Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика организационной культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Еще недавно для многих руководителей российских компаний сло-восочетание «корпоративная культура» имело столько же смысла, что и «диагностика кармы». Однако ситуация меняется. Некоторые начинают проводить регулярные измерения этого, казалось бы, абстрактного понятия и таким образом делать его более понятным и полезным для бизнеса. Существует два основных метода диагностики организационной культуры: идеографический, в основе которого лежат качественные методы (анализ документов, глубинное интервью, включенное наблюдение и т.д.); формализованный – количественные методы, позволяющие опре-делить содержательную сторону организационной культуры.
Одним из приемов диагностики организационной культуры является система координат Г. Хофштеда, позволяющая всесторонне исследо-вать сильные и слабые стороны. Система координат включает следующие характеристики: 1) индивидуализм и коллегиальность – проявляются в регламентиро-ванности поведения: индивидуализм – в максимальной свободе, коллекти-визм – в том, что человек является единицей коллектива. Имеют значение стиль руководства по отношению к трудовому коллективу, уровень груп-повой сплоченности в организации, которые и следует определить; 2) зона власти – отражает неравенство среди сотрудников. Необхо-димо изучать отношение сотрудников к неравенству (социальный статус, иерархическая приближенность к руководству), средства согласованности, коммуникации, стратегии конфликтов, готовность к неравноправию, ло-яльность; 3) устранение неопределенности – отражает степень формализации в организации (бумагооборот), как формируется информация, для всех или нет. Необходимо провести анализ должностной инструкции, протоколов, уставов, изучить социально-психологический климат с фокусом на чет-кость инструкций, наличие ритуалов и корпоративных процедур; 4) мужественность и женственность – отражают систему мотивации: мужественность – материальное стимулирование, женственность – нема-териальное стимулирование (словесные поощрения, забота о малых и ста-рых и т.п.). Эта модель послужила основой для создания отечественных методик диагностики организационной культуры. Модель Р. Лайкерта. Изучение организационной культуры построе-но на пяти переменных: 1) коммуникации; 2) мотивации; 3) принятии решений; 4) контроле; 5) координации деятельности. В основе этой модели лежит модель ХY, разработанная Д. МакГре-гором. Модель Э. Шейна. Э. Шейн дополнил модель Р. Лайкерта диагно-стикой позиции и ценностей. Он предложил три уровня исследования ор-ганизационной культуры: 1) описание и анализ документов, наблюдение (позволяют составить общую модель организационной культуры); 2) изучение управленческой системы; 3) определение позиций членов организации по базовым признакам. Таким образом, его модель диагностики организационной культуры отражает следующие аспекты: отношение к природе (к организации), т.е. как члены организации воспринимают окружающую среду (ее психологическое состояние); природа реальности и правды – описание того, что в организации реально и что нереально, разница между прописанным и не прописанным, отношение человека к двойной правде (правде и лжи); природа человека – какие функции развивает организация (телес-ные, сознательные, интеллектуальные, духовные); природа человеческой активности – что в организации понимает-ся под активностью человека, когда и как она стимулируется, когда неже-лательна и как подавляется; как природа человека оценивается в организации – на чем осно-вываются отношения в организации.
При изучении организационной культуры по модели Э. Шейна пре-имущественно используются наблюдательные и описательные методы. Организационная культура – это процесс, который нужно изучать в динамике (описательные методы), а не срезами (тестирование). К стати-стическим методам измерения организационной культуры относят: норма-тивный, сравнительный, метод отслеживания изменений по схеме «было – стало – должно быть», метод случайной оценки, конструктивно-критический метод. Нормативный метод предполагает использование предписываю-щей базы типа «как надо выполнять то-то и то-то», «какой должна быть данная подсистема или система», «как следует оформлять те или иные до-кументы» и т.д. Эта база должна содержаться в законах, подзаконных ак-тах (положениях, инструкциях), стандартах, кодексах общения, поведения, партнерства, философии компании, хартии прав участников корпорации, кодексах корпоративного управления и др. Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценно-стях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует. Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руково-дства – причем реальные, а не декларируемые – относительно процесса управления. Насколько забюрократизированной является корпорация? Есть ли расхождения между словом и делом – между заявляемыми прин-ципами ведения бизнеса и реальной управленческой практикой? Какие ценности отражены в документах? Каково отношение к людям? Насколько осознанной и целенаправленной является работа по формированию и под-держанию организационной культуры? По своей сути, нормативная основа задает определенные модели, об-разы, штампы (в хорошем смысле слова), в соответствии с которыми про-изводится оценка фактического уровня культуры. Поэтому, во-первых, важно постоянно и своевременно обновлять, пополнять и совершенство-вать нормативную основу управления, а во-вторых, иметь современную нормативную базу, которая отражает современный уровень культуры управления. Сравнительный метод имеет ряд разновидностей. Для примера рассмотрим два из них. Метод «полярных культур». Для анализа организационной культуры корпорации необходимо: 1) выяснить, как практически осуществляется процесс управления и что характерно для него и культуры данной корпорации. Это обеспечива-ется с помощью методов наблюдения, опросов работников, бесед с ними и анкетирования (это мы рассмотрим в дальнейшем); 2) систематизировать полученную информацию, определяя так на-зываемые «индикаторы», т.е. свидетельства об определенном уровне орга-низационной культуры – низком, среднем или высоком. Чем больше отри-цательных индикаторов (свидетельств низкой культуры) по отношению к положительным (свидетельств высокой культуры), тем ниже уровень куль-туры, и наоборот. Такой анализ позволяет делать обобщения с помощью итоговых таблиц.
