Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система образов и проблематика
Поэму открывает «Пролог» – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: не случайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел. Эти герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий – либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов -–любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Все они воспроизводят один общенародный тип. Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни: что есть правда, что есть счастье; способность к самопожертвованию. И в то же время они не идеализированы: они ухватливы и смекалисты, не прочь подраться, когда спор зашел в тупик, знают толк в выпивке. Наши герои дают обет: не возвращаться по домам, пока не решат свой спор. Так начинается их путь «по всей Руси святой». Главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» сотканы из отрывков разговоров, из горьких рассказов людей о своей жизни, из комичных эпизодов и страшных откровений. Некрасов создает картину, в которой народ заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего житья. В двух-трех строках можно сказать о многом. Особо важен образ Якима Нагого – мужицкого поэта и философа. Тяжела и неприглядна его судьба. В молодости столкнулся с питерским купцом, угодил в тюрьму, вышел оттуда, «как липочка ободранный», возвратился в деревню и «с тех пор лет тридцать жарится на полосе под солнышком». Весь он сросся с землей: «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо». Мужиков смешит его тяга к красоте, но и внушает уважение. История Якима, спасавшего из горящего дома не серебро, а картинки, оказывается одним из центральных эпизодов поэмы. Не оскудела Русь ни талантами, ни жаждой света, ни тягой к красоте. В главе «Счастливые» Некрасов поднимает проблему терпения и смирения народа. Образы крестьянина, солдата, старухи, искренне считающих себя счастливыми, одновременно забавны и трагичны. В их жалкой жизни крохотная удача уже кажется счастьем.
Центральное место в главе занимает образ Ермилы Гирина. Он – та сильная личность, которую крестьянский мир избирает из своей среды и добровольно вручает ему власть. Через образ и судьбу Гирина автор рассматривает суть крестьянской общины, ее истинные нравственные законы. Судьба русской крестьянки становится особой темой поэмы, ибо жизнь женщины оказывается еще тяжелей и трагичней, чем жизнь мужика: «Не дело между бабами счастливую искать». Долгий, подробный рассказ Матрены Тимофеевны о ее (еще достаточно благополучной, еще на редкость удачливой!) судьбе – это и ода красоте души русской крестьянки, и страстное обвинение тем, кто обрек ее на такие муки. В особую подглавку выделен рассказ Матрены Тимофеевны о дедушке Савелии. Само название «Савелий, богатырь святорусский» настраивает на былинный лад. Вспомним важнейшую черту былинного жанра. Герои былины – богатыри- лишены добродетели, смирения и долготерпения. Они- воплощение народной силы и мощи, они – заступники народные, борцы, карающие врагов земли русской. Поэзия бунта, убийства злодея звучит в образе Савелия. Его присказка «Клейменный, да не раб» поднимает проблему духовного рабства. Сам Савелий свое каторжное клеймо считает не позором, а знаком избранности; именно он, клейменный, духовно свободен, ибо не пожелал терпеть рабские унижения. Глава «Пир на весь мир» оказалась последней, которую успел написать Некрасов. Поэтому в поэме остается открытым главный вопрос, остаются незавершенными поиски героев. В восьмой главе автор стремится к философскому осмыслению странничества. Само существование странников доказывает, что идея поиска истины неистребима в народе, бессмертны душа и память народа. И тем горше, тем отчаянней звучат призывы автора увидеть в необразованной крестьянской толпе людей, жаждущих добра и света: Такая почва добрая Душа народа русского! О сеятель! Приди… Среди легенд, рассказываемых странниками, особое место занимает «Легенда о двух великих грешниках». Идея искупления грехов – основополагающая в христианской морали. Но, сохраняя стиль и образность религиозных сказаний, автор вкладывает в «Легенду о двух великих грешниках» смысл антихристианский, ибо его Кудеяр-разбойник свои грехи убийства, грабежа и насилия искупает не смирением, но убийством злодея – пана Глуховского. В этой легенде Некрасов проповедует одну из важнейших революционно-демократических идей: оправданность убийства тирана, оправданность насилия над насильником. Никакими добрыми делами не мог раскаявшийся Кудеяр заслужить прощение, и лишь пролитая им кровь угнетателя омыла его душу.
Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой приводили своих героев к безусловному моральному запрету любого насилия. В последней главе «Доброе время, добрые песни» Некрасов рисует светлый образ заступника народного Гриши Добросклонова. Его суть и его роль в поэме хорошо раскрывает В.В. Жданов: «Образ…Гриши Добросклонова…должен был символизировать грядущее обновление России. Вместе с этим новым персонажем в поэме возникают неожиданно светлые страницы. В них выражены заветные некрасовские мысли о будущем подлинном освобождении крестьянства: Собирается с силами русский народ И учится быть гражданином. Образ Гриши Добросклонова придает поэме Некрасова, которую он сам считал незаконченной, известную композиционную завершенность: можно предположить, что Гриша и есть тот «счастливец», которого безуспешно искали странники; счастье свое он находит в служении народу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.) |