Умение выходить из конфликтных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение выходить из конфликтных ситуаций



• Барьеры общения

• Обиды

• Критика

Раздел 2

Умение слушать других людей

• Ищу друга

Раздел 3

Умение быть терпимым и доброжелательным к другим

• Комплименты или лесть

• Привычки

• Азбука перемен

• Культура поведения (чаепитие)

Четвертый класс. Конспекты занятий

К концу младшего школьного возраста у учащихся дол­жны быть сформированы такие новообразования, как про­извольность и способность к саморегуляции. Именно недо­статочным уровнем их развития чаще всего вызываются учебные трудности детей в средней школе.

Конечно, такие сложные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность, в этом возрасте только формируются. Однако переход к ситуациям общения, тре­бующим решения нравственных проблем и моральной са­морегуляции поведения, происходит именно на этапе пе­рехода от детства к отрочеству.

В этот период отмечается явное снижение интереса уча­щихся к процессу обучения. Появляются такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выпол­нять учебные задания, конфликту с учителями, наруше­ние правил поведения в школе. Вместе с тем четвертый класс — это последний возрастной период, когда мы еще можем успешно влиять на ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы, используя такую возрастную осо­бенность, как открытость его души.

Многие темы, предложенных нами для занятий с тре­тьеклассниками, остаются актуальными и в четвертом клас­се, поэтому их полезно повторять с некоторыми добавле­ниями и расширениями, учитывая возросшие возможности детей, расширяя и усложняя тематику.

Раздел 1. Умение выходить из конфликтных ситуаций

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ»

Цели:

• дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;

• обучать их поиску альтернативных вариантов поведения;

• обучить детей анализу различных состояний.

Материалы:

• тетради для записи.

Ход занятия

 

1. Вступление

Ведущий предлагает вспомнить высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию ба­рьеров (стен) в общении.

Работа по теме занятия

Необходимо напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения. Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуаци­ях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вер­бальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе». Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта заня­та новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:

— Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?

— Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?

Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных ва­риантах отношения выясняются:

— сугрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);

— с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);

— с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все но­венькие);

— с безразличиемк новенькому (он не достоин моего вни­мания).

Обсуждаются все варианты, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации. Вопросы для обсуждения:

— Какова цель разрешения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих. Если такого решения не найдено, то начинается противостояние.)

— Кто может объяснить, что значит это слово?

Кому-то необходимо идти на уступки. Если на ус тупки идут оба, то это компромисс. Самый лучший вы­ходсотрудничество. Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах.

Анализ занятия

Контрольные вопросы:

— Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?

— Оцените в баллах сегодняшнее занятие. Выкиньте столько пальцев одной руки, во сколько баллов вы оце­нили занятие.

 

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: «ОБИДЫ»

Цели:

• дать объяснение понятию «обида»;

• научить детей находить приемлемые способы борьбы с обидой.

Материалы:

• бланки, ручки и коробка.

Ход занятия

Вступление

Ведущий предлагает ребятам дописать предложение: «Я обижаюсь, когда...» Желающие зачитывают свои записи вслух. Ведущий спрашивает:

— У кого подобная ситуация также вызывает обиду?

Делается вывод, что многие названные ситуации обид­ны для большинства людей, и нужно помнить об этом, об­щаясь с другими, чтобы не обижать их.

Работа по теме занятия

Ведущий просит ребят ответить на вопросы:


— Что такое обида?

— Можно ли разделить обиды на справедливые и неспра­ведливые?

— Как мы реагируем на обиды?


Затем ведущий предлагает детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду. Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: «Тебя обвинили в том, чего ты не совершал». Каждый выполняет свое задание, а остальные угадыва­ют, какой была реакция обиженного.

Затем проводится обсуждение:


— Что чувствует обидчик?

— Какая реакция обиженного была убедительна?

— Как нужно реагировать на обиду?

— Нужно ли копить обиды?

— Делается вывод о бесполезности накопления обид.