Использование метода «полярных культур» должно удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям: обязательное наличие сопоставимых индикаторов проявления со-ответственно высокой и низкой культуры; лаконичное и понятное описание каждого индикатора.
Сопоставление по определенным показателям (индикаторам) орга-низационной культуры «у них – и у нас». Речь идет о сравнении своей кор-порации и других корпораций, предприятий, сети предприятий, находя-щихся на территории данной страны (сравнение «со своими») и (или) дру-гой страны (сравнение «с чужими»). И в том, и в другом случае считается полезным взглянуть на себя «через других» и увидеть недостатки в собст-венной культуре. Для более детального и профессионального сравнения целесообразно использовать специальные таблицы, состоящие из трех колонок: в первой определяются показатели (индикаторы) сравнения; во вто-рой записывается то, что по данному показателю присуще своей корпора-ции, а в третьей указывается то, что по данному показателю свойственно другой корпорации. Метод отслеживания изменений по схеме «было – стало – должно быть». Данный способ соединяет в себе аналитические и рацио-нализаторские возможности. Например, уровень информационной техно-логии в каком-то подразделении какой-либо корпорации три года назад отличался преобладанием ручных операций, высокой трудоемкостью и безобразным хранением документов («было»). В результате предпринятых усилий удалось механизировать и автоматизировать определенную часть операций, упорядочить хранение документов («стало»). Намечено в бли-жайшие два года повысить достигнутый уровень до таких-то пределов («должно быть»). Для этого метода характерны определение «стартовых показателей» (индикаторов) и отслеживание по ним необходимых измене-ний. Но уровень организационной культуры не обязательно «идет» только вверх. Под влиянием определенных факторов он может и снижаться, т.е. «было – стало хуже – стало еще хуже, чем было». Данный метод тоже по-зволяет зафиксировать эту тенденцию. Метод случайной оценки. При этом методе используют «свобод-ные», «отрывочные», «импульсивные» и т.п. высказывания персонала, по-сетителей, работников других организаций. Можно ли полагаться на такую информацию? Да, поскольку случайные высказывания выражают воспри-ятие конкретным человеком каких-то не устраивающих лично его, ме-шающих лично ему фактов, фрагментов, ситуаций, процедур и отражают его личное отношение к ним. Упорядочивание такой «случайной» инфор-мации и сопоставление с информацией, полученной с помощью других ме-тодов, позволяют использовать ее при анализе и принятии соответствую-щих мер. Конструктивно-критический метод имеет два варианта: 1) обвально-повальной критики, которая обрушивается на админист-раторов, вынужденных принимать практические меры «по улучшению». Следует отметить, что такой метод «вынужденного стремления» к более высокому уровню культуры, когда «наболело», «накипело», имеет своих «талантливых поклонников» среди руководителей. В обычной, будничной деятельности, зная «о пока несильной критике», они не предпринимают никаких шагов. Но стоит только критике достигнуть «критической силы», как они включаются в работу по «окультуриванию»; 2) уравновешенно-периодической критики. Его отличают более спо-койные оценки и предложения. Руководство «по крупицам» собирает их, обсуждает и включает в свои долговременные и оперативные меры «по улучшению». Не исключено, что под действием каких-то факторов этот вариант переходит в первый со всеми его особенностями, и ситуация при-нимает напряженный характер. Нетрудно заметить, что конструктивно-критический метод позволяет получать информацию о «кричащих» участках и точках антикультуры или культуры на ее примитивном уровне. Поэтому опытные руководители и консультанты по управлению придают ему большое значение. Именно он в своем стихийном проявлении дает возможность обнаруживать наиболее «болевые места», определять эффективное «лекарство» и осуществлять меры «хирургического» и «терапевтического» свойства. Таким образом, если коллектив и руководство корпорации стремятся повысить организационную культуру, необходимо использовать опреде-ленные аналитические методы ее измерения. Это позволит сделать данное стремление конкретным и перевести его на язык целей, задач, практиче-ских мероприятий и нужных результатов. Культуру, сложившуюся в организации, можно изучать разными способами. М.И. Магура выделяет среди них: интервью; анкетирование; косвенные методы; изучение устного фольклора; изучение документов; изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемо-ний, ритуалов; изучение сложившейся практики управления.
