Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о чувствах и эмоциях в психолого-педагогической литературе
В конце XIX века в России тему эмоций, более подробно стал рассматривать русский психолог и философ идеалист Н.Я. Грот Он считал, что именно эмоции являются необходимой составляющей для изучения психической жизни человека. Психолог рассматривал в качестве основной единицы анализа психической жизни «психический оборот», состоящий из ощущений, эмоций, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действия. Так же Н.Я. Грот утверждал, что ощущения не способны регулировать процессы организма человека, а вот эмоции являются продуктом субъективной оценки ощущений, и оценки внутренних и внешних отношений организма [2, с. 172]. Многие русские физиологи, психологии занимались изучением темы эмоции и чувства человека, такие как П.В. Симанов, П.К. Анохин, Е.П. Ильин, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др. Академик П.К. Анохин считал, что эмоции возникли в процессе эволюции и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни, как отдельной особи, так и всего вида [2, с. 173]. П.В. Симанов утверждал в своей теории, что эмоции – это отражением мозгом качества и величины актуальной потребности и вероятности её удовлетворения. Представитель психологической теории А.Н. Леоньтев считал, что эмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, отражают так же непосредственно отношения между реализацией и мотивами, отвечающей мотивам деятельности. В своей теории С.Л. Рубинштейн предложил собственную иерархию эмоций, включающую три уровня. Первый уровень, это эмоции, связанные с общими состояниями индивида, переживания, связанные с физическим ощущением удовольствия или неудовольствия, обусловленные каким-то неосознаваемыми факторами. «Предметные» эмоции включает второй уровень, такие эмоции, в отношении которых индивид может осознать причину своего переживания. Третий уровень включает сложные обобщённые ощущения, связанные с отношением индивида к самому себе и окружающему миру и не зависящие от каких-то специфических потребностей, состояний или явлений. Эмоции – это очень сложные психические явления. Аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс – это значимые типы эмоциональных переживаний. Наиболее мощный вид эмоциональной реакции – это аффекты. Аффектами можно охарактеризовать бурно протекающие, интенсивные и эмоциональные кратковременные вспышки. Эмоции от эффектов отличаются длительностью. Эмоции представляют собой реакцию не только на события текущие, но и на вспоминаемые или вероятные. Чувства чем эмоции более длительные, стояние психическое, имеющие чётко выраженный предметный характер. Настроение - эмоциональное состояние самое длительное, окрашивающие всё поведение. Изменения в психической сфере человека является эмоциональный стресс, а также изменения протекания психических процессов, трансформация мотивационной структуры деятельности, эмоциональные сдвиги, нарушения речевого поведения, двигательного [2, с. 173].
Эмоциональное состояние, как и сами эмоции, являются важными для каждого, так как это способ приобретения жизненного опыта. Опыт наполнен многообразным содержанием: страхом, гневом, стремлением преодолевать трудности и достигать поставленных целей, адаптироваться к ситуациям, адаптироваться в социальном мире. Поэтому главной регулирующей системой, обеспечивающей активное движение индивида и приспособления оного к условиям, является собственная эмоциональная сфера, которая первой реагирует на сложившуюся ситуацию или на воздействия любого происхождения. Следует отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубенштейн, A.В. Петровcкий, A.Г. Ковaлёв – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями. В «Психологическом словаре» чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». Психолог А. В. Петровский пишет, что «чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает». Ещё один вид эмоциональных состояний – это чувства. Эмоций и чувства различаются. Эмоции, могут носить ориентировочной реакции характер, по-другому можно сказать несут первичную информацию об избытке чего – либо или недостатке. Так же эмоции часто бывают недостаточно осознаваемыми и неопределёнными. Чувства, наоборот, в большинстве случаев конкретны и предметны. «Смутное чувство» такое явление говорит о неопределённости чувств, рассматривается как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Эмоций и чувства различаются тем, что эмоции связаны с биологическими процессами в большой степени, а с социальной сферой уже чувства. Существенным различием чувств и эмоций, является то, что эмоции связаны с областью бессознательного в большой степени, чувства максимально представлены в сознании человека. Психологи отмечают, чувства человека имеют всегда внешнее проявление определённое, а эмоции чаще всего не имеют [5].
Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано в научных работах А. Н. Леонтьевым. Автор отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что «эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева». В построении контактов с окружающими людьми значимую роль играют чувства. Находиться в комфортной обстановке человеку всегда проще, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Чувства всегда индивидуальны. Если что-то нравится одному, вызывать негативные чувства у другого может. Это можно объяснить тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека. Высшие чувства представляют собой особую форму переживаний. В них заключено всё богатство подлинных человеческих отношений. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные, и в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Чувства - нравственные или моральные, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Интеллектуальные чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называют переживания. Эмоциональное отношение человека к прекрасному в искусстве, в природе и в жизни людей, представляют собой эстетические чувства [5]. Особенности эмоций, а именно их сила, длительность, устойчивость изменяются на протяжении детства ребёнка. Все изменения связаны с усложнением отношений ребенка с окружающим миром, с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов. Все переживания удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, возникают у ребенка более сложные чувства. Данные чувства вызваны тем, ребёнок насколько выполнил хорошо свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей. В какой мере он соблюдает по отношению к себе и окружающим определенные нормы и правила поведения. Формированию гармонически развитой личности у ребенка должно служить прежде всего воспитание чувств. Одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение эмоционального развития и интеллектуального. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта. Это, конечно, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления ребёнка и управления его развитием, и не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения, как мотивы и эмоции [25].
Эмоциональная отзывчивость – это осознание своих переживаний, и умение семантически оформить их. У ребёнка отзывчивость эта проявляется в многочисленных рисунках, в которых пытается проецировать своё состояние. У зрелой личности – в словах, обозначающих эмоции, чувства, состояние, динамику и направленность переживаний. Таким образом, эмоциональная отзывчивость это способность индивида к рефлексии своего внутреннего состояния, эмоций, переживаний, возникающих как в процессе естественных психофизиологических изменений организма человека, так и в процессе воздействий внешних акций. Эффективность образования степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни, утверждает Н. П. Ежова. Специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми может способствовать этому с одной стороны, а с другой - существование в педагогическом процессе эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим [25].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.) |