Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Общая характеристика реализма второй половины XIX в.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ОСТРОВСКОГО. 1. Новаторство Островского заключалось в тематике. Он круто повернул драматургию к жизни, к ее повседневности. 2. Разрабатывая широкий круг тем, писатель пользовался материалом о быте и нравов верхнего Поволжья и Москвы. «Островский, - писал Гончаров, - исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, т.е. великороссийского государства». 3. В основе любой пьесы – магистральная, ведущая тема большого социального звучания, раскрывающаяся при помощи подчиненных ей частных тем, по преимуществу бытовых. Этим самым его пьесы приобретают тематически сложную комплексность, многогранность. 4. Принципы изображения характеров: а) глубочайшее проникновение в психологический мир персонажей; б) введение сведений о происхождении, жизненной практике, общественном положении героев; в) противоречивость характеров; г) говорящие фамилии героев Островского указывают на происхождение духовное, социальную принадлежность, социально-психические особенности, на положение в обществе; д) действующие лица возникают перед нами как живые, ощутимо наглядные, словно изваянные, покоряя и огромной обобщенностью, и неповторимой индивидуальностью; е) элементы романтики, органически включенные в реалистическую ткань пьес Островского, явно проявляются в таких образах как, Катерина, Кудряш. Романтика этих героев – в устремленности к свету, красоте, свободе, мечте, в эмоционально-патетической приподнятости; ж) при изображении человеческих характеров Островский применяет и средства символики. Показывая сложные переживания Катерины, ее внутреннюю борьбу, он использует символику грозы. 5. Особенности композиции пьес Островского: а) в пьесах экспозиции нередко занимают целые акты. При распространенной экспозиции главные, сюжетообразующие персонажи первоначально чаще характеризуются репликами, рассказами других действующих лиц; б) в процессе развития пьес драматург вводит самые разнообразные ремарки, но в большинстве случаев содействующие ясности психологических свойств и состояний персонажей; в) при наличии распространенной экспозиции завязки пьес глубоко мотивированные, а поэтому задержанные; г) создавая в пьесах атмосферу жизненной правды, автор с самого начала вводит читателя в сферу житейской повседневности. В этих целях он часто начинает пьесы какой-либо заурядной, обычной фразой беседующих действующих лиц или рассуждением вслух одного из них; д) для полного воплощения идеи пьесы драматург вводит «внесюжетные» образы; е) для развития конфликта пьес характерна строгая последовательность. Каждая сцена вытекает из другой, строго подчиняясь теме, сюжету, идее. Это придает не только композиционную стройность, собранность, непрерывность развития, но и все повышающуюся напряженность действия; ж) сценичности его пьес содействуют кульминации, совпадающие с развязкой.
III. И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ» ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Ни одно произведение И.С. Тургенева не вызвало таких разноречивых откликов, как «Отцы и дети» (1861). Иначе и быть не могло! Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Летом 1860 г. Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов. В дрожь бросало писателя от их «откровений»: нет любви, а есть лишь «физиологическое влечение», нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот... И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. В конце июля 1860 г. в городке Вентнор на английском острове Уайт писатель обдумывал план нового романа. Он составил список действующих лиц, набросал предварительно портрет главного героя. Работа над образом Базарова увлекла его: он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимой 1860-1861 гг. в Париже. В 1861г. работа завершена, но у Тургенева появились глубокие сомнения в целесообразности его публикаций: слишком неподходящим оказался исторический момент. И тем не менее, в феврале в книжке «Русского вестника» за 1862г. роман был опубликован. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Название романа «Отцы и дети» часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии – значит понимать его «по-базаровски». Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное «отцами». Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление их принципов на основе уважения. Начиная свой роман с описания столкновения между отцом и сыном, Тургенев утверждает, что здесь торжествует некая извечная жизненная норма. Писателя герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА 1. В центре сюжета – конфликт двух поколений. 2. Точная датировка событий (20.09.1859-1860), что позволяет вызвать у читателя конкретное представление о времени. Это годы, когда обнаружился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. 3. Центральное место занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется в двух. Все персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним. 4. Лаконизм благодаря тщательному отбору точных слов, великолепному знанию народной речи. 5. Мастерство диалогов. 6. Тургенев редко поясняет значение слов и поступки героев, считая, что писатель должен быть психологом, но «тайным». ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Тургенев поставил в «Отцах и детях» ряд проблем: - общественно-политические: отношение к существующему строю и порядку; - нравственные: проблема двух поколений, проблема самовоспитания, жизненной активности, вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношение к природе, искусству); - философские: отношение к религии, к народу, смысл жизни. ОБРАЗ БАЗАРОВА Образ центрального героя романа «Отцы и дети» уникален. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: «Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду» (т.е. на деятельность революционеров-демократов). Заслуга писателя в том, что он первым в России попытался создать образ «нового человека», представителя разночинцев. Уникально и отношение автора к своему герою. В письме к Фету Тургенев сделал исключительно важное признание: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». А в письме к А.И. Герцену он подчеркнул иное отношение к своему герою: «…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». И как бы ни уверял автор в симпатиях к своему герою: «Базаров – мое любимое детище», как бы ни сочувствовал ему, нельзя не видеть, сколь чужд Тургеневу самый «базаровский тип». В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев подчеркивает очень важное обстоятельство: его герой появляется в момент социального перелома. Он говорит об идейном убеждении, «едва народившемся, еще бродившем». Уже одно это определяет неоднозначность Базарова, соединение в его личности разных, порой противопоставленных, взаимоисключающих начал. Он – герой времени, когда общественные силы гибели и возрождения, противостоя друг другу, действуют одновременно. Такие эпохи порождают непредсказуемый, построенный на внутреннем конфликте, дисгармоничный тип личности. Именно поэтому заведомо невозможно однозначно определить отношение Тургенева к его «любимому детищу», к герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор не только не разделяет нигилистических убеждений Базарова, но всем ходом романа последовательно их развенчивает. И в то же время писатель испытывает огромный интерес к своему герою, в котором отразилась эпоха – во всех ее противоречиях. Как бы ни был мил Тургеневу Николай Петрович, в его личности эпоху не исследуешь. Еще менее интересен ему Аркадий – слабая копия отца. Героем времени становится, прежде всего, сильная, самобытная, социально активная личность. А сила и самобытность уже сами по себе не могут не интересовать литературу. Таким образом, сама личность Базарова привлекает автора. И, действительно, Тургенев, стремясь понять и полюбить Базарова, создает образ неоднозначный, небезупречный, но человечески очень интересный, вызывающий вначале по крайней мере любопытство, а к финалу романа – уже сострадание. Ни на секунду никого не оставит Базаров равнодушным. Он вызывает ненависть или любовь, но в нем нет ничего, порождающего скуку. Тургенев утверждал, что Базаров – «лицо трагическое». После кончины Добролюбова писатель сказал: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Та же авторская эмоция сопровождает последние главы романа. Авторское сопереживание герою здесь проступает особенно сильно: преклонение перед душевной стойкостью героя, скорбные чувства. Роман заканчивается образом намогильных цветов. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке. Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей, людей, в которых силен «заряд отрицательной энергии». Но каково на самом деле взаимодействие таких героев с эпохой? Что приносит их нигилизм обществу и что дает он самим нигилистам? На эти вопросы и стремится найти ответ Тургенев. 1. Внешность, портрет героя; современники считали, что Базаров похож на Добролюбова – глаза умные, спокойные, самоуверенные, красные руки, длинные волосы, балахон с кистями – весь он прост и демократичен; 2. происхождение: дед Базарова пахал землю, отец –полковой лекарь, мать-из небогатых помещиц; 3. воспитание: Базаров считает: «Всякий человек сам себя воспитать должен…» Он рано начал самостоятельную жизнь, учился в университете – «отроду лишней копейки не взял», сам зарабатывает и содержит себя; 4. отношение к простым людям; 5. занятия и интересы Базарова: студент, главный предмет его – естественные науки; как многие разночинцы, считает, что надо сделать практическое дело; 6. качества характера Базарова: а) ум (Николай Петрович говорит, что он «умен и знающ»); б) образованность (герой занимается естественными науками, медициной, знаком с работами немецких физиологов, гомеопатией, ботаникой …); в) самостоятельность («Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои»); г) трудолюбив (Тургеневу не удается показать, что делает Базаров, но на протяжении всего романа он упоминает, что Базаров работает: опыты, травы, химия, лягушки, медицинская помощь крестьянам); д) энергичность, настойчивость, сила воли, целеустремленность («А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»); е) прямота, искренность суждений (в отношениях с Одинцовой, Аркадием); ж) твердость и мужество (боится «рассиропиться» во время объяснения с Одинцовой, во время дуэли); з) резкость, грубость, цинизм, неверное отношение к искусству. 