Классификация согласных звуков по участию голоса и шума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация согласных звуков по участию голоса и шума



Шумные

глухие p, p’, f, f’, t, t’, s, s’, c, š, č’, š’:, k, k’, h, h’
звонкие b, b’, v, v’, d, d’, z, z’, ž, ž’:, g, g’

Сонорные

m, m’, n, n’, r, r’, l, l’, j

По наличию или отсутствию палатализации, т. е. смягче- ния, различают твёрдые и мягкие согласные. Мягкие характери- зуются тем, что к основной артикуляции согласного прибавляется дополнительная артикуляция – поднятие средней части спинки языка к мягкому нёбу. Традиционно считается, что у большинства согласных поднятие средней части языка к мягкому нёбу являет- