Поиски смысла жизни пьера безухова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиски смысла жизни пьера безухова



Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» – в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый, непривлекательный: «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Огромный и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но не только – он и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши, «умный, робкий, наблюдательный, естественный».

Толстой любит сразу привлекать внимание читателя к любимым своим героям. Пьер появляется в зале, нарушив чинную атмосферу: будет невпопад отвечать на вопросы; искренне и жарко участвовать в споре о Наполеоне, хотя оппоненты абсолютно равнодушны и к предмету спора, и к самому Пьеру; вместо привычных отточенных фраз – «бурлить что-то непонятное»…

Странно: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе, точно из деревни приехал! И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей усредненной норме, вести бессмысленные разговоры для светского времяпрепровождения.

Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. Но почему же все-таки он на протяжении всего романа так и останется Пьером, почему не станет для автора, для читателей Петей, Петром Кирилловичем, графом Петром Безуховым? В имени героя удивительно отразилось его особое положение во всей художественной системе «Войны и мира». Роман построен как семейная хроника, история народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален: за ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинает с себя. Все, что составляет сущность личности этого героя, отражает не характерные черты его рода, а общие черты народного характера. За ним никто не стоит – и угадывается сама Россия начала века: преклоняющаяся перед Западом, особенно перед Францией, - и воюющая с ней; то робко, то пристально вглядывающаяся в темную, еще совсем не разгаданную массу крестьянства; презирающая самое себя – и приписывающая себе удел нации богоносцев… Именно потому Пьеру, и только ему, дано будет в эпилоге романа создать истинно идеальную семью, сочетающую лучшие черты Болконских и Ростовых, помноженные на его, Пьера, личность и духовный опыт.

Как и все любимые герои Толстого, Пьер пройдет свой путь «от Наполеона к Кутузову», научиться узнавать и изживать в себе наполеоновские устремления.

Путь Пьера отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея. Более того, Толстой подчеркивает параллелизм их судеб: у обоих ранний нелепый брак, принесший многие мучения, измена любимой, вторая любовь – истинная и одухотворенная; увлечение фигурой Наполеона; моменты самовозвеличения и самоуничижения. Это, разумеется, неслучайно. Они принадлежат к лучшим сынам России первой четверти 19 века. И личные их судьбы строятся в прямой зависимости от судьбы Отечества – не только событийная канва, но и идейно-нравственные установки эпохи в своем развитии формируют жизненный путь Пьера и князя Андрея. Каждый из них, очень по-своему, проходит по общим для обоих кругам Ада.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о всех хитростях семьи Курагиных, добивавшихся и добившихся этой свадьбы. И, описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера: как он воспринимает случившееся, кого обвинит в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу: он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезнейшим испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер нечаянно попадает в своего обидчика. Но сочувствует ли этой справедливости Толстой, торжествует ли сам победитель? «Глупо…глупо! Смерть…ложь…» – твердил он, морщась». Этот эпизод и его значение блестяще анализирует Маймин: «После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Кризис, переживаемый Пьером, - это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах».

Торжок стал для Пьера его Аустерлицем, на этой почтовой станции он отрекся от раннего своего нравственного бонапартизма и возжаждал нового пути. Этот путь указал ему масон Баздеев.

Отметим здесь еще одно: важнейшую черту, отличающую Пьера от князя Андрея. Будучи сыном Николая Болконского и бесконечно почитая отца, князь Андрей, увлекаясь кумирами, не ищет духовного наставника: эту роль играет его отец, и играет блистательно. Сирота в полном смысле слова, Пьер переполнен безадресным сыновним чувством, он постоянно ищет духовного руководителя. Именно так относится он сначала к князю Андрею, затем к Баздееву, к Платону Каратаеву. Он весь открыт духовному наставничеству, ищет его: и это один из самых мощных факторов формирования и проявления личности Пьера.

Обращение Пьера к «Обществу вольных каменщиков», к масонам понятно: Баздеев предлагает ему возможность начать жизнь «с нуля», возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически: известно, что через масонство прошли все декабристы. И искали они в масонстве того же, что и Пьер – нравственного очищения.

Судьбу Пьера Толстой выстраивает как цепь нелогических закономерностей. Закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле – ибо исторически для победы необходимо духовное участие всех, кому дорого Отечество (и Толстой заставит нас увидеть это сражение глазами Пьера: ибо ему видится не хитросплетение диспозиций, но сокровенный смысл происходящего, его нравственная основа). Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона – и спасет девочку, и пробудит в настоящем убийце Даву – человека. И, наконец, в плену, лишенный свободы, обретет путь к свободе внутренней, причастится к народной правде и к народной морали.

Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды,- эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Однако вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт и жизненную концепцию своих учителей, он не подчиняется им, но, обогащенный, идет дальше – своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

1. Жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка выбрать службу по сердцу, женитьба на Элен, светская жизнь, вера в любовь окружающих, доверчивость, поиски счастья в семье, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, поездка в Петербург.

2. Встреча в Торжке с масоном Баздеевым, вступление в масонство, желание верить и подчиняться «Уставу».

3. Поезка в южные имения с целью творить «добрые дела», «устройство» крестьян, вера в свою пользу, пожертвование на храм, дома бедных, примирение с женой, постепенное разочарование в масонстве, особенно после вступления туда Бориса Друбецкого.

4. Накануне войны 1812 года: чтение, размышления, внутренняя умственная работа, внешне – барин добряк.

5. Война 1812 года, приобщение к судьбе России, изменения взглядов на жизнь и характер (безволие сменяется деятельностью, волевыми поступками), решение служить в ополчении, убить Наполеона, поездка в армию, спасение ребенка, женщины в горящей Москве.

6. Плен, встреча с Платоном Каратаевым, размышления о цене жизни, опрощение.

7. Решение служить Родине, женитьба на Наташе, счастье, семья, участие в организации тайного общества, разоблачение существующих порядков.

КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН

1. «Нет величия там, где нет простоты, добра, правды». Кутузов – «свой, родной человек», народный полководец справедливой Отечественной войны. Наполеон – захватчик, косвенный убийца, создатель своего культа («дрожание левой икры» как великий признак, изречения, записываемые для истории, поза перед портретом сына)

2. Для Кутузова характерно стремление выиграть войну «малой кровью», главная задача - сохранить армию, людей, поэтому сдерживает своих командиров, не велит атаковать, догонять отступающих французов, ждет, голод и холод сделают свое дело. Наполеон – человек жестокий, тщеславный, бесчеловечный. На Аустерлицком поле думает о своей славе, а не о раненых и убитых, награждает полковника, утопившего своих кавалеристов при переправе через Неман на его глазах, при отступлении бросает свою армию.

3. Кутузов чувствует и осознает себя частью народа, поэтому не согласен на перемирие (когда к нему приезжает Лористон, он сначала отказывается от перемирия, а потом уже сообщает царю о предложении), считает Бородино победой, оставляет Москву (так как Москва – это еще не вся Россия, надо спасать армию). Наполеон, напротив, кровной связи со своим войском не имеет, оно наемное, но он считает себя величайшем полководцем, любимое слово «я», вечная поза. Спор Толстого с историками заключается в том, что Толстой снял с Наполеона ореол величия и гениальности.

4. Кутузов прост и прям в речи. Наполеон многословен, слова его надуманны, «изречения» подготовлены.

5. Для Толстого Кутузов – идеал исторического деятеля, а Наполеон – человек, занимающийся своим возвеличиванием, отличающийся крайним тщеславием (письма, воззвания, речи). Толстой называет его «палач народов».

6. Талантливость, стратегическая гениальность Кутузова: оценка диспозиции и исхода Аустерлица накануне сражения, позиция в Бородине и оценка исхода сражения, непреклонность в Филях, Тарутинский маневр, дальновидность политики ожидания. Толстой отказывает Наполеону в гениальности и впадает в противоречие с фактами (Шенграбен, Аустерлиц, решение не вводить в бой гвардию при Бородине).

7. Влияние фаталистических взглядов Толстого на историю в изображении образов Кутузова и Наполеона. Толстой отрицает роль личности в истории народа и человечества и поэтому противоречит сам себе, потому что талант художника-реалиста побеждает убеждения писателя, и он вынужден показать гениальность личностей Кутузова и Наполеона и их влияние на описываемые события.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА

Особенности проблемного подхода Толстого к человеку и его внутренней жизни обусловили принципы психологизма в его романах. Важнейшим из них стал принцип «диалектика души», т. е. постоянного изображения внутреннего мира героев в движении, в развитии.

В «Войне и мире» представлена богатая система форм и приемов изображения внутреннего мира.

- психологический анализ от лица всезнающего автора-повествователя;

- внутренний монолог, сон как форма воспроизведения душевных переживаний;

- передача впечатлений героев от внешнего мира, когда внимание сосредоточено не на самих предметах внешнего мира, а на том, как их воспринимает персонаж, какое эмоциональное освещение они получают в его сознании;

- расхождение между тем временем, в которое происходило переживание, и временем рассказа о нем.

Писатель верил, что в каждом человеке обязательно живут начала добра, он может и должен быть лучше.

В своих любимых героях Толстой постоянно подчеркивает это ценнейшее с его точки зрения качества – «неоставляющее желание быть лучше».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.019 с.)