7. общественно-политические взгляды: Базаров-нигилист, в споре с Павлом Петровичем он отрицает все элементы существующего строя и говорит, что дело их поколения – все разрушить и место расчистить, а строить будут другие; 8. философские взгляды Базарова: а) материалист, но при этом в его мировоззрении есть элементы популярного тогда вульгарного материализма, поэтому он не признает индивидуальности в человеке, упрощает сложную духовную жизнь сознания до физиологических элементов («Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду»); б) понимание зависимости психики людей от общественных условий («Исправьте общество, и болезней не будет»); в) атеизм (отказ от причастия перед смертью); г) утилитаризм (признание только того, что приносит практическую пользу: «Природа не храм, а мастерская», рассуждение о Рафаэле, Пушкине, музыке). Последовательно развенчивает Тургенев базаровские убеждения. Поворот в ходе романа начинается с тринадцатой главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя. Он, отрицавший любовь, также бессилен с ней бороться, как в финале романа будет бессилен бороться со смертью: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» И, прежде уверенный в себе, гордящийся тем, что он «самоломанный», Базаров теряет былую цельность, утрачивает былую самоуверенность. Только в восемнадцатой главе Тургенев допускает пространное рассуждение о внутреннем мире Базарова, прежде как будто скрытом и от нас, и от самого автора под броней нигилизма. Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение все идеи, которыми он жил. Охватившая Базарова любовь «пробила брешь» в его теории. Она заставила его иначе взглянуть на себя и на мир – и вот уже Евгений начинает видеть, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Тургенев избрал для романа очень интересную композицию. Он дважды проводит своего героя по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Создается великолепный эффект: к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения во второй половине романа приходит новый Базаров: познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Вторая часть романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. Все взаимоотношения, свидетелями которых стали читатели в «первом круге», разрушаются во «втором». Тургенев доводит до логического конца, исчерпывает их. Течение второй половины «Отцов и детей» строится как бы на чередовании «взрывов»: все, что осталось недосказанным, находит свое разрешение. Базаров оказывается перед необходимостью заново познать и себя самого, и мир. Смерть героя глубоко символична. Он гибнет бессмысленно, даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Тургенев дает Базарову время осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти. Он ставит своего героя в страшные условия: молодой, полный сил медик, готовившийся жить долго, свершить великие дела, должен умереть – и никакая медицина ему не поможет. Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нем силу, всю мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен; в считанные дни проявить себя полностью, до конца. Нелепая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова. Напротив, в нем высвобождаются от последнего нигилистического гнета его лучшие человеческие черты. Пусть неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей; не показать своих страданий. Он открывает, что истинная ценность мира – вне каких бы то ни было отвлеченных теорий, что высшие законы для человека – законы нравственности. Заканчивается роман эпилогом, который несет всеобъемлющую идею: жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. И какие бы люди ни приходили в мир, как бы страстно ни желали они перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало, они уходят, исчезают – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо и безутешные двое у могилы сына. ПСИХОЛОГИЗМ ТУРГЕНЕВА Тонкость тургеневского психологизма, его умение художественно осваивать нюансы переживаний отмечались современниками как бесспорная заслуга писателя. Объектом изображения у Тургенева становится не последовательность мыслей и рассуждений героев, а эмоциональные переживания, тайная внутренняя жизнь, в которой герои иногда и сами не отдают себе отчета. Приемы психологического изображения: 1. Воспроизведение внутренней жизни человека в ее реальном виде. 2. Рассказ о внутреннем состоянии героя от 3-го лица, отказ от самопсихологизма. Повествование от 3-го лица позволило воссоздать противоречивые состояния человеческой души, несовпадение эмоционального и рационального. 3. Отсутствие временной дистанции между переживанием и рассказом о нем, что усиливает убедительность и достоверность. 4. Внутренний монолог как форма передачи мыслительных процессов. 5. Принцип «тайного психологизма», реализующийся: а) через чередование психологических и непсихологических эпизодов; б) широкое применение приемов косвенного изображения внутреннего мира (изображение внутреннего состояния через подробности внешнего поведения, детали пейзажа, портрета, интерьера и т.