II. Устная разминка по указанным правилам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Устная разминка по указанным правилам.



Разряды местоимений

· Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).

· Возвратные (себя – нет им. п. ).

· Относительные (кто, что, какой, который, какое, чей, сколько).

· Вопросительные (относительные +?).

· Отрицательные (относительные + не, ни).

· Неопределенные (относительные + кое-, -то, -либо, -нибудь, не).

· Притяжательные (мой, твой, свой, наш, ваш, их, его).

· Указательные (тот, этот, такой, таков, столько, сей).

· Определительные (весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой).

Местоименные наречия

Группа Наречия
Указательные Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда…
Вопросительные Где, куда, когда, зачем, как, почему…
Неопределенные Вопросительные + кое-, -то, -либо, -нибудь
Отрицательные Вопросительные + не-, ни-

III. Словарная работа: созданный.

IV. Повторение (фронтально).

Задание 1: раскройте скобки, отметьте «третий лишний».

а) Ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не) выразительно; глядел (не) доумённо; жил (не) далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

Задание 2: укажите ряд, в котором не пишется слитно во всех словах.

а) (Не)мало, (не)лепо, (не)вразумительный, (не)пряча;

б) (не)брежно, (не)искренность, (не)красивый, (не)продуманный;

в) далеко (не)весело, (не)захотел, (не)вдалеке, (не)приятность;

г) (не)вовремя, (не)поседа, (не)сказав, (не)доверчиво.

V. Закрепление правописания не/ни с местоимениями и наречиями (фронтально).

– Укажите группу вопросительных наречий, напишите не/ни с наречиями правильно.

а) Кое-где, где-либо, куда;       

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) (не)где, (ни)где, (ни)куда.

– В каждой строке отметьте указательные наречия, напишите не/ни с наречиями правильно.

 а) Куда, (не)зачем, оттуда, где-нибудь;            

 б) где, где-то, кое-где, туда;

 в) (не)где, там, (ни)куда, зачем-то;

 г) зачем, почему, тогда, (ни)где.

– Выделите ряд с отрицательными наречиями, напишите не/ни со словами правильно.

а) (Ни)чем, (ни)откуда, (ни)где, (не)мало;

б) (ни)сколечко, (не)зачем, (ни)как, (не)где;

в) (не)чем, (ни)кому, (ни)кем, (ни)кого.

– Найдите «третий лишний».

а) Не было н__где, н__зачем спрашивать, н__когда был кучером;

б) не задевали н__мало, н__сколько не горевал, н__где остановиться;

в) н__куда не поеду, н__когда не спрошу, мне было н_когда.

– Каким правилом вы пользовались в последнем задании? (Не или ни?)

VI. Работа по упражнению 32.

Выписать слова, которые не употребляются без не.

Домашнее задание: § 5, упр. 34.

Индивидуальное задание: создать письменное высказывание на тему «Сходство и различие в написании не/ни с местоимениями и наречиями».

Карточка 1

Задание:перед вами – объяснительная записка горе-ученика, из которой понятно, что он не только прогуливает уроки, но еще и слабо знает русский язык. В ней допущены ошибки на разные правила. Помогите ровеснику, найдите и исправьте ошибки. Объясните, почему надо писать так, а не иначе.

                                   Учительници руского языка

                                   и литературе Ивановой М. И.

                                   учиника 8 класса Б СОШ № 1

                                   Сидорова Вовы

Обяснительная зописка.

Я, учиник 7 класса Б Сидоров Вова, пропустил урок руского языка и литературе 5 декобря по пречини того, что мы с преятелем котались на перемени на коньках и неслышали, что прозвинел звонок. Когда мы накотались, было уже позно. Дежурныи непустили нас в школу. Я пошол домой, а Андрей – незнаю куда. Мама миня поругала, и я обищял, что никогда больше небуду пропускать уроки и буду учить руский язык на «5». Простите меня пожалуста.

6 декобря 2010 г.

– Заметили ли вы какие-нибудь пунктуационные ошибки? Какие?

Карточка 2

Задание:раскройте скобки, отметьте «третий лишний».

а) Ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не) выразительно; глядел (не) доумённо; жил (не) далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

Карточка 3

Задание: раскройте скобки, подчеркните ряд, в котором не пишется слитно во всех словах.

а) (Не)мало, (не)лепо, (не)вразумительный, (не)пряча;

б) (не)брежно, (не)искренность, (не)красивый, (не)продуманный;

в) далеко (не)весело, (не)захотел, (не)вдалеке, (не)приятность;

г) (не)вовремя, (не)поседа, (не)сказав, (не)доверчиво.

Уроки 5–6

Подробное изложение с грамматическим заданием,
со зрительной подготовкой

(по упражнению 27)

Цели: закрепить умения писать изложение от третьего лица, сжато и подробно передавать содержание некоторой части текста.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Целеполагание.

–Прочтите текст упражнения 26; напишите изложение от третьего лица; содержание первых четырех абзацев изложите сжато, в двух предложениях, а содержание остального текста – подробно.

II. Подготовка к написанию изложения.

Учащиеся работают с текстами упражнения: сжимают первую половину текста, изменяют лицо местоимений и глаголов – фронтальная работа (при необходимости с устными комментариями и поправками). Учащиеся прочитывают весь текст в подготовленном к изложению виде. В слабом по учебе классе трудные для написания слова выписываются на доске.

III. Написание изложения.

Домашнее задание: повторить правила дефисного написания в различных частях речи: 1-я группа – дефисное написание сложных прилагательных и предлогов; 2-я группа – дефисное написание местоимений и местоименных наречий; 3-я группа – дефисное написание наречий. Словарное слово: аромат.

Урок 7

Правописание дефиса

Цель: закрепить правописание дефиса в разных частях речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Ход урока

I. Словарная работа: аромат.

II. Работа в группах.

Каждая группа представляет устно правило, работает над письменным заданием; составляет задания для двух других групп по представляемым ими правилам.

1-я группа – дефисное написание сложных прилагательных и предлогов.

Задание:определите номера слов, которые пишутся через дефис. Сложите все их. В результате должно получиться число 34.

1. (Много)летний.

2. (Жилищно)строительный.

3. (Народно)освободительное движение.

4. (Историко)филологический факультет.

5. (Восточно)европейская равнина.

6. (Волго)донское пароходство.

7. (Свеже)испеченный.

8. (Быстро)ходный.

9. (Пол)ночный.

10. (Девяти)летний.

11. (Древне)русский.

12. (Чисто)шерстяной.

13. (Седо)бородый.

14. (Ярко)красный.

15. (Северо)осетинское искусство.

Ключ: 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 14 = 34.

Задание:из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.

2. Трубка, которая проводит пар.

3. Бумага, чувствительная к свету.

4. Завод, где строятся корабли.

5. Фабрика, на которой прядут шелк.

6. Средняя за год выработка.

7. Культура Древней Руси.

8. Ветер с северо-запада.

9. Рабочие фабрик и заводов.

10. Словарь русский и французский.

11. Государство буржуазное и помещичье.

12. Промышленность кожевенная и обувная.

13. Литература по сельскому хозяйству.

14. Секция шахматная и шашечная.

15. Завод, где ремонтируют вагоны.

16. Депо вагонное и паровозное.

17. Лицо матовое и бледное.

18. Лимоны желтые и янтарные.

19. Человек с бледным лицом.

20. Природа Дальнего Востока.

21. Лес из деревьев низкого роста.

22. Снасти для ловли рыбы.

23. Паруса разного цвета.

24. Бабочка с желтыми крыльями.

25. Орды татар и монголов.

26. Праздник, общий для народа.

27. Девушка с голубыми глазами.

28. Его глубоко уважают.

Задание:укажите номера предложений, содержащих дефисное написание предлогов.

1. Муму ловко вывернулась из(под) пальцев Степана и пустилась во все лопатки к Герасиму.

2. Грозы по(над) степью ходят чередою.

3. (В)виду недостатка продовольствия сокращение пути теперь было особенно важно.

4. Димка решил, что (в)виде исключения на этот раз Жиган не врет.

5. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

6. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на)счет войны вел беседу Теркин.

7. (В)продолжении.. ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

8. Хромой старичишка вышел из(за) шалаша в углу огорода и закричал на Герасима.

9. Подложили цепи под колеса (в)место тормозов, чтобы они не раскатывались.

10. (В)течени.. всего лета он раз-два приезжал к нам.

11. Необходимо иметь (в)виду всевозможные осложнения после болезни.

12. Сразу от бивака начинался ступенчатый подъем (на)подобие гигантских террас.

13. (В)следстви... сего смотрители со мной не церемонились.

14. Движение было прервано (в)связи со снежными заносами.

Ключ: 1, 2, 8.

2-я группа – дефисное написание местоимений и местоименных наречий.

Задание: укажите группу вопросительных наречий, раскройте скобки.

а) Кое(где), где(либо), куда;

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) негде, нигде, никуда.