Рисуем обиду. Ведущий предлагает детям нарисовать свою обиду. Зя­тем спрашивает:

— Чем похожи рисунки? Почему?

— Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)

— Как относиться к обидчику? (Прощать.)

Делается вывод о том, что обиды копить бессмыслен­но: «Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами (мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)». Занятие заканчивается подвижной игрой «Дракон ло­вит свой хвост».

Анализ занятия

Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них пра­вильные, а какие-то — нет? Почему? Предложить ответить на вопрос: «Сможете ли вы пос­ле нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах».

 

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: «КРИТИКА»

Цели:

• познакомить учащихся с понятием «критика»;

• отработать с ними навыки правильного реагирования на критику.

Материалы:

• карточки с фразами, мяч.

Ход занятия

Вступление

Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»?


— Нужно ли обижаться на критику?

— Почему нам обидно, когда нас критикуют?

— Как критиковать, чтобы не было обидно?


Работа по теме занятия

Игра с мячом «Что звучит обидно?». Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали.


— «Вы всегда плохо работаете!»

— «Вы никогда не делаете домашнего задания!»

— «Ты каждый раз перебиваешь!»

— «Вы все лентяи!»

— «Ты никогда не здороваешься!»

— «Ты — глупый!»


Вопросы для обсуждения:


— Выло ли вам обидно? Какие испытывали при этом эмоции?

— Какие слова особенно обижают?

— Что заставляет людей критиковать других?

— Нужна ли критика?

— Всегда ли критика бывает услышана? Почему?


Упражнение на «Я-сообщение». Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера? Ведущий предлагает выстроить предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера:

— «я недоволен вашей работой»;

— «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»;

— «я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.

Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмо­ции: гнев, раздражение, обиду.

3.  Анализ занятия

Контрольные вопросы:

— Часто ли вы используете Я-сообщения, давая возмож­ность другим людям узнать о ваших чувствах?

— Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

4. Домашнее задание

Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщени ях, при этом обращать внимание на реакцию партнера.

Раздел 2. Умение слушать других людей

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: «ИЩУ ДРУГА»

Цели:

• способствовать процессу самораскрытия учеников;

• помогать им преодолевать барьеры в общении;

• совершенствовать навыки общения.

Материалы:

• листы бумаги для написания объявлений.

Ход занятия

Вступление

Ведущий предлагает детям объяснить понятие «насто­ящий друг», затем подводит итог сказанного детьми:

— Друзья — это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Дру­гу мы можем доверить свои откровения.

— Задумывались вы над тем, можете ли сами соответство­вать понятию «друг»?

— Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?

— Как вы понимаете слово откровенность?

Работа по теме занятия

Ведущий предлагает участникам занятия записать окон­чания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:

— Откровенно говоря, мне до сих пор трудно...

— Откровенно говоря, для меня очень важно...

— Откровенно говоря, я ненавижу, когда...

— Откровенно говоря, я радуюсь, когда...

— Откровенно говоря, самое главное в жизни...

Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух. Ведущий предлагает детям ответить на вопросы:

— Всегда ли мы можем доверить свои откровения?

— Может ли взрослый (родитель, воспитатель или учи­тель) быть вашим другом?

— Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг, кото­рому можно доверять!

Объявление «Ищу друга»

Ведущий: «Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда его нет, то человек пытается обрести друзей. Многие газеты сейчас печатают объявления для тех, кто желает найти дру­зей или просто единомышленников. Мы попытаемся тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга». Вы можете рассказать немного о себе, о своих увле­чениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подпи­сывать свой текст или придумать себе псевдоним».

Затем объявления собираются и зачитываются. Участ­ники стараются угадать, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут помес­тить свои объявления на стенде в кабинете психолога.

Анализ занятия

Контрольные вопросы:

— Трудно ли быть откровенным?

— Легко ли было писать о себе?

Раздел 3. Умение быть терпеливым и доброжелательным

занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.043 с.)