Программа формирования у детей эмоционально-волевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа формирования у детей эмоционально-волевой



Программа формирования у детей эмоционально-волевой

Регуляции как основы сохранения психического здоровья

«Шаг навстречу»

 

Объяснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и на­правлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Схема работы по каждой теме предполагает определен­ную последовательность:

1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком.

2. Расширение представления о понятии и отработка умений.

3. Отработка навыка, включающая задание для родителей.

В зависимости от особенностей конкретной группы де­тей, количество занятий по отработке навыков можно увеличивать или сокращать, но нежелательно нарушать общую структуру.

Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию,творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и до­верие к ведущему. Он должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам.

Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с поступившим запасом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через спе­циальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем другое — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осоз­нать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нор­мы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Ин­терпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.

Основные задачи занятий:

• обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

• развитие умения слушать других людей;

• обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

• обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

• снятие негативных импульсов;

• формирование позитивной моральной позиции.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнооб­разие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят положитель­ный эмоциональный фон и вызывает у них желание вы­полнять предлагаемые задания. На таких занятиях уча­щиеся имеют возможность не только много двигаться, играя в подвижные игры: «Петухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» и др. Игры способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организу­ют ребят благодаря необходимости выполнять правила. Игры можно проводить как в начале занятия, для привле­чения внимания ребят, так и в середине и конце занятия, для закрепления пройденного, поднятия интереса к обсуж­даемой теме, снятия напряжения. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жиз­ненных ситуациях.

Младший школьник еще находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внеш­нее и получает выход, прежде всего, через действие. По­этому занятия по усвоению культуры поведения проводят­ся, как правило, в форме сюжетно-ролевых игр. Дети с помощью ведущего воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения и учатся действовать в соответствии с логикой развертывания событий. Ведущий участвует в играх в качестве одного из действующих лиц; особенно важно это при проведении новой игры. Чтобы игры носи­ли творческий характер, руководство игрой младших под­ростков осуществляется, чаще всего, в форме советов, пред­ложений и помощи в реализации замысла игры.

В процессе проведения занятий ведущий следит за от­ношениями участников, старается предупреждать ситуа­ции, ведущие к возникновению конфликтов, и формирует дружеские взаимоотношения среди детей и необходимые личностные качества каждого из них.

На занятиях учащиеся выполняют множество упраж­нений, носящих учебно-тренировочный характер. Для до­стижения развивающего эффекта многие игры и упражне­ния можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса. Чтобы предотвратить снижение интереса ребят к выполнению одного и того же упражнения (игры), важно, возвращаясь к одному и тому же заданию, вводить усложнения в знакомые сюжеты.

В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребя­та, получая домашнее задание, имеют возможность обсудить его дома с родителями, закрепить полученные знания и на­выки вне школы, подготовиться к восприятию и обсужде­нию новой темы. На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игро­вых заданий. Это необходимо тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. Мы стараемся, чтобы на наших занятиях каждый ученик мог пережить со­стояние успешности, обязательное для обретения детьми уве­ренности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.

Планируя занятия, важно учитывать не только возраст­ные закономерности, но и проблемы и поведение конкрет­ных детей. Занятия предполагают определенную взаимо­связь — как в подборе тем, так и в последовательности усвоения учащимися понятий, в приобретении ими навы­ков общения. Темы занятий могут дублироваться в следу ющем классе с целью закрепления, расширения и углубле­ния понятий в зависимости от особенностей учащихся кон­кретного класса. Педагоги сами могут определить, какие темы надо дублировать, вводить новые.

По отзывам учителей, после уроков психологического развития ученики более активны на других школьных уро­ках, внимательнее и успешнее справляются с учебными заданиями. Косвенным показателем эффективности дан­ных уроков служит повышение активности, работоспособ­ности, внимательности, улучшение мыслительной деятель­ности учащихся.

Кроме того, представляется важным давать оценку воз­действия коррекционно-развивающих занятий с психоло­гом на эмоциональное состояние учеников. С этой целью можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соот­ветствующую по цвету коробку, определяя свое настрое­ние на конкретный момент. Сравнение результатов в нача­ле и в конце урока, а также изменение предполагаемой цветовой гаммы на протяжении некоторого времени, по­зволяло наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием психологических занятий. Так, выбор красного цвета может свидетельствовать о припод­нятом, активном настроении; зеленого — о спокойном, уравновешенном; фиолетового — о тревожности, напряжен­ности; оранжевого — о радостном настроении, черного — об унынии и упадке сил.

Проверка эффективности принятых мер (внесение свое­временной корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявление динамики развития) обсуждается на школьных психолого-педагогических кон­силиумах (ППК). Чтобы успешно решать вопросы социа­лизации и решения социально-эмоциональных проблем подростков, необходим комплексный подход к использо­ванию различных психолого-педагогических средств, вклю­чение их в развивающую и воспитательную среду. В про­тивном случае трудно рассчитывать на успех.

Литература: Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у уча­щихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практи­ческое пособие.

Тематический план занятий с учащимися 1 класса

по программе «Шаг навстречу»

Раздел 1

ТЕМА: «РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ»

Цели:

• создать в группе доверительную обстановку, позволяю­щую детям проявлять свои чувства и говорить о них;

• познакомить детей с понятием «настроение»;

• ввести в процесс занятий наглядные образы, символи­зирующие разные настроения.

Материалы:

• мягкая игрушка; плакат «Три настроения»; аудиокассета с записью песенки «Танец утят».

Ход занятия

Знакомство

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые не­редко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно и т.д.

Работа по теме занятия

Игрушка Топтыжка. Ведущий знакомит ребят с игровым персонажем — мишкой Топтыжкой и рассказывает, что Топтыжка тоже первоклассник, он уже многое умеет, а главное, что он умеет думать. У Топтыжки бывают разные настроения: когда он спокоен, то его настроение похоже на чистую и прозрачную воду, а когда он веселится, придумывает раз­ные игры-развлечения с друзьями, то его настроение похо­же на праздничный салют. Но бывает, что его настроение похоже на грязную воду в луже после дождя. В такие ми нуты Топтыжке ничего не хочется делать, и он ждет, когда такое настроение пройдет.

Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

— Бывало ли у вас такое грустное настроение? Когда?

— По какой причине?

— Что вы чувствовали при этом?

— О чем вы думали?

— Как вы выходили из грустного состояния?

— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

— Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

Ведущий вывешивает на доску плакат «Три настроения».

Спрашивает ребят: «Что можно посоветовать предпри­нять Топтыжке, когда его настроение плохое?»

Учим правило. Ведущий открывает детям «правило-секрет»: наше на­строение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение:

— Подумай о хорошем и будет хорошо.

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

Я плохой                  Я справлюсь

Я не умею                У меня получится

Я не справился        Я научусь

Меня обидели            Все будет хорошо

Я боюсь                      Я не буду бояться

3. Домашнее задание

Предложить детям:

— в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;

— если настроение станет плохим, попытаться «исправить» его при помощи хороших мыслей;

— принести на следующее занятие рабочие тетради и из­ готовить карточки, изображающие три настроения («чи­стое», «блестящее», «темное»).

Комментарии для ведущего

Представляя Топтыжку (это может быть также и лю­бой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже мно­гое знает, умеет считать, знает буквы и т.д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, Как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность «пооб­щаться» с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

ЗАНЯТИЕ 2

Повторение пройденного

Ведущий обсуждает с детьми предыдущее занятие. Примерные вопросы для обсуждения:

— О каких трех настроениях мы узнали на прошлом за­нятии?

— Какое настроение чаще всего бывало у вас после наше­го занятия?

— Что вы при этом чувствовали и какие у вас были мысли?