Ключ: в.

Задание: в каждой строке отметьте указательные наречия, раскройте скобки.

а) Куда, незачем, оттуда, где(нибудь);

б) где, где(то), кое(где), туда;

в) негде, там, никуда, зачем(то);

г) зачем, почему, тогда, нигде.

Ключ:оттуда, туда, там, тогда.

Задание: выпишите номера, под которыми местоимения пишутся через дефис.

1. (Кое)кто.

2. (Ни)кого.

3. Какой(нибудь).

4. (Не) (у) кого.

5. (Ни) (с) кем.

6. Такой(то).

7. (Ни)какой.

8. (Не)кто.

9. (Ни) (за) кем.

10. (Не)я.

11. (Не)мой.

12. Кто(либо).

13. Что(нибудь).

14. (Кое) (с) кем.

15. (Не)он.

16. (Не)кого.

17. (Не)сколько.

18. (Не)который.

19. (У)него.

20. (Ни)чей.

21. Какой(то).

22. (Не) (с) чем.

23. (Ни)чего.

24. (Ни)кому.

25. Что(то).

Ключ: 1, 3, 6, 12, 13, 21, 25.

3-я группа – дефисное написание наречий.

Задание: раскройте скобки, найдите «третий лишний».

а) (В)половину, (в)тайне, (в)четвёртых;

б) (по)пусту, (по)утру, (по)прежнему;

в) (с)разбегу, (с)лёту, (с)молоду;

г) (в)пятых, (в)седьмых, (в)трое;

д) (до)суха, (до)смерти, (до)бела;

е) (на)чисто, (на)глухо, (на)днях;

ж) (в)пустую, (в)рукопашную, (в)открытую.

Ключ:

а) вполовину, втайне, в-четвёртых;

б) попусту, поутру, по-прежнему;

в) с разбегу, слёту, смолоду;

г) в-пятых, в-седьмых, втрое;

д) досуха, до смерти, добела;

е) начисто, наглухо, на днях;

ж) впустую, врукопашную, в открытую.

Задание: выделите строку, в которой все наречия пишутся через дефис.

а) (По)новому, (в)пятых, (в)лево;

б) (по)прежнему, (в)двое, (по)русски;

в) (нежданно)негаданно, (кое)где, (по)пластунски.

Ключ: в.

Задание: раскройте скобки.

а) Одеться (по)зимнему;       е) (на)лету;

б) (по)зимнему лесу;           ж)(на)скаку;

в) (кое)где;                          з) (по)средине;

г) по(тому) мосту;               и) (в)пустую;

д) (по)товарищески;           к) (в)третьих.

– Под какими буквами указаны наречия с дефисным написанием?

Ключ: а, в, д, к.

Домашнее задание: составить сложный план устного ответа по теме «Правописание дефиса в разных частях речи»; подготовиться к контрольному диктанту.

Урок 8

Контрольная работа
(диктант с грамматическим заданием)

Цель: провести контроль и оценку знаний учащихся за предыдущие годы обучения.

Тип урока: контрольный.

Ход урока

Входной диктант с грамматическим заданием

Капуста

Капуста – одна из древних овощных культур. В Древней Греции и Риме капуста считалась священной пищей богов. Когда-то капусту называли садовой головой, так как вилок капусты по форме напоминает голову человека, а в значении «огород» употребляли слово «сад». Таким образом, употребляя выражение «голова садовая», мы шутливо сравниваем голову человека с кочаном капусты. Поговорка эта имеет значение «несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня».

Квасить капусту, заготавливая её впрок, первыми научились древние славяне. Осенью, собрав урожай, приступали к рубке капусты для квашения. В этой работе принимали участие все члены семьи, нередко и соседи. Это коллективное мероприятие, названное капустником, сопровождалось шутками, песнями, весёлыми играми и забавами.

Слово «капустник» дожило до наших дней, но приобрело переносный смысл. Так называют теперь вечер самодеятельности с разнообразными номерами шутливого характера, связанными с жизнью коллектива.

(По В. Вакурову.)

Грамматическое задание

I вариант

1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, сделайте его синтаксический разбор.

2. Произведите морфемный разбор слов: употребляя, несообразительный.

II вариант

1. Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, сделайте его синтаксический разбор.

2. Произведите морфемный разбор слов: нерасторопный, связанными.

Урок 9

Работа над ошибками

Цели: исправить орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при написании диктанта; закрепить умение выполнять синтаксический и морфемный разборы.

Тип урока: коррекционный.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.091 с.)