Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Ф. М. Достоевский «преступление и наказание»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Преступление и наказание» – одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумрачную, переходную эпоху: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционной демократии на крестьянскую революцию оказались несостоятельными. М.Е. Салтыков-Щедрин задавал тревожный вопрос: «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются…» Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит. Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными, нарастал процесс распада вековых духовных ценностей, смешивались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности. Русская художественная и философская мысль напряженно анализировала происходящее, осознавала истоки кризиса, искала выход. Лермонтов и Гоголь, первыми ощутившие дыхание близящейся трагедии, создали бессмертные образы, запечатлевшие духовную ущербность, нравственную несостоятельность «нашего времени». Однако их надежды связывались не с нигилистическим отрицанием всех святынь, но с возвращением к истинным ценностям. 60-е годы особенно плодотворны предложениями человечеству особых принципов человеческих отношений. Некрасов строил свою систему, где главенствующая роль отводилась жертвенной личности, готовой пойти на плаху ради счастья других; Чернышевский выпустил в свет «революционное евангелие», которым зачитывались целые поколения юных преобразователей. Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв – все это сказывалось, и прежде всего – на молодых умах, которые дышали той атмосферой, формировались ею. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создает особый тип романа – идеологический. В основе драматического конфликта романа – борьба одержимых идеалами людей, столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, мучительная борьба теории с жизнью в душе человека. Вместе с тем, в сюжетной ткани романа ощутимы элементы авантюрные, детективные. В основе сюжета лежит история преступления и его разоблачения. История эта покрыта тайной, и секрет занимательности состоит в том, что тайна постепенно раскрывается. ВЫВОД: роман идеологический, социально-психологический, детективный. «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращается в сюжетную тайну» (В. Шкловский). ОБРАЗ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В центре романа фигура Родиона Раскольникова. Герой Достоевского необычен: влача жалкое существование, он готов отдать последнее тому, кому, на его взгляд, сейчас совсем плохо: он остается красивым даже в лохмотьях, в нем чувствуется какая-то особая гордость. Особенности характера РАСКОЛЬНИКОВА а) «угрюм, мрачен, надменен и горд…Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…Ужасно высоко себя ценит…Право, точно в нем два противоположных характера сменяются». (Разумихин). Замкнут, необщителен, сосредоточен в себе; б) способен на добрые дела: любит мать и сестру, жалеет Мармеладовых, не может бросить пьяную обесчещенную девочку, заботится об отце своего университетского товарища, больного туберкулезом; в) постепенно, под влиянием социального устройства жизни приходит к мысли о необходимости борьбы, но выбирает путь убийства, «крови по совести». В центре внимания исследователей, изучающих роман «Преступление и наказание», находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. И здесь можно выделить три концепции: а) идея многослойности, когда находят до пяти мотивов, объясняющих преступление (Ю. Борев); б) концепция двойственности мотивов основана на столкновении двух главных идей – Наполеона и Христа (В. Кирпотин и С. Белов); в) однозначная концепция, ставящая во главу угла идею Наполеона (Г. Поспелов, Ю. Карякин). БЕЗОБРАЗНЫЙ – этим словом автор характеризует мир, в котором живет герой, причины неразрешимого конфликта с этим миром и, наконец, определяет внутреннее состояние героя и его мечту. БЕЗОБРАЗНАЯ мечта – в этом словосочетании выражается двойственность души Раскольникова, показывается постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким. БЕЗОБРАЗНАЯ – здесь говорит чувство (безграничное отвращение к тому, что задумал) и ум (создавший две теории: наполеоновскую и арифметическую для обоснования убийства). МЕЧТА – здесь и стремление Раскольникова сделать добро всем людям, и желание стать «наполеоном», властелином. Красота и безобразие противостоят друг другу. Фамилия героя символизирует раскол, происходящий в душе Раскольникова..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.01 с.) |