Работа по теме занятия

Ведущий предлагает детям дать свои советы Топтыж-ке, как справиться с плохим настроением.

3. Упражнение «Мысли и настроение»

Ведущий перечисляет мысли, отображенные на плака­тах: «Такие мысли всегда помогут мне» («я справлюсь», «у меня получится», «все будет хорошо»ит.д.) и «Такие мысли мне мешают» («я не умею», «я боюсь», «у меня не получится» и т.п.), а дети при помощи карточек называ­ют (показывают) настроение, которое этим мыслям соот­ветствует. Угадавшие получают наклейки.

4. Домашнее задание

Предложите детям, чтобы они, если их будет что-то огорчать, попытались изменить свои мысли на положи­тельные.

Комментарии для ведущего

Проверив, как дети поняли содержание предыдущего занятия и как они сделали домашнее задание, отметьте тех из них, кому удалось успешно справиться с этой зада­чей. Можно использовать цветные наклейки: дарить их детям или приклеивать на тетради, чтобы в конце года каждый мог увидеть, как успешно он поработал. Наклей­ки можно заменить игрушечными штампиками-печатями. Если ученики уже умеют писать, то «хорошие» мысли можно записать в тетради.

ЗАНЯТИЕ 3

Ход занятия

Игра-разминка

Ведущий просит детей показать при помощи мимики:

— свое сегодняшнее настроение;

— то настроение, которое наиболее часто было у них на прошедшей неделе;

— грустное настроение;

— как справляться с плохим настроением.

При выполнении этого задания нужно, чтобы дети вспомнили положительные мысли, помогающие улучшить настроение.

  1. Работа по теме занятия

Раскраски. Ведущий раздает детям по две раскраски (на одной Топтыжка изображен в грустном настроении, а на другой - в веселом) и просит раскрасить их цветными карандашами или фломастерами. Затем дети вместе рассматривают ри­сунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, чтобы они пришли к выводу: когда человеку плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным, неприятным, а когда хорошо - все изменяется, светлеет, словно оживает.

Музыкальные отрывки. Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мело­дий. Дети должны поднять карточку, которая соответству­ет настроению каждого отрывка.

Завершение занятия «Танец утят». Закончить занятие можно танцем с игрушкой под музыку веселой песенки «Танец утят». Ведущий, стоящий первым, держит персонаж-игрушку на поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), подпрыгивают под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет цепочкой, поворачиваясь в разные стороны.

  1. Домашнее задание

Предложите детям попробовать дома самостоятельно нарисовать Топтыжку.

Комментарии для ведущего

Для этого занятия следует заранее приготовить рису­нок-раскраску и сделать копии по количеству детей. Пос­ле окончания работы дети забирают раскраски домой. Зак­лючительный танец под музыку «Танец утят» может стать своего рода ритуалом завершения занятий.

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: «МЫСЛИ И НАСТРОЕНИЕ»

Цель:

• дать детям представление о связи между мыслями и поведением.

Материалы:

• мягкая игрушка Топтыжка, коробочка с надписью «Я справился», фишки.

Ход занятия

Повторение пройденного

Ведущий обсуждает с детьми предыдущее занятие. Воп­росы для обсуждения:

— О каких трех настроениях Топтыжки мы узнали?

— Какое настроение у вас чаще всего было на этой не деле?

— Как мы учились исправлять «темное» настроение?

Работа по теме занятия

История о том, как Топтыжку дразнили. Ведущий рассказывает историю: «Вот уже несколько дней Топтыжка переживает неприятную ситуацию — его дразнит медвежонок Задира, который старше и сильнее. Топтыжка пробовал не обращать внимания на Задиру. Од­нако, через несколько дней его терпение все же кончи­лось, он не выдержал и разозлился. Прибежал домой и стал думать, как выйти из этой ситуации».

