VII. Л. Н. Толстой «война и мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Л. Н. Толстой «война и мир»



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Роман «Война и мир» был задуман как повествование о декабристе, возвращающемся из ссылки в 1856 г. В процессе работы замысел видоизменялся, Толстой обращается к 1825 году, 1812 годам – времени молодости, возмужания героя. Постепенно личность героя-декабриста отступила на задний план. Писатель возвращается к 1805 году и ведет уже не одного, а многих героев через исторические события 1805, 1807, 1825, 1856 годов. Обращаясь к истории, Л.Толстой прогнозировал будущее, в истории открывались ценности общенациональные и общечеловеческие, значение которых совершенно во все времена. По мере работы над романом временные рамки произведения несколько сжались. Действие остановилось на 1824 годе, на первых тайных обществах декабристов.

Работа над «Войной и миром» продолжалась шесть лет (1863-1869). В основу романа легли исторические труды русских и французских ученых, воспоминания участников Отечественной войны, биографии исторических лиц, документы этой эпохи, семейные воспоминания графов Толстых, князей Волконских.

Впервые роман увидел свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868 – 1869гг.

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ

Л.Н. Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершения работы над ним. В 1865 – 1866 гг. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». Заглавие «Война и мир» появляется, по-видимому, только в конце 1866 года. Слова, вынесенные в заглавие романа, - многозначны, и заглавие включает в себя совокупность их значений.

Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война ведется и в обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая ведет прямо-таки военные действия, сражаясь за наследство умирающего графа Безухова. Князь Василий ведет войну за Пьера, вместе со всем его наследством.

Точно так же, как и война, понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир – это «омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов. Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное отечество. Мир – это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой – поэтический любовный мир Наташи или грустно-сосредоточенный духовный мир княжны Марьи. Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь. Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА

«Война и мир» – одна из немногих в мировой литературе 19 в. книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба, жизнь общая (а не частная) составляет основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт. И главное, история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу является идейно-художественным стержнем произведения.

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция «Войны и мира» поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они пересекаются и сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Курагиной) и судьбы целых семейств (Ростовых, Болконских).

Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам.

«Война и мир» запоминается читателю как цепь ярких жизненных картин. Но при всей своей автономности «картины жизни» связываются в единое художественное полотно общим замыслом художника, что придает роману законченность и стройность. В основу «Войны и мира» положена «мысль народная», которая обусловливает единство всего произведения.

Сложнейшая художественно – историко – философская ткань романа соткана из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц – великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то –наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

С. Бочаров отмечал, что в этом романе «принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические». Для Толстого бытовая, частная жизнь и жизнь историческая едины. То, как поведет себя человек на поле боя, на дипломатической службе или в любой иной исторический миг, определяется теми же законами, что и его поведение в частной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)