдами презентации).

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола. 1) Июньским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса. 3) Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года. 4) Чинить яхты – работа в дороге не очень приятная. 5) Яхты на колесах – удивительное зрелище.
2. В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием? 1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час. 2) «Аргументы и факты» – интересная газета. 3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты». 4) Двадцать делится на два. 5) Четверо ребят отправились на рыбалку.

3. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым. 1) Новичку это явление кажется странным. 2) Удар был короткий и сильный. 3) Сегодня мы будем тренироваться в зале. 4) Через месяц путешественники появились в Москве. 5) В оде Державина нарисован условный портрет монаха.
4. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым. 1) Ящериц кругом было много. 2) Я хочу поговорить с ним об этом. 3) Он собирался написать письмо отцу. 4) Мы будем вместе решать эту проблему. 5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.
5. Найдите предложения с составным именным сказуемым. 1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря. 2) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. 3) В лицо мне дышит свежая трава. 4) В комнате было тихо, темно и очень душно. 5) День будет долог, светел и горяч.
6. В каких предложениях нужно поставить тире? 1) Есть такая профессия Родину защищать. 2) Утро ясное, солнечное. 3) Вязать спицами мое любимое занятие. 4) Ты мне не друг. 5) Шестью шесть тридцать шесть.

V. Индивидуальное задание (упражнение 170).

VI. Задания на повторение и закрепление изученного о главных и второстепенных членах предложения.

Задания можно предложить учащимся в виде карточек.

1. Найдите и отметьте предложения с составными глагольными сказуемыми.

а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.

б) В лесу и поле было жарко.

в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.

г) Он будет очень стараться.

д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.

е) Посмотри в окно!

ж) Кучевые облака громоздились в небе.

з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев.

и) Он должен был тебе помочь.

2. Укажите предложения с составными сказуемыми.

а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.

б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.

в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее.

г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.

д) Путешествие оказалось крайне интересным.

3. Определите тип сказуемого в предложениях и обозначьте составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно буквами И и Г.

а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.

б) Воображение – это свойство человеческой натуры.

в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха.

г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.

д) С каждым часом положение становилось тревожней.

е) Знаки препинания – это как нотные знаки.

ж) Уроки к этому часу уже выучены.

з) Он прилежный ученик.

4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом-связкой?

а) Он будет участвовать в концерте.

б) Они, несомненно, будут победителями.

в) Я скоро буду.

г) Будут у вас и другие впечатления.

д) Пусть будет так!

5. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Наша задача переплыть этот пролив.

б) Книга есть верный, бескорыстный друг.

в) Речь это способ общения между людьми.

г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.

е) Он просто хороший мой знакомый.

6. Найдите и отметьте предложения, в которых тире поставлено неверно.

а) Жизнь человека – чудо из чудес.

б) Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

в) Судьбы людей – как истории планет.

г) Грустить о прошлом – скучная работа.

д) Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

е) Я ему – не враг.

7. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.

б) Пейзаж__не вывеска к прозе и не украшение её.

в) Жить на Земле__великое счастье.

г) Высота этого здания__пятнадцать метров.

д) Я__лишь ваш восторженный почитатель.

8. В каком из предложений должно быть употреблено тире?

а) Вэтом районе расположены заводы гиганты.

б) Исследовать жизнь во всём её многообразии задача литературы.

в) Мы живём па берегу Москвы реки.

г) Мчится по тропинке заяц русак.

Домашнее задание: § 28, упр. 160; подготовить устное описание человека (по иллюстрации, фотографии).

Урок 36

Характеристика человека как вид текста. Строение
данного текста, его языковые особенности

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.

Тип урока: развитие речи.

ТСО: мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Целеполагание. (Демонстрация слайда.)

II. Вводное слово учителя.

Осуществляется показ слайда.

– Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: с городских улиц, с полотен художников, экранов телевизоров… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой. А для этого необходимо просто повнимательнее к нему присмотреться. Зачем? Давайте послушаем одну сказку о Деревьях-Характерах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.019 с.)