Поможем Топтыжке. Дети предлагают различные варианты поведения Топ­тыжки в ситуации, когда его дразнили или обижали.

Чаще всего дети советуют такие варианты:


— тоже дразнить обидчиков;

— пожаловаться взрослым;

— наказать, обратившись к друзьям постарше;

— не обращать внимания и др.


Ведущий вместе с детьми разбирает каждый предло­женный вариант.

Вопросы для обсуждения:

— Какой из ваших советов использует Топтыжка?

— Как он будет действовать?

— Какие мысли будет использовать Топтыжка?

— Что еще ему понадобится, чтобы справиться? (смелость, уверенность, юмор).

Ведущий предлагает вариант выхода из ситуации, когда не придется подражать дразнилке.

— Можно ли проучить обидчика и без применения силы?

Для этого нужна фантазия, юмор и уверенность. Веду­щий рассказывает, как Топтыжка разыграл обидчика, что тот дразнится неправильно. Этим самым он очень удивил задиру, который его дразнил.

Игра «Я справлюсь». Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с предложенной ситу­ацией — поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации — прячет руки за спину.

Можно предложить детям следующие варианты:


— тебя дразнят;

— у тебя отобрали любимую игрушку; 

— тебе не разрешают смотреть телевизор;

— тебе не подарили обещанный подарок;

— на тебя обиделся друг;

— ты поссорился с братом или сестрой и т.д.


Обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в названных ситуациях. Если предложенный вариант одобряет боль­шинство детей, то следует положить фишку в коробочку «Я справился».           

3. Домашнее задание

До следующего занятия, при каждой победе над труд­ной ситуацией, опускать фишку (или бусинку, пуговку и т.п.) в коробочку с надписью «Я справился».

Комментарии для ведущего

На этом занятии очень важно дать возможность всем ребятам высказать свои предложения. Возможно, кто-то продумал свои варианты дома с родителями, у кого-то от­вет возник только что, главное — дать поучаствовать в об­суждении каждому.

Раздел 2. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние

ЗАНЯТИЕ 5

Ход занятия

Эмоциональный настрой.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку»

Ведущий задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» — и предлагает, подумав о грустном, улыб­нуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

Работа по теме занятия

Ведущий рассказывает о том, как Топтыжка грустит из-за проблем (папы нет дома, уехала мама, взрослые не (играют с ним и т.д.).

Обсуждение. Дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. Ведущий делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

Опыт «Сломалась игрушка». Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:

— Может ли игрушка вновь стать целой?

— А если долго ждать?

— А если заплакать?

— А если закричать?

Вывод: Ситуацию изменить нельзя, но можно изме нить наше отношение к ней.

3. Домашнее задание

Предложите детям подумать над тем, как Топтыжка может изменить отношение к ситуациям, которые его огорчают.

Комментарии для ведущего

На занятии необязательно показывать именно сломанную игрушку, можно показать разорванную книгу, разбитую чаш­ку и т.д. Главное — продемонстрировать детям ситуацию, которая подтверждает, что «слезами горю не поможешь», и настроить детей на поиск выхода из создавшейся ситуации.

 

ЗАНЯТИЕ 6

Ход занятия

Повторение пройденного

Дети предлагают свои варианты изменения отношения к ситуациям, которые огорчали Топтыжку. Затем ведущий просит ребят привести примеры, когда их что-то огорчает, но изменить это ребята не могут (например, поменять имя, стать за один день взрослым и т.д.).

После обсуждения ведущий объясняет детям, что у каж­дого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Делается вывод:

Мы очень часто не можем изменить ситуацию, номы всегда можем сами выбирать, о чем и как думать.

Работа по теме занятия

Учим правило. Для иллюстрации возможности выбора ведущий про­сит детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (сры­вают только те, которые нравятся). И вводит правило: «Мысли нужно выбирать, как цветывыбирай только красивые (положительные)». Затем он показывает два цвет­ка, один из которых будет называться «Даже если...», а другой — «В любом случае...».