д.); в) через умолчание, предполагая, что читатель сам, без авторской помощи, поймет психологическое состояние героя. Итак, своеобразие психологического стиля Тургенева – романиста – в многостороннем воспроизведении внутреннего мира человека средствами объективного повествования, в специфическом интересе к эмоциональной сфере внутренней жизни, в широком применении приемов «тайного психологизма». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х годов 19 века. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 годом. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше. Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава «Помещик») позволяет считать 1863 год датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863-1864 годам. Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. К продолжению работы Некрасов приступил лишь в 70-х годах, после семилетнего перерыва. Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части. Очередные части поэмы печатались в журнале «Отечественные записки». Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел. ЖАНР ПОЭМЫ Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание произведения требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал ее, социально-философскую поэму. Поэт стремился осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу. В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею. В эпическое повествование широкими пластами входят элементы лирики. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Поэма строится по законам классической эпопеи: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? Внутренне части связаны идеей: показать рост самосознания народа. В «Прологе» как будто намечена и четкая схема путешествия – встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Автор допускает «отступления, заходы в прошлое», что позволяет остановить внимание на том или ином герое, предмете. Сказочные мотивы позволяют Некрасову свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России на другой, замедлять или ускорять время по сказочным законам. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопрос. Так построены главы «Поп», «Счастливые», «Помещик», вся третья часть «Крестьянка». При этом каждая из этих глав или частей имеет свою особенность. Рассказы попа и помещика сравнительно невелики по объему, построены в форме прямого ответа на вопрос мужиков. Эти рассказы представляют собой монологи предполагаемого «счастливца», изредка прерываемые короткими репликами крестьян. Рассказ Матрены («Крестьянка») отличается значительно большей сложностью: это имеющая самостоятельное значение повесть о судьбе крестьянской женщины, занимающая восемь глав произведения, изобилующая многими отклонениями от основного повествовательного стержня, содержащая внутри себя рассказы других действующих лиц (например, рассказ Савелия). Другая композиционная форма развития сюжета состоит в показе того, что проходит перед глазами семерых странников во время их путешествия, когда они выступают не в роли допытывающихся ответа у встречных, а держатся как бы в стороне, являются наблюдателями. Перед нами сменяются сцена за сценой, они слушают разные истории, песни, до них доносятся обрывки разговоров, реплики, возгласы. В такой форме написаны «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Последыш», большая часть «Пира – на весь мир». Третий вид сюжетного повествования – это рассказ от имени автора. Крестьяне-странники не появляются на сцене ни в качестве доискивающихся, ни в качестве наблюдателей, они вообще здесь не фигурируют. В такой форме идет повествование о Григории Добросклонове. Композиция поэмы – свободная, емкая, придающая произведению характер широкого поэтического обозрения, - отвечает авторскому замыслу дать развернутый показ самых различных сторон современной действительности: кажущаяся рыхлость композиции, произвольность в расположении отдельных эпизодов художественно оправданы. Располагая эпизоды внутри отдельных глав. Некрасов сознательно помещает в конце глав наиболее яркие в социальном отношении эпизоды. В других случаях композиционная роль соседних эпизодов, изображающих различные стороны жизни, состоит в том, что автор противопоставляет их, подчеркивает их социальную контрастность, внутренне присущую им конфликтность. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создает особый тип романа – идеологический. В основе драматического конфликта романа – борьба одержимых идеалами людей, столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, мучительная борьба теории с жизнью в душе человека. Вместе с тем, в сюжетной ткани романа ощутимы элементы авантюрные, детективные. В основе сюжета лежит история преступления и его разоблачения. История эта покрыта тайной, и секрет занимательности состоит в том, что тайна постепенно раскрывается. ВЫВОД: роман идеологический, социально-психологический, детективный. «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращается в сюжетную тайну» (В. Шкловский). ОБРАЗ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В центре романа фигура Родиона Раскольникова. Герой Достоевского необычен: влача жалкое существование, он готов отдать последнее