Интервью можно начать с вопроса: «Можете ли вы описать культу-ру, которая сложилась в вашей компании?» Для более детального знаком-ства с организационной культурой важно также получить ответы на вопро-сы, касающиеся: ключевых стратегических ценностей (Какие представления лежат в основе сложившейся в корпорации практики управления? Что самое важное в этом деле? Как это проявляется в работе компании?); корпоративных символов (Существуют ли какие-то специальные понятия, термины, слова, которые понятны только для членов вашей кор-порации?); «героев» компании (Люди какого типа имеют наибольшие шансы сделать быструю карьеру в вашей корпорации? Что отличает людей, до-бившихся наибольшего успеха в вашей компании?); правил и традиций (Каких правил и традиций придерживаются члены корпорации в работе и при проведении досуга? Какие события от-мечаются в вашей корпорации?); корпоративных ценностей (Что люди приветствуют? Что вызыва-ет всеобщее осуждение или неодобрение? Какие изменения в организации работы, в отношении к делу работники хотели бы видеть?).
При изучении организационной культуры конкретной корпорации необходимо обеспечить достоверность получаемой информации. Этому способствует использование целого комплекса методов, где анкетирова-ние работников может играть важнейшую роль. Очень ценную информацию можно получить, попросив работников корпорации охарактеризовать особенности сложившейся организационной культуры не прямо, а косвенно, предложив им подобрать несколько посло-виц или поговорок, которые лучше всего отражают важнейшие векторы отношений, в которых проявляются преобладающие ценности, установки и приоритеты. Опыт консультантов и специалистов по изучению организационной культуры показывает, что применение косвенных методов позволяет ра-ботникам компаний лучше понять сложившуюся культуру и то, как она влияет на работу и рабочие результаты персонала. Изучение устного фольклора также дает возможность определить ор-ганизационную культуру корпорации. В любой организации существует свой фольклор, который передается из уст в уста. Ценности, установки, ко-торые оказывают решающее влияние на поведение работников компании, передаются не через письменные инструкции, приказы или распоряжения, а преимущественно при неформальном общении. Корпоративную культуру, сложившуюся в корпорации, часто харак-теризует использование профессионального сленга, словечек и выражений, употребляемых большей частью коллектива. К примеру, для неспециали-ста, пришедшего в компанию, занимающуюся разработкой программных продуктов, язык, на котором разговаривают между собой программисты, может показаться малопонятным. Допустимость или недопустимость при-менения ненормативной лексики в неформальном (а иногда и в формаль-ном!) общении также является одной из характеристик организационной культуры. Изучение документов сводится к определению формализации взаи-моотношений сотрудников и элементов организационной культуры. Изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний, ритуалов направлено на исследование влияния существующих норм и тра-диций на поведение сотрудников, эффективность деятельности, достиже-ние целей организации. Результатом такого изучения должны стать реко-мендации по укреплению полезных традиций и ритуалов и избавлению от негативных. Изучение сложившейся практики управления включает в себя анализ стиля управления по отношению к сотрудникам, участие сотрудников в принятии решений, осведомленность сотрудников о целях, стратегиях, миссии организации и т.п. Понять, какие ценности компании разделяют сотрудники, как это со-относится с тем, что декларирует руководство, также позволяет монито-ринг корпоративной культуры. Как правило, он проводится посредством анонимного анкетирования персонала, интервью с ключевыми людьми ор-ганизации, наблюдения за тем, как проходят совещания, публичные меро-приятия. Для многих компаний результаты обзоров корпоративной культуры оказываются неожиданными. Некоторые аспекты корпоративной культуры выявляет ежегодная аттестация, но этого, как правило, недостаточно, по-этому следует проводить опрос сотрудников. Результаты опроса показы-вают, какие проблемы находятся в зоне риска, что происходит в компании. Результаты следует использовать для создания и внедрения различных программ, способствующих решению разнообразных проблем в организа-ции. Мониторинг корпоративной культуры особенно актуален для круп-ного бизнеса. В компании с количеством персонала 50 человек носителем корпоративной культуры является руководитель. Там, где 5000 человек, культура отделяется от своего главного носителя и начинает развиваться самостоятельно. И очень часто руководитель не имеет ясного представле-ния, как она развивается. Например, диагностика часто выявляет такую проблему, как расхождение взглядов между управляющим офисом и предприятием в