Упражнение «Даже если...»«В любом случае...». Дети распределяются на группы по трое. Группы вы­полняют упражнение по очереди.

Первый ученик произносит название первого цветка: «Даже если...» — второй продолжает фразу, называя про­блему: «... мне плохо, я невезучий, у меня нет папы...» — третий называет второй цветок: «В любом случае...» — ве­дущий заканчивает: «... я что-нибудь придумаю, но пла­кать и грустить не буду, это бесполезно».

Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого ведущий подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, мож­но думать иначе.

3. Домашнее задание

Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз «Даже если...» и «В любом случае...» изменять свое настроение, искать выход из сложной ситуации.

Комментарии для ведущего

На данном занятии дети рассматривают сложные ситу­ации (желательно, чтобы это были реальные проблемы из жизни, с которыми чаще всего сталкиваются дети конк­ретной группы) и ищут возможные выходы из них. Они отвечают на вопрос, что же зависит именно от них в ситу­ации, которую они сами изменить не в состоянии.

Главный вывод, к которому подводит детей ведущий, — многие ситуации мы не можем изменить (родители не живут вместе, в семье не хватает денег, тяжело болен кто-то из близких и т.д.), но мы можем изменить наши мысли о них, а значит, и свое настроение, и свое состояние.

Для того, чтобы детям было легче понять достаточно слож­ную для учеников начальной школы установку на саморегу­ляцию, объяснения дополняются правилом: «Мысли нужно выбирать, как цветывыбирай только красивые (положи­ тельные)». Это правило дает наглядно-образную опору, ко­торая поможет сформировать у детей навыки саморегуляции. Важно помочь детям понять, что к любой, даже очень труд­ной ситуации всегда можно изменить отношение.

После этого занятия плакаты «Такие мысли всегда по­могут мне» и «Такие мысли мне мешают», а также рисун­ки двух цветков вывешиваются в помещении и остаются там на все время проведения занятий.

ЗАНЯТИЕ 7

Ход занятия

Повторение пройденного

Ведущий спрашивает детей о том, насколько успешно им удается справляться с трудными ситуациями, и задает им следующие вопросы:

— Кто уже положил хотя бы одну фишку в коробочку с надписью «Я справился»?

— Кто может рассказать о том, как это было?

2. Работа по теме занятия

Обсуждение ситуации «Мне плохо!»

Ведущий спрашивает детей:

— Бывали ли вы нечаянной причиной какого-то проис­шествия? Например, разбили что-то, забыли сделать, случайно толкнули, что-то сломали или испортили...

— Как вы выходили из этой ситуации?

Затем ведущий рассказывает, как Топтыжка нечаянно разрушил построенный совместно с другими детьми песочный домик, и никто не смог поиграть. Из-за этого он очень огорчился, убежал от ребят, грустил и постоянно повторял: «Мне плохо!»

— Что бы вы ему посоветовали?

— Как мы себя чувствуем, если не можем что-то изменить?

— О чем нужно подумать Топтыжке, чтобы не погрузить­ся в плохие мысли?

— Всегда ли помогает нам жалость к себе?

— Бывало ли так, что вы уставали от жалости к себе?

— Как избавиться от жалости к себе? (Заняться чем-то интересным, почитать, погулять, порисовать.)

Упражнения. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью дети выполняют следующее упражнение.

Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опу­стить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: «Я силь­ ный!» На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами «Я слабый».

Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что под­держивающие слова помогают нам справляться с трудно­стями и побеждать.

3. Домашнее задание

Попросите детей поразмышлять о том, как наши мыс­ли влияют на наши возможности.

Комментарии для ведущего

Мышечный тренинг очень хорошо демонстрирует, как слова и мысли влияют на действия человека. Важно сле­дить за тем, чтобы дети произносили фразы с соответствую­щей интонацией (уверенности или, наоборот, неувереннос­ти, сомнения). Дети должны почувствовать влияние слов и внутренней установки: при словах «я слабый» рука словно слабеет и, наоборот, слова «я сильный» повышают уверен­ность в своих силах и помогают противостоять воздействию.

