Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крушение теории Раскольникова. Наказание преступника.

Поиск

Первая часть романа рисует подготовку и совершение убийства; нравственная кара, которая следует за убийством, изображена в последующих пяти частях. О наказании официальном, установленном на суде, речь идет лишь к кратком эпилоге. Такое соотношение свидетельствует о том, насколько важно было писателю заглянуть в самые глубины души человека, пролившего кровь, показать, ценою каких страданий он расплачивается за это.

Убийство старухи – это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном?

Наказание начинается в сущности еще до преступления, сама мысль о котором жжет и терзает Раскольникова. Представить нравственные страдания, сомнения и ужас Раскольникова перед предстоящим убийством поможет данная логическая схема, в которой дается название эпизода и вывод относительно «предприятия».

1. Проба

«О боже, как все это отвратительно…неужели такой

ужас мог прийти мне в голову…»

2. Встреча с Мармеладовым

«так тому и быть…»

3. Письмо матери

«явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном виде…»

4. Девочка на бульваре.

«…разве то будет, неужели…будет…»

5. Сон

«я отрекаюсь от проклятой мечты моей…»

6. Встреча на бульваре.

«он вошел к себе, как приговоренный к смерти…»

Против точного расчета, логических доводов восстает естественное чувство человека, натуре которого чуждо, отвратительно пролитие крови.

Но Раскольников переступил… Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчемного, паразитирующего и ненавистного человека, но не просто выжить, а еще и отмыть кровь своим добром, служением людям…

Но смерть ненавистной старухи вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения.

Раскольников и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, оказался в положении затравленного зверя… Мать почувствовала недоброе в сыне, в конце концов по его милости в могилу сошла…Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.

И как результат – попал Раскольников в тупик: «Я себя убил, а не старушонку!»

- Страх становится теперь его постоянным спутником («страх как лед обложил его душу, замучил его, окоченил его»).

- Убийца теряет веру в себя, в свои силы и к себе самому испытывает бесконечное отвращение.

- Он приносит бесконечное горе близким людям.

- Обречен на беспросветное одиночество: «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего».

- Душевные муки явственно отражены в портрете:

а) улыбка: «искривленная», «странная», «болезненная», появляется улыбка насильственно, с натугой, с мукой. Отсюда и часто встречающийся глагол: «улыбка выдавилась на губах его»;

б) глаза: «пронзительный, сверкающий взгляд», «неподвижный взгляд», «беспокойный и подозрительный», «сухой, воспаленный, острый», «помертвевшие глаза», «горевший и пристальный взгляд».

Так показывает Достоевский тяжелую духовную драму своего героя. Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности, он открывается перед Соней. Он готов погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям.

Путь обновления героя- это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь. Победу в этом человеке одержала натура, готовая на братство, которая в нем изначально жила и постоянно сопротивлялась насилию гордого разума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.008 с.)