Система образов и проблематика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система образов и проблематика



Поэму открывает «Пролог» – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: не случайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел. Эти герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий – либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов -–любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Все они воспроизводят один общенародный тип.

Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни: что есть правда, что есть счастье; способность к самопожертвованию. И в то же время они не идеализированы: они ухватливы и смекалисты, не прочь подраться, когда спор зашел в тупик, знают толк в выпивке.

Наши герои дают обет: не возвращаться по домам, пока не решат свой спор. Так начинается их путь «по всей Руси святой».

Главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» сотканы из отрывков разговоров, из горьких рассказов людей о своей жизни, из комичных эпизодов и страшных откровений. Некрасов создает картину, в которой народ заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего житья. В двух-трех строках можно сказать о многом.

Особо важен образ Якима Нагого – мужицкого поэта и философа. Тяжела и неприглядна его судьба. В молодости столкнулся с питерским купцом, угодил в тюрьму, вышел оттуда, «как липочка ободранный», возвратился в деревню и «с тех пор лет тридцать жарится на полосе под солнышком». Весь он сросся с землей: «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо».

Мужиков смешит его тяга к красоте, но и внушает уважение. История Якима, спасавшего из горящего дома не серебро, а картинки, оказывается одним из центральных эпизодов поэмы. Не оскудела Русь ни талантами, ни жаждой света, ни тягой к красоте.

В главе «Счастливые» Некрасов поднимает проблему терпения и смирения народа. Образы крестьянина, солдата, старухи, искренне считающих себя счастливыми, одновременно забавны и трагичны. В их жалкой жизни крохотная удача уже кажется счастьем.

Центральное место в главе занимает образ Ермилы Гирина. Он – та сильная личность, которую крестьянский мир избирает из своей среды и добровольно вручает ему власть. Через образ и судьбу Гирина автор рассматривает суть крестьянской общины, ее истинные нравственные законы.

Судьба русской крестьянки становится особой темой поэмы, ибо жизнь женщины оказывается еще тяжелей и трагичней, чем жизнь мужика: «Не дело между бабами счастливую искать».

Долгий, подробный рассказ Матрены Тимофеевны о ее (еще достаточно благополучной, еще на редкость удачливой!) судьбе – это и ода красоте души русской крестьянки, и страстное обвинение тем, кто обрек ее на такие муки.

В особую подглавку выделен рассказ Матрены Тимофеевны о дедушке Савелии. Само название «Савелий, богатырь святорусский» настраивает на былинный лад. Вспомним важнейшую черту былинного жанра. Герои былины – богатыри- лишены добродетели, смирения и долготерпения. Они- воплощение народной силы и мощи, они – заступники народные, борцы, карающие врагов земли русской.

Поэзия бунта, убийства злодея звучит в образе Савелия. Его присказка «Клейменный, да не раб» поднимает проблему духовного рабства. Сам Савелий свое каторжное клеймо считает не позором, а знаком избранности; именно он, клейменный, духовно свободен, ибо не пожелал терпеть рабские унижения.

Глава «Пир на весь мир» оказалась последней, которую успел написать Некрасов. Поэтому в поэме остается открытым главный вопрос, остаются незавершенными поиски героев. В восьмой главе автор стремится к философскому осмыслению странничества. Само существование странников доказывает, что идея поиска истины неистребима в народе, бессмертны душа и память народа. И тем горше, тем отчаянней звучат призывы автора увидеть в необразованной крестьянской толпе людей, жаждущих добра и света:

Такая почва добрая

Душа народа русского!

О сеятель! Приди…

Среди легенд, рассказываемых странниками, особое место занимает «Легенда о двух великих грешниках». Идея искупления грехов – основополагающая в христианской морали. Но, сохраняя стиль и образность религиозных сказаний, автор вкладывает в «Легенду о двух великих грешниках» смысл антихристианский, ибо его Кудеяр-разбойник свои грехи убийства, грабежа и насилия искупает не смирением, но убийством злодея – пана Глуховского. В этой легенде Некрасов проповедует одну из важнейших революционно-демократических идей: оправданность убийства тирана, оправданность насилия над насильником. Никакими добрыми делами не мог раскаявшийся Кудеяр заслужить прощение, и лишь пролитая им кровь угнетателя омыла его душу.

Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой приводили своих героев к безусловному моральному запрету любого насилия.

В последней главе «Доброе время, добрые песни» Некрасов рисует светлый образ заступника народного Гриши Добросклонова. Его суть и его роль в поэме хорошо раскрывает В.В. Жданов: «Образ…Гриши Добросклонова…должен был символизировать грядущее обновление России. Вместе с этим новым персонажем в поэме возникают неожиданно светлые страницы. В них выражены заветные некрасовские мысли о будущем подлинном освобождении крестьянства:

Собирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Гриши Добросклонова придает поэме Некрасова, которую он сам считал незаконченной, известную композиционную завершенность: можно предположить, что Гриша и есть тот «счастливец», которого безуспешно искали странники; счастье свое он находит в служении народу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)