ЗАНЯТИЕ 8

Ход занятия

Повторение пройденного

Ведущий спрашивает детей:

— У кого в коробочке с названием «Я справился» уже много фишек?

— Можете ли вы рассказать хотя бы о некоторых слу­чаях, когда вам удалось справиться с непростой си­туацией?

— Что для этого потребовалось?

Работа по теме занятия

Игра-упражнение «Мусорное ведро». Дети пишут на листах бумаги: «Мне плохо», «Мне жаль себя» и пр. столько раз, сколько они смогут и захо­тят. Затем читают вслух и обсуждают:


— Какие это мысли?

— Нужны ли они нам?

— Помогают ли эти мысли нам жить?

— Зачем же их читать?

— Зачем же их хранить?


Учитель просит детей скомкать листочки, порвать их со словами; «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!» — и выбросить в мусорное ведро.

Упражнение «Рисуем картинки в уме». Под спокойную музыку ведущий тихим голосом мед­ленно говорит: «Сядьте удобно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена вниз. Дышите ровно и свободно. Представьте, что вы справились с трудной ситу­ацией. Вы испытали гордость. Вам приятно, и вы говорите себе: «Я справился». Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: «Я умею владеть собой». От этих слов силы наполняют вас еще больше, и ваши пле­чи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: «Я умею вла­деть собой».

3. Домашнее задание

Предложите детям попробовать использовать прием «Мусорное ведро» у себя дома тогда, когда им будет плохо, и поучиться перед сном рисовать «картинки в уме».

Комментарии для ведущего

Как показала практика, игра-упражнение «Мусор­ное ведро» очень нравится детям. Они ее быстро осваи­вают и используют чаще, чем другие приемы саморегу­ляции. Ребятам, которые не достаточно хорошо овладели письмом, можно предложить рисовать ситуации на тему «мне плохо».

Важно обратить внимание детей на то, что события и обстоятельства, огорчающие нас, будут всегда, но нельзя слишком увлекаться жалостью к себе, лучше попытаться найти выход из ситуации и помочь себе. Перед выполнением упражнения, включающего в себя элементы релаксации, ведущему необходимо научить де­тей правильному дыханию. Для этого надо предложить им сделать глубокий и медленный вдох, а затем — медлен­ный и полный выдох (3 раза). Следует объяснить, что «картинки в уме» будут более четкими, если ребята научатся правильно дышать.

Для релаксации подходит любая музыка, используе­мая обычно в таких целях (спокойная, приятная).

Раздел 3. Умение оценить свои потенциальные возможности

ЗАНЯТИЕ 9

Ход занятия

Игра-разминка

Ведущий предлагает детям изобразить графически (не пользуясь буквами) слово «Радость». После выполнения задания дети рассматривают все рисунки, а ведущий задает вопрос:

— Почему все рисунки разные?

Следует подвести детей к выводу: все мы очень разные.

Работа по теме занятия

Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга». Ведущий спрашивает детей:


— А что вы можете сказать о своих одноклассниках?

— Кто самый добрый?

— Кто самый веселый?

— Кто самый смелый?

— Кто самый умный?


Диагностика самооценки «Самый-самый». Ведущий предлагает детям бланки, на которых нарисованы лесенки (по десять ступенек в каждой):

— самый добрый             — самый злой;

— самый веселый            — самый грустный;

— самый смелый             — самый трусливый;

— самый умный     — самый глупый.

Ведущий говорит детям, что на самой верхней ступень­ке лестницы располагаются те дети, у которых качество (например, доброта) выражено в максимальной степени, а на нижней - те, у кого в максимальной степени присут­ствует противоположное качество (злость). Затем он про­сит детей оценить себя по этим качествам и поставить бук­ву «Я» на то место, которое соответствует их самооценке.