тому, кому, на его взгляд, сейчас совсем плохо: он остается красивым даже в лохмотьях, в нем чувствуется какая-то особая гордость. Особенности характера РАСКОЛЬНИКОВА а) «угрюм, мрачен, надменен и горд…Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…Ужасно высоко себя ценит…Право, точно в нем два противоположных характера сменяются». (Разумихин). Замкнут, необщителен, сосредоточен в себе; б) способен на добрые дела: любит мать и сестру, жалеет Мармеладовых, не может бросить пьяную обесчещенную девочку, заботится об отце своего университетского товарища, больного туберкулезом; в) постепенно, под влиянием социального устройства жизни приходит к мысли о необходимости борьбы, но выбирает путь убийства, «крови по совести». В центре внимания исследователей, изучающих роман «Преступление и наказание», находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. И здесь можно выделить три концепции: а) идея многослойности, когда находят до пяти мотивов, объясняющих преступление (Ю. Борев); б) концепция двойственности мотивов основана на столкновении двух главных идей – Наполеона и Христа (В. Кирпотин и С. Белов); в) однозначная концепция, ставящая во главу угла идею Наполеона (Г. Поспелов, Ю. Карякин). БЕЗОБРАЗНЫЙ – этим словом автор характеризует мир, в котором живет герой, причины неразрешимого конфликта с этим миром и, наконец, определяет внутреннее состояние героя и его мечту. БЕЗОБРАЗНАЯ мечта – в этом словосочетании выражается двойственность души Раскольникова, показывается постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким. БЕЗОБРАЗНАЯ – здесь говорит чувство (безграничное отвращение к тому, что задумал) и ум (создавший две теории: наполеоновскую и арифметическую для обоснования убийства). МЕЧТА – здесь и стремление Раскольникова сделать добро всем людям, и желание стать «наполеоном», властелином. Красота и безобразие противостоят друг другу. Фамилия героя символизирует раскол, происходящий в душе Раскольникова.. VI. М.Е. САЛТЫКОВ ЩЕДРИН. РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА Головлевская хроника поначалу не мыслилась писателем как самостоятельное произведение. С 1875 года в «Отечественных записках» писатель стал печатать серию рассказов и очерков под общим заглавием «Благонамеренные речи», в которую входили и рассказы из жизни помещичьей семьи Головлевых. По совету И.С. Тургенева Салтыков – Щедрин дописал несколько глав-историй и в 1880 году выпустил отдельной книгой под новым названием «Господа Головлевы». Роман имеет автобиографические источники и реальных прототипов. На головлевскую тему Салтыков-Щедрин набрел, побуждаемый мыслями и впечатлениями, вызванными реальными и чрезвычайно тяжкими собственными переживаниями. За некоторыми образами и деталями угадываются имена и дела известных писателю лиц: -упоминание о «постылых детях» Арины Петровны связано с обычным в семье Салтыковых делением на «любимчиков» и «постылых»; -назидания Арины Петровны Павлу напоминают наставления, бывшие в ходу в семействе Салтыковых; -в долгой и запутанной тяжбе о наследстве, которая затронула и Салтыкова-Щедрина, самая неприглядная роль принадлежала старшему брату; -образ Арины Петровны вобрал впечатления писателя о яркой и властной фигуре матери. Но атмосферу своей собственной семьи писатель воспроизвел только отчасти, в развитии фабулы рассказа и судьбы действующих лиц допустил много вымысла. Он всегда был исследователем и первооткрывателем таких глубинных пластов жизни, которые другим казались чем-то привычным и примелькавшимся. СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ Каждая из глав романа снабжена емким «говорящим» заглавием. Из семи названий глав щедринского романа первые пять непосредственно соотнесены с темой семьи, семейных отношений («Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»). Каждое из этих пяти заглавий, как будто намекающих на существование традиционных семейных связей, на самом деле содержит скрытый сатирический намек на необратимый распад. «Семейный суд» – лицемерная расправа над Степаном Владимировичем. «По-родственному» – Иудушка ускоряет смерть брата Павла. «Семейные итоги» – проклятие сына-кровопийцы. «Племяннушка» – отъезд Анниньки. «Недозволенные семейные радости» – Иудушка отправляет новорожденного в воспитательный дом. Предпоследняя глава – «Вымороченный». В Толковом словаре В.И. Даля «вымороченный» – вымерший (Выморочный род. Выморочное имение.) Глубоко знаменательно название всего романа: «Господа Головлевы». Господин- 1. форма вежливого обращения; 2. человек, принадлежащий к привилегированному классу; 3. владыка, хозяин положения. Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи, но многие из них оказываются не настоящими господами, заглавие романа воспринимается уже не буквально, это господа, которые перестают быть хозяевами положения в жизни, в быту, в семье. «ГОЛОВЛЕВЫ» - это слово читается как «самоубийцы», стоит только припомнить старославянское «голова» и «головных» – «убитый» и «убийца». Это фамилия, поэтому слово это как будто несет еще некий родовой, закономерный, определенный самой судьбой характер. На этих значениях многое держится в художественном мире «Господ Головлевых». ТЕМА РОМАНА – разрушение и гибель семьи Головлевых. Почему же господа Головлевы обречены на вымирание? Ответ - в содержании всего романа: паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера бессмысленного накопительства, лицемерие, ложь, вражда всех к каждому, лень, беспомощность. ОСНОВНАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОБЛЕМА РОМАНА – определение границ выживаемости человека, покинутого Совестью, судьба вымороченного мира. «Господа Головлевы» – «общественный» роман. В распаде семьи Салтыков-Щедрин увидел верные признаки тяжелой социальной болезни, охватившей русское общество. Теме дворянского оскудения писатель придает новый, неожиданный поворот. В то время, как другие писатели сосредоточили внимание на экономическом оскудении дворянских гнезд, Щедрин делает акцент на другом: Головлевы легко приспособились к пореформенным буржуазным порядкам и не только не разоряются, а стремительно богатеют. Но по мере их материального преуспевания, в собственной душе совершается страшный процесс внутреннего опустошения, который и интересует Щедрина. Шаг за шагом прослеживает он этапы духовной деградации всех своих героев. В художественном мире романа центральную роль играют образы блудного сына. Пустоты, без-совестного мира и бесприютной Совести. Сюжет и композиция романа-хроники подчинены изображению распада, гибели головлевской семьи. Исчезают родственные связи, повседневные отношения приобретают форму презрительного равнодушия, взаимной брани. Каждый из головлевской фамилии и по наследственным своим задаткам, и по воспитанию, и по всей обстановке жизни был подготовлен к тому, чтобы цинично и безалаберно отнестись к «семейным узам». Праздность, непригодность к какому-либо делу, безудержное стремление урвать для себя кусок получше, пожирнее – все эти привычки точат род Головлевых. Есть одна любопытная особенность этого романа: в истории каждого последующего персонажа «Господ Головлевых» повторяется в каких-то важных чертах нечто из жизни предыдущего персонажа. «СЕМЕЙНЫЙ СУД» – кульминация очерка – «совещание» членов головлевской семьи по поводу дальнейшей жизни Степана, старшего сына, промотавшего выделенную ему долю наследства. Слова «семья», «по-родственному» звучат постоянно, но реального содержания за ними нет. Арина Петровна не находит для своего сына других определений, кроме как «балбес», «мерзавец», «злодей». В конце концов она обрекает его на полуголодное существование. Брат Павел выслушивает приговор Степану совершенно равнодушно. Порфирий – «Иудушка» уговаривает «милого друга маменьку» не выделять «балбесу» отцовской доли наследства. Степан – одаренный от природы, но беспутный, озорной и одновременно жалкий человек. Петенька проиграл в карты казенные деньги и приехал в Головлево как в последнее «свое место», куда только мог приехать в минуту отчаяния. С тревогой ощущает Петенька душевную пустоту Иудушки. А потрясенная Арина Петровна вспоминает историю с «Балбесом». Совпал и финал повестей: ни один мускул не дрогнул на деревянном лице Иудушки, «ни одна нота в его голосе не прозвучала чем-нибудь похожим на призыв блудному сыну». Судьбу двух братьев Иудушки и двух его сыновей разделяет и «племяннушка» Порфирия Петровича – Аннинька. ОБРАЗ ИУДУШКИ Порфирий Петрович выписан очень пластично. Ему, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову. Иудушка мастерски использует в сущности нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречиво говорящи. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у него в ритуал, в привычный обряд. Хозяйственное преуспеяние героя достигается ценой рассчитанных и страшных в своей безжалостности ухищрений. У Порфирия Петровича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал. Финал «Господ Головлевых» загадочен, автор наделяет героя такими чертами, что тип помещика-стяжателя и пустослова воспринимается по-настоящему трагически. Порфирию Петровичу открылась ужасная правда. Каждое воспоминание о прошлом приносило боль. Иудушка «в первый раз в жизни…серьезно, искренне возроптал на свое одиночество…», не проходит для него бесследно и смерть сына Володи: «…по временам даже и в нем поднимался какой-то тусклый голос, который бормотал, что все-таки разрешение семейного спора самоубийством – вещь по малой мере подозрительная…» («Семейные итоги»). Сам головлевский хозяин, растерзанный совестью, потрясенный и измученный, идет на сознательную смерть. Зло казнит человека, писатель словно бы напоминает людям об их собственной ответственности за свою судьбу. Салтыков – Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели пробуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводят человека нравственные изъяны, нравственное оскотинение. В финале романа мы узнаем его начало, роман кончается тем же, с чего начался. Исход Иудушки, старого головлевского барина - это в то же время начало правления «новой» хозяйки усадьбы – «сестрицы Надежды Ивановны Галкиной». История завершила круг и вернулась к тому же, с чего началась. Жизнь в романе словно замкнута в какую-то безвыходную наезженную колею: здесь ничто не начинается и не кончается; даже – здесь в<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.018 с.) |