Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста

Поиск

Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей).

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики:

1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций».

3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения».

Диагностические задания по когнитивному компоненту развитие эмоциональной отзывчивости у детей:

1. Методики исследования «Придумай конец сказки»

Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина.

Цель: Изучение осознания детьми таких эмоций как радость грусть, восхищение и возмущение, благодарность – недовольство.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Педагог говорит: «Я буду рассказывать сказки, а ты придумай их конец».

Сказка 1. Пошел как-то мальчик Витя в лес за грибами. Встретил в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Витя насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Витя по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит. «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Вите выбраться из леса?»

Сказка 2. У медвежонка было день рождение и к нему в гости пришли лесные друзья. Белочка подарила большую банку с мёдом. Медвежонок обрадовался и с удовольствием стал лакомиться и не заметил как …. Что случилось дальше? Как поступил медвежонок?

Обработка результатов:

- 3 балла - ребенок может придумать окончание сказки.

- 2 балла - ребенок может придумать окончание с помощью наводящих вопросов.

- 1 балл - ребенок не может придумать окончание сказки.

2. Методика исследования «Сюжетные картинки», автор. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Цель: Изучение эмоционального отношения к качествам восторг – недовольство, радость - обида, сочувствие – безразличие.

Материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке. (Приложение)

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки героев сказок, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

- 3 балла – правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя хорошие и плохие поступки героев сказок.

- 2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

- 1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков героев сказок, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны нормам.

Диагностические задания по эмоционально-мотивационному компоненту развития эмоциональной отзывчивости у детей:

1. Методика А.Д. Кошелевой «Эмоциональная сценка»

Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня развития у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.

Проведение. Педагог описывает знакомые и понятные детям ситуации из сказки и предлагает их изобразить.

1. Идет Маша по лесу ягоды собирает, вдруг, она поняла что заблудилась.

2. Морозко забыл свой посох в тереме.

3. Коза пришла домой и заметила, что дверь открыта, а дома никого нет, только один козленочек уцелел, успел спрятаться. Мама Коза разводит руками и плачет.

Обработка результатов:

- 3 балла – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения.

- 2 балла – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения.

- 1 балл - ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения.

2. Методика Изучение социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).

Цель: Изучить социальные эмоции (сопереживание, восхищение, сочувствие) у детей.

Проведение: Педагог задает индивидуально ребенку вопросы: -Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? -Почему с Волком никто не хочет дружить? -Почему поссорились лиса и заяц?

Обработка результатов:

- 3 балла – ребенок дает обоснованную оценку эмоциям и поступкам персонажей сказок, аргументирует свои предпочтения, может сформулировать эмоциональную отзывчивость, воплощенные в сюжете сказки.

- 2 балла – ребенок правильно оценивает эмоции и поведение героев с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам.

- 1 балл - ребенок не может назвать положительные и отрицательные черты героев, не помнит проблемных ситуаций, в которые попадают герои; у него нет сопереживание, удивление, сочувствие.

Диагностические задания по поведенческому компоненту развитие эмоциональной отзывчивости у детей:

1. Методика Т. А. Пономаренко. «Чувства, их развитие и воспитание».

Цель: Изучить, как дети оценивают проявления в поступках героев сказок.

Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать главным героям сказок.

Проведение.

Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: «Василиса Премудрая» и «Волшебник изумрудного города». Детям предлагается ответить на вопросы:

- В каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям?

- Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой?

- Какие хорошие черты характера заметили у положительных персонажей?

Обработка результатов:

-3 балла – ребенок правильно применяет умения и навыки, в ходе игры при затруднении сверстника предлагает свою помощь.

-2 балла – ребенок не может обосновать и оценить умения и навыки поведения; эмоциональные реакции адекватны, но недостаточно полные и четкие

-1 балл - ребёнок затрудняется в ответе, не знает, как бы он поступил бы в данной ситуации.

2. Методика С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой «Изучение морального поведния»

Цель: Изучить, как дети проявляют свои эмоции и как оценивают в поступках героев сказок. Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать героям сказок.

Проведение. Детям было предложено посмотреть очень известные отрывки из сказки: «Морозко» и «Двенадцать месяцев». Детям предлагается ответить на вопросы:

- В каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям?

- Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой?

- Какие хорошие черты характера заметили у положительных персонажей?

- После этого детям был задан вопрос: «Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?

Обработка результатов:

- 3 балла – ребенок четко дает ответ, оценивает эмоциональное состояние героев, находит в произведениях какие хорошие, какие плохие поступки.

- 2 балла – ребенок с помощью взрослого и наводящих вопросов оценивал эмоциональное состояние героев сказок.

- 1 балл - ребёнок затрудняется оценивать эмоциональное состояние героев сказок.

После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%).

Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%).

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%).

 

Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе

 

Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие, что говорит о том, что часть детей находится на среднем и низком уровне развития эмоциональной отзывчивости, получает представление об эмоциях и отзывчивости, о правильном поступке сказочного персонажа, в будущем воплощая в жизнь когнитивный критерий: проявляет эмоциональную отзывчивость на поступки и на характер сказочных героев (положительные, радость, восхищение и отрицательные, грусть, страх); эмоционально-мотивационный критерий, его показатель: наличие эмоционально – положительных отношений, как (радость, восхищение); способность эмоциональному сопереживанию сказочным героям художественной литературы: действенно – практический, его показатель: наличие определенных умений и навыков реагировать на эмоциональное неблагополучие героев сказки и умение выразить свои эмоции.

После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.009 с.)