3. Домашнее задание

Предложите детям попросить родителей, чтобы они оценили их таким же способом.

 

ЗАНЯТИЕ 10

Ход занятия

Работа по теме занятия

Игра «Придумай подарок для соседа». Детям предлагается подумать и угадать какой подарок хотел бы получить их сосед справа (слева). Затем эти «подар­ки» «вручаются», и ребята благодарят за них друг друга.

Игра «Заяц-хваста». Ведущий вспоминает вместе с детьми содержание сказки «Заяц-хваста».

Затем детям предлагается поиграть в эту игру, и каж­дому сыграть роль Зайца. Для этого нужно встать на возвышение, имитирующее пенек, и похвастаться, как вам хочется. Например: «Я самый умный и красивый». И т.д. Остальные участники игры стоят вокруг «хвасту­нишки» и повторяют за ним его слова: «Ты самый ум­ный и красивый...»

Обязательно следует предупредить детей, что это всего лишь игра и стесняться не нужно, т.к. в этой роли необ­ходимо лучше всех похвастаться. Важно, чтобы все попро­бовали быть Зайцем-хвастой.

Игра «Паровозик». Выбирается один ребенок, который будет вагончиком. Он ездит по кругу, изображая стук паровоза, и, подъехав к друго­му ребенку, называет свое имя. Тот, к кому подъехал вагон­чик, называет свое имя и присоединяется к первому вагон­чику. Затем они вместе едут по кругу и, подъезжая к очередному участнику игры, называют свои имена. Игра про­должается, пока все дети не присоединятся к паровозику.

Комментарии для ведущего

Игры-упражнения данного занятия направлены на гармонизацию притязаний на признание. Согласно концеп­ции В.С. Мухиной, депривация структурных звеньев са­мосознания может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении. Подобные игры по­лезно проводить не только на занятии, но и в свободное время, на переменах, прогулке и т.д.

 

ЗАНЯТИЕ 11

Ход занятия

Вступление

Ведущий спрашивает детей:

— Что для вас является трудным?

— Кто верит, что справится со своими проблемами?

Работа по теме занятия

Упражнение-тренинг

Ведущий просит детей вспомнить слова самоподдерж­ки. («Я смогу!», «У меня получится!», «Я справлюсь!», «Все будет хорошо!») И делает вместе с детьми вывод: если вы захотите, то всегда найдете поддержку в себе.

Ведущий кладет палку-мостик (или рисует мост мелом на полу) и предлагает детям по очереди пройти по такому мостику приставным шагом, не дотрагиваясь при этом до пола за линией ограничения. Можно предложить держать в руках шест для балансирования. По условию у ребенка есть три попытки, во время которых:

— все болельщики поддерживают идущего возгласами «Молодец!»;

— все молчат;

— все кричат идущему: «Упадешь!»

Обсуждение. Ведущий спрашивает у ребят:

— Когда было идти легче?

— Что вам мешало и когда?

— Чем вы себе помогали?

— Что вы мысленно себе говорили? («Я смогу! У меня получится!»)

3. Домашнее задание

Потренироваться делать то, что не получается, исполь­зуя полученные навыки самоподдержки.

 

ЗАНЯТИЕ 12

ТЕМА: «КАК ДОБИТЬСЯ УДАЧИ»

Цели:

• дать детям представление о понятии «успех»;

• выработать в них уверенность в своих возможностях.

Ход занятия

1. Упражнение «Я смогу!»

Дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!» Одной рукой дети гладят голову, а другой — круговыми движениями — свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!» Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»

После выполнения упражнений ведущий задает вопросы:

— Всем ли было легко выполнять это упражнение?

— Что нужно для того, чтобы все получилось?

— Достаточно ли только верить и говорить себе: «Все по­лучится! Я смогу!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.258 с.)