Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие организационной культурыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Поведение человека в компании всегда социально обусловлено. Раз-ные люди или группы людей могут специализироваться в соответствии с возложенной на них ролью, поставленной целью или задачей либо отли-чать себя от других членов организации в соответствии со своим рангом или статусом в иерархии. В пределах одной и той же организации сотруд-ники могут ставить перед собой различные цели, но практически все они должны коллективно трудиться ради достижения общей стратегической цели компании, определяемой ее миссией и ресурсными возможностями. Основным связующим элементом, позволяющим эффективно объединить социально разнородный персонал компании на достижение общей цели, выступает организационная культура фирмы. В настоящее время наиболее удачным с позиции системного подхода является определение организационной культуры как социально-духовного поля компании, формирующегося под воздействием материаль-ных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, взаимодействие людей в котором происходит на ос-нове общей философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и норм поведения персонала. Это взаимодействие обуславливает своеобразие организации и позволяет ей продвигаться к успеху. Такой подход к организационной культуре позволяет определять, анализировать и понимать организационную культуру как феномен многогранный, дина-мичный, многоаспектный и многоуровневый. Одним из аспектов организационной культуры является чувство принадлежности сотрудника к коллективу. Ф. Харри и Р. Моран предлага-ют десять характеристик организационной культуры, важных для личност-ной адаптации специалиста при вхождении в организацию: 1) осознание себя и своего места в организации; 2) коммуникационная система и язык общения; 3) внешний вид, одежда и презентация себя на работе; 4) что и как едят люди, привычки и традиции в этой области; 5) осознание времени, отношение к нему и его использование; 6) взаимоотношения между людьми; 7) ценности и нормы; 8) вера во что-то и отношение или расположение к чему-то; 9) процесс развития работника и обучение; 10) трудовая этика и мотивирование. Понятия «организационная культура», «социокультура» и «корпора-тивная культура» часто используются как синонимы, но тем не менее их следует различать. Социокультура включает в себя характеристики социально-психологического климата, социальной позиции, социальной жизни. Корпоративная культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействий между собой, прису-щих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность, восприятие себя и других, что проявляется в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [67]. Корпоративная культура – это модель поведенческих норм, разде-ленных между всеми членами организации, которая была использована в прошлом и признана правильной, а следовательно, должна быть передана новым сотрудникам [81]. Организационная культура – интегральная характеристика организа-ции, которую составляют нормы поведения в организации и способы оценки результатов деятельности [83]. Вместе с тем следует отметить и взаимовлияние корпоративной и ор-ганизационной структур предприятия. В частности, предложенная В. Сате модель включает семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность: 1) кооперацию между индивидами и частями организации; 2) принятие решений; 3) контроль; 4) коммуникацию; 5) лояльность организации; 6) восприятие организационной среды; 7) оправдание своего поведения. Именно в рамках этих процессов организации В. Сате обнаруживает влияние корпоративной культуры на организационный эффект (производ-ственный результат). Модель В. Сате носит скорее декларирующий харак-тер в установлении связи между эффективностью организационных про-цессов и корпоративной культурой, не выражает инструментальной сущ-ности управления последней в целях формирования оптимальных бизнес-процессов. Другую модель формирования корпоративной культуры предложили американские ученые Т. Питерс и Р. Уотерман, считающие корпоративную культуру неформализуемым явлением (явление, которое нельзя точно опи-сать через универсальные критерии) организации. В основе их подхода лежит исследование успешных предпринимательских структур и элемен-тов корпоративной культуры, в них реализованных. В обобщенном виде их можно представить следующим образом: 1) вера в действия (action) организации; 2) связь с потребителем, т.е. открытость организации; 3) поощрение автономии и предприимчивости работников; 4) рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности; 5) знание того, чем управляешь, т.е. профессиональная компетент-ность работника; 6) простая структура организации и немногочисленный штат управ-ления; 7) одновременное сочетание гибкости и жесткости в управлении ор-ганизацией. Особенность данной модели в том, что она предлагает не поиск фор-мальных параметров, выражающих корпоративную культуру, а формиро-вание таковой по аналогии с успешно практикующими организациями. Понятие «культура» известно человечеству с незапамятных времен. Но лишь в середине прошлого века в научных спорах и дебатах начала вы-страиваться концепция организационной культуры. В разных исследова-ниях под оргкультурой понимались групповые нормы, стандарты и ценно-сти, поведенческие стереотипы при взаимодействии людей, правила игры, ментальные модели и лингвистические парадигмы, существующий прак-тический опыт, философия и т.п. При этом чем более ранними были рабо-ты, тем легче они решали вопросы культуры организации. Прежде рабочая сила была менее разнообразна в расовом, этническом и культурном отно-шении, чем теперь. В таких условиях при меньшем культурном разнообра-зии и ожидания членов любой организации были примерно одинаковы. Коммуникации, линии власти и иерархическая структура формировались без осознания подобных различий. Члены организации обладали знанием того, как вести себя по отношению друг к другу, как вместе работать, по-тому что все они вышли из относительно сходной культурной среды. Ор-ганизации были в большей степени удалены от вопросов культуры, по-скольку большинство компаний в недавнем прошлом имели исключитель-но или преимущественно внутринациональный характер. Большая часть связанных с производством проблем, с которыми сталкивались такие ком-пании, касались конкретных стран и их культуры. В такой же степени и большинство компаний, которые конкурировали или кооперировались ме-жду собой, принадлежали к одной стране и одной культуре. Подобная мо-нонациональная рабочая среда теперь уже канула в прошлое. В наше время не только рабочая сила стала значительно более разнородной в культурном плане, но и многие компании вышли на международную арену. В эконо-мике теперь существует беспрецедентное число мультинациональных и транснациональных корпораций. Таким компаниям приходится все чаще и чаще иметь дело с людьми различных и весьма разнообразных культурных традиций. Ясно, что подобная интернационализация бизнеса влечет за со-бой и значительное число межкультурных проблем. Даже компаниям, которые действуют на внутреннем рынке и не об-ладают мультинациональной структурой, приходится сталкиваться с во-просами межкультурного взаимодействия. Новое торговое законодательство и международные договоры столкнули между собой многих конку-рентов из различных удаленных друг от друга культур, в равной степени увеличив возможности открытия рынков для других стран и культур. От-части решение возникающих перед компаниями и отдельными людьми за-дач облегчает успехи в сфере коммуникации и транспорта, позволяя им успешно работать, несмотря на огромные физические и культурные про-странства, их разделяющие. Жизнь ставит перед нами проблемы не только в пределах одной страны, но и далеко выходящие за национальные грани-цы. Многие из таких проблем носят культурный характер. Наша способ-ность решать подобные проблемы в условиях постоянно меняющегося де-лового мира и определяет успешность или неуспешность почти любого бизнеса. Выше нами был рассмотрен подход к определению организационной культуры, предложенный Т. Соломанидиной и В. Кишеня, ключевым мо-ментом которого является заявление о необходимости максимальной схо-жести культур компаний, взаимодействующих на рынке. Организационная культура должна в первую очередь обеспечивать легкость взаимодействия с компаниями на межнациональном рынке, поэтому необходимо стирать национальные границы при формировании организационной культуры [65]. Существует противоположный подход к учету национальных осо-бенностей в формировании корпоративной культуры. С. Шекшня считает, что создание организации и системы управления без учета национальной культуры обречено на провал [82]. По его мнению, «национальная культу-ра – ценности, идеи, представления, разделяемые представителями отдель-ной нации, и возникающий на их основе национальный характер, под ко-торым понимаются общие для представителей нации поведенческие уста-новки, оказывают значительное влияние на взаимодействие людей в орга-низациях и, следовательно, на то, как представители разных культур управляют своими подчиненными» [82, с. 73]. Каждая из национальных культур имеет свои представления о том, что приемлемо и недопустимо в отношениях между руководителем и под-чиненным, работодателем и работником, поэтому можно говорить о на-циональных организационных моделях или управленческих стилях, кото-рые проявляются в организационной архитектуре, коммуникации, систе-мах управления. Ярким примером «неприемственности» чужеродной культуры явля-ется Россия: переменчивость в настроении и поведении является, пожалуй, главной чертой российского характера, именно поэтому основным подхо-дом к управлению людьми на организационном уровне служит «удержание в узде». Соблюдение жестких правил, четко действовавшая система штра-фов и наказаний – вот некоторые принципы функционирования советских предприятий. Такие принципы не могли обеспечить конкурентоспособ-ность в рамках традиционной рыночной экономики, поэтому в какой-то момент Россия выбрала свой путь – заимствование западных моделей и инструментов. Однако в конце 1990-х авторитет пришедших из-за рубежа методов резко упал. Начались поиски особой российской модели управле-ния людьми, организационной культуры и организации в целом, учиты-вающей особенности нашего национального характера. Краткий обзор попыток внедрения в российские организации запад-ных технологий и их отторжение наглядно иллюстрируют сложность сти-рания национальных границ. Каждый подход аргументированно обосновывает свою точку зрения и значимость предложений, однако право на существование должно ос-таться за одним. Данную проблему предстоит решить для себя каждому руководителю, выбрав те или иные приоритеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.007 с.) |