регионе. В головном офисе – «культура успеха», на заводах – «культура порядка». Если это знать, то причины многих кон-фликтов и разногласий становятся понятны. Ценность мониторинга в том, что он показывает, куда двигаться, на его основе разрабатывается стратегия того, на какие аспекты работы с персоналом направлять свои усилия. Консультанты считают, что наиболее эффективным мониторинг кор-поративной культуры будет лишь в том случае, если его проводить на регулярной основе. Плюсы подобного подхода очевидны: можно на-блюдать за динамикой и эффективностью внедрений разных инструмен-тов. В некоторых компаниях система мониторинга корпоративной культу-ры существует уже несколько лет, таким образом практика становится по-стоянной. Сотрудники, отвечая на вопросы анкеты, оценивают внутреннее функционирование компании по четырем компонентам: человеческому капиталу, процессному капиталу, капиталу инновационному и капиталу лидерства. Каждый из перечисленных элементов раскрывает ту или иную сторону деятельности компании: мотивацию сотрудников на повышение эффективности организации; условия работы, внутренние процедуры, взаимодействия, организационную структуру; то, насколько существую-щие условия труда способствуют созданию инновационной и творческой внутренней культуры компании; мнение персонала о том, какими качест-вами должны обладать руководители. Все элементы сводятся в один пока-затель – индекс внутреннего капитала, который отражает уровень исполь-зования компанией своего внутреннего потенциала. Именно это позволяет раскрывать сильные стороны работы компании и определить области для улучшения. Кроме того, это способствует развитию лидерского потенциа-ла руководителей разных уровней. Эксперты полагают, что для успешного мониторинга корпоративной культуры необходимо выполнять следующие условия: информировать персонал о целях исследования; сообщать сотрудникам о результатах; информировать о том, что будет предпринимать руководство на основе полученных результатов.
Существуют также конкретные методики диагностики организа-ционной культуры. Наиболее часто используют методику OCAI, которая показала на значительном количестве примеров надежность и валидность получаемых результатов, используя унифицированный, несложный инст-рументарий экспериментальных исследований. Методика OCAI позволяет построить профиль организационной культуры в координатах конкурирующих ценностей: гибкость и дискрет-ность – стабильность и контроль, внешний фокус и дифференциация – внутренний фокус и интеграция. Эти координаты генерируются двумя из-мерениями, выделенными из статистического анализа индикаторов эффек-тивности деятельности организации путем разбиения их на четыре группы. Одно измерение отделяет индикаторы эффективности, выделяющие гиб-кость, дискретность действий, от индикаторов, ценностная значимость ко-торых связана со стабильностью, порядком, контролем. Организационный динамизм и организационная непоколебимость – антиподы континуума этого измерения. Второе измерение отделяет индикаторы эффективности, обусловленные внутренней ориентацией, интеграцией и единством, от ин-дикаторов, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией, со-перничеством. Полярными состояниями на этом измерении являются ор-ганизационная сплоченность и организационная независимость составных частей коллектива. Указанные выше измерения образуют на плоскости четыре квадран-та, соответствующие четырем наборам индикаторов организационной эф-фективности, причем последовательность расположения квадрантов на плоскости имеет строгую определенность. Каждый из полученных квад-рантов однозначно соотносится с тем или иным базовым типом организа-ционной культуры: квадрант А – с клановой культурой, квадрант B – с ад-хократической культурой, квадрант C – с рыночной культурой, квадрант D – с иерархической культурой (рис. 6). Пользуясь стандартными опреде-лениями, можно дать краткую характеристику каждому из указанных ба-зовых типов организационной культуры. Клановая культура характеризуется как место работы, напоминаю-щее большую семью. Лидеры организации мыслят патерналистически, придавая большое значение высокой сплоченности коллектива. Высока обязательность организации по отношению к своим членам. Успех органи-зации определяется поддержанием здорового внутреннего климата и забо-ты о людях. Адхократическая культура свойственна динамичному, предпринима-тельскому и творческому месту работы. Отличительными чертами лидеров организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности организации заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, преданности к экспериментированию и нова-торству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Успех ор-ганизации связан с производством уникальных и оригинальных продуктов и услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.009 с.) |