Тема 1. Философия права в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия права в системе наук



Неотомистское направление

Одним из авторитетных направлений возрожденного естественного права в ХХ веке является неотомизм, существенно обновленный вариант рационалистического теологического учения Ф. Аквинского (представители – Жан Маритен (1882-1973), Йоханнес Месснер (1891-1984), Виктор Катрейн (1845-1931). Две мировые войны, создание международных институтов, призванных защищать права человека (ООН и др.) обусловило обращение сторонников католической философии к переосмыслению проблемы прав человека. Опираясь на идеи Фомы Аквинского, представители неотомистской школы считали, что естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному божественному закону (lex aeternа).  Естественное право, согласно взглядам Жана Маритена, является познаваемым, хотя оно не является правом писаным. Разум человека не открывает нормы естественного права путем рационального познания. Понимание естественного права открывается человеку на уровне самоочевидности, это «знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». «Это означает, – пишет Ж. Маритен, – что именно благодаря человеческой природе существует определенный порядок или последовательность, которые способен открыть человеческий разум и в соответствии с которыми человеческая воля должна действовать, дабы привести себя в соответствие с сущностными и необходимыми целями человеческого бытия. Это и есть не что иное, как неписаный закон, или естественное право» [36] Таким образом, в естественном законе, исходящем от вечного закона, коренятся права человека, которые Ж. Маритен понимал как естественно-правовое признание достоинства и верховенства человеческой личности, достижения ей подлинной автономии и свободы.

Исходя из понимания личности как высшей ценности, Ж. Маритен разработал свою классификацию прав человека, сводя их к трем видам: фундаментальные права личности, которые коренятся в самой природе человека, как свободного и духовного существа, к ним относятся право на жизнь, право на свободу, на частную собственность и др. Политические или гражданские права (участие в разработке конституции, участие в выборах, равенство перед законом и судом и др.), а так же социальные права (право на труд, на социальное обеспечение, на достойную зарплату и др.). Влияние работ Ж. Маритена на права человека можно видеть не только в Декларации ООН 1948 года, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946).

 

Тема 1. Философия права в системе наук

 

 План

1. Два подхода относительно дисциплинарного и научного статуса философии права.

2. Отличие философии права как общетеоретической дисциплины от отраслевых юридических наук.

3. Взаимосвязь философии права, общей теории права и социологии права.

 

 

Несмотря на то, что философия права имеет давнюю историю, её статус как науки и учебной дисциплины, соотношение с другими юридическими и неюридическими дисциплинами и сегодня не имеют однозначного толкования.

Исторически проблемы философии права рассматривались в контексте учений о естественном праве в рамках философии. Сложилось два подхода относительно дисциплинарного статуса философии права. Согласно первому, философия права – это юридическая дисциплина, второй подход обосновывает, что философия права является дисциплиной философской.

Автор термина «философия права» немецкий юрист Густав Гуго (1764-1844) считал, что философия права является юридической дисциплиной, философской частью учения о праве и составляет разумную основу научного познания права.

Иной точки зрения придерживался классик немецкой философии Г.В.Ф.Гегель (1770-1831). В работе «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права», широко известной под названием «Философия права», Гегель утверждает, что философия права – это философская дисциплина. «В праве, - пишет Гегель, - человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями»[1].

Традиция, заложенная соответственно Г.Гуго и Гегелем рассматривать философию права в качестве юридической либо философской науки, получила развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв. Теории философского понимания права разрабатывали представители практически всех основных течений философской мысли XIX-XX вв.: кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма), феноменологии, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

Подход к философии права как философской дисциплине развивается многими представителями не только философской, но также юридической науки. Так, известный немецкий правовед Г.Радбрух рассматривает право как «элемент культуры, т.е. факт, относящийся к категории ценности, а его понятие определяется не иначе как «данность, смысл которой заключается в реализации идеи права…Интерес представляют собой три возможных аспекта рассмотрения права: 1) понятия, относящегося к ценности, т.е. как факта культуры, что составляет суть правовой науки; 2) оценивающее рассмотрение, т.е. подход к праву как культурной ценности. Он характерен для философии права; 3)наконец, метафизический подход к рассмотрению права с точки зрения его сущности или отсутствия таковой. Это уже задача религиозной философии права» [2] .

По мнению многих современных, в том числе, российских правоведов, традиция рассматривать философию права либо как философскую, либо как юридическую дисциплину грешит односторонностью. Философия права по природе и по характеру является одновременно и философской и юридической дисциплиной, существует как междисциплинарная область знания. Междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права, независимо от того, разработаны ли они как отдельная юридическая или философская наука. Философия права - это «междисциплинарная отрасль знаний, объединяющая усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социгуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия». Философия права призвана выполнять ряд сущест­венных общенаучных функций методологического, гносео­логического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юрис­пруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.[3] Сегодня философия права оформилась в самостоятельную дисциплину общенаучного статуса и значения наряду с теорией государства и права, социологией права, историей политический и правовых учений и другими дисциплинами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.)