Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости в социально-коммуникативном развитии детей младшего школьного возраста проходила на базе общеобразовательной школы. В работе приняли участие учащиеся 1 класса (25 детей). Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе при подборе диагностических заданий мы опирались на методику диагностики эмоциональной отзывчивости Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей были подобраны и применены следующие диагностические методики: 1. По первому компоненту когнитивный - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. 2. По второму компоненту эмоционально-мотивационному - методика А.Д. Кошелевой «Изучение социальных эмоций». 3. По третьему компоненту действенно-практический – методика С. Г. Якобсона и Г. И. Моревой «Изучение морального поведения». Диагностические задания по когнитивному компоненту развитие эмоциональной отзывчивости у детей: 1. Методики исследования «Придумай конец сказки» Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина. Цель: Изучение осознания детьми таких эмоций как радость грусть, восхищение и возмущение, благодарность – недовольство. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Педагог говорит: «Я буду рассказывать сказки, а ты придумай их конец». Сказка 1. Пошел как-то мальчик Витя в лес за грибами. Встретил в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Витя насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Витя по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит. «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Вите выбраться из леса?» Сказка 2. У медвежонка было день рождение и к нему в гости пришли лесные друзья. Белочка подарила большую банку с мёдом. Медвежонок обрадовался и с удовольствием стал лакомиться и не заметил как …. Что случилось дальше? Как поступил медвежонок? Обработка результатов: - 3 балла - ребенок может придумать окончание сказки. - 2 балла - ребенок может придумать окончание с помощью наводящих вопросов. - 1 балл - ребенок не может придумать окончание сказки. 2. Методика исследования «Сюжетные картинки», автор. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель: Изучение эмоционального отношения к качествам восторг – недовольство, радость - обида, сочувствие – безразличие. Материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке. (Приложение) Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки героев сказок, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки». Обработка результатов: - 3 балла – правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя хорошие и плохие поступки героев сказок. - 2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия. - 1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков героев сказок, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны нормам. Диагностические задания по эмоционально-мотивационному компоненту развития эмоциональной отзывчивости у детей: 1. Методика А.Д. Кошелевой «Эмоциональная сценка» Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня развития у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок. Проведение. Педагог описывает знакомые и понятные детям ситуации из сказки и предлагает их изобразить. 1. Идет Маша по лесу ягоды собирает, вдруг, она поняла что заблудилась. 2. Морозко забыл свой посох в тереме. 3. Коза пришла домой и заметила, что дверь открыта, а дома никого нет, только один козленочек уцелел, успел спрятаться. Мама Коза разводит руками и плачет. Обработка результатов: - 3 балла – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения. - 2 балла – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения. - 1 балл - ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения. 2. Методика Изучение социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). Цель: Изучить социальные эмоции (сопереживание, восхищение, сочувствие) у детей. Проведение: Педагог задает индивидуально ребенку вопросы: -Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? -Почему с Волком никто не хочет дружить? -Почему поссорились лиса и заяц? Обработка результатов: - 3 балла – ребенок дает обоснованную оценку эмоциям и поступкам персонажей сказок, аргументирует свои предпочтения, может сформулировать эмоциональную отзывчивость, воплощенные в сюжете сказки. - 2 балла – ребенок правильно оценивает эмоции и поведение героев с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам. - 1 балл - ребенок не может назвать положительные и отрицательные черты героев, не помнит проблемных ситуаций, в которые попадают герои; у него нет сопереживание, удивление, сочувствие. Диагностические задания по поведенческому компоненту развитие эмоциональной отзывчивости у детей: 1. Методика Т. А. Пономаренко. «Чувства, их развитие и воспитание». Цель: Изучить, как дети оценивают проявления в поступках героев сказок. Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать главным героям сказок. Проведение. Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: «Василиса Премудрая» и «Волшебник изумрудного города». Детям предлагается ответить на вопросы: - В каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? - Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? - Какие хорошие черты характера заметили у положительных персонажей? Обработка результатов: -3 балла – ребенок правильно применяет умения и навыки, в ходе игры при затруднении сверстника предлагает свою помощь. -2 балла – ребенок не может обосновать и оценить умения и навыки поведения; эмоциональные реакции адекватны, но недостаточно полные и четкие -1 балл - ребёнок затрудняется в ответе, не знает, как бы он поступил бы в данной ситуации. 2. Методика С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой «Изучение морального поведния» Цель: Изучить, как дети проявляют свои эмоции и как оценивают в поступках героев сказок. Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать героям сказок. Проведение. Детям было предложено посмотреть очень известные отрывки из сказки: «Морозко» и «Двенадцать месяцев». Детям предлагается ответить на вопросы: - В каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? - Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? - Какие хорошие черты характера заметили у положительных персонажей? - После этого детям был задан вопрос: «Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев? Обработка результатов: - 3 балла – ребенок четко дает ответ, оценивает эмоциональное состояние героев, находит в произведениях какие хорошие, какие плохие поступки. - 2 балла – ребенок с помощью взрослого и наводящих вопросов оценивал эмоциональное состояние героев сказок. - 1 балл - ребёнок затрудняется оценивать эмоциональное состояние героев сказок. После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работе проведен анализ полученных данных. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 6 учащихся (24%). Средний уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 10 учащихся (40%). Низкий уровень эмоциональной отзывчивости продемонстрировали 9 учащихся (36%).
Рис. 1. Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе
Таким образом, в процессе проведения диагностического исследования результаты получились не самые высокие, что говорит о том, что часть детей находится на среднем и низком уровне развития эмоциональной отзывчивости, получает представление об эмоциях и отзывчивости, о правильном поступке сказочного персонажа, в будущем воплощая в жизнь когнитивный критерий: проявляет эмоциональную отзывчивость на поступки и на характер сказочных героев (положительные, радость, восхищение и отрицательные, грусть, страх); эмоционально-мотивационный критерий, его показатель: наличие эмоционально – положительных отношений, как (радость, восхищение); способность эмоциональному сопереживанию сказочным героям художественной литературы: действенно – практический, его показатель: наличие определенных умений и навыков реагировать на эмоциональное неблагополучие героев сказки и умение выразить свои эмоции. После проведения констатирующего этапа мы перешли к формирующему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.009 с.) |