Регуляции как основы сохранения психического здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регуляции как основы сохранения психического здоровья



«Шаг навстречу»

 

Объяснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и на­правлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Схема работы по каждой теме предполагает определен­ную последовательность:

1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком.

2. Расширение представления о понятии и отработка умений.

3. Отработка навыка, включающая задание для родителей.

В зависимости от особенностей конкретной группы де­тей, количество занятий по отработке навыков можно увеличивать или сокращать, но нежелательно нарушать общую структуру.

Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию,творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и до­верие к ведущему. Он должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам.

Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с поступившим запасом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через спе­циальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем другое — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осоз­нать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нор­мы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Ин­терпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.

Основные задачи занятий:

• обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

• развитие умения слушать других людей;

• обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

• обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

• снятие негативных импульсов;

• формирование позитивной моральной позиции.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнооб­разие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят положитель­ный эмоциональный фон и вызывает у них желание вы­полнять предлагаемые задания. На таких занятиях уча­щиеся имеют возможность не только много двигаться, играя в подвижные игры: «Петухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» и др. Игры способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организу­ют ребят благодаря необходимости выполнять правила. Игры можно проводить как в начале занятия, для привле­чения внимания ребят, так и в середине и конце занятия, для закрепления пройденного, поднятия интереса к обсуж­даемой теме, снятия напряжения. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жиз­ненных ситуациях.

Младший школьник еще находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внеш­нее и получает выход, прежде всего, через действие. По­этому занятия по усвоению культуры поведения проводят­ся, как правило, в форме сюжетно-ролевых игр. Дети с помощью ведущего воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения и учатся действовать в соответствии с логикой развертывания событий. Ведущий участвует в играх в качестве одного из действующих лиц; особенно важно это при проведении новой игры. Чтобы игры носи­ли творческий характер, руководство игрой младших под­ростков осуществляется, чаще всего, в форме советов, пред­ложений и помощи в реализации замысла игры.

В процессе проведения занятий ведущий следит за от­ношениями участников, старается предупреждать ситуа­ции, ведущие к возникновению конфликтов, и формирует дружеские взаимоотношения среди детей и необходимые личностные качества каждого из них.

На занятиях учащиеся выполняют множество упраж­нений, носящих учебно-тренировочный характер. Для до­стижения развивающего эффекта многие игры и упражне­ния можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса. Чтобы предотвратить снижение интереса ребят к выполнению одного и того же упражнения (игры), важно, возвращаясь к одному и тому же заданию, вводить усложнения в знакомые сюжеты.

В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребя­та, получая домашнее задание, имеют возможность обсудить его дома с родителями, закрепить полученные знания и на­выки вне школы, подготовиться к восприятию и обсужде­нию новой темы. На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игро­вых заданий. Это необходимо тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. Мы стараемся, чтобы на наших занятиях каждый ученик мог пережить со­стояние успешности, обязательное для обретения детьми уве­ренности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.

Планируя занятия, важно учитывать не только возраст­ные закономерности, но и проблемы и поведение конкрет­ных детей. Занятия предполагают определенную взаимо­связь — как в подборе тем, так и в последовательности усвоения учащимися понятий, в приобретении ими навы­ков общения. Темы занятий могут дублироваться в следу ющем классе с целью закрепления, расширения и углубле­ния понятий в зависимости от особенностей учащихся кон­кретного класса. Педагоги сами могут определить, какие темы надо дублировать, вводить новые.

По отзывам учителей, после уроков психологического развития ученики более активны на других школьных уро­ках, внимательнее и успешнее справляются с учебными заданиями. Косвенным показателем эффективности дан­ных уроков служит повышение активности, работоспособ­ности, внимательности, улучшение мыслительной деятель­ности учащихся.

Кроме того, представляется важным давать оценку воз­действия коррекционно-развивающих занятий с психоло­гом на эмоциональное состояние учеников. С этой целью можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соот­ветствующую по цвету коробку, определяя свое настрое­ние на конкретный момент. Сравнение результатов в нача­ле и в конце урока, а также изменение предполагаемой цветовой гаммы на протяжении некоторого времени, по­зволяло наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием психологических занятий. Так, выбор красного цвета может свидетельствовать о припод­нятом, активном настроении; зеленого — о спокойном, уравновешенном; фиолетового — о тревожности, напряжен­ности; оранжевого — о радостном настроении, черного — об унынии и упадке сил.

Проверка эффективности принятых мер (внесение свое­временной корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявление динамики развития) обсуждается на школьных психолого-педагогических кон­силиумах (ППК). Чтобы успешно решать вопросы социа­лизации и решения социально-эмоциональных проблем подростков, необходим комплексный подход к использо­ванию различных психолого-педагогических средств, вклю­чение их в развивающую и воспитательную среду. В про­тивном случае трудно рассчитывать на успех.

Литература: Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у уча­щихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практи­ческое пособие.

Тематический план занятий с учащимися 1 класса

по программе «Шаг навстречу»

Раздел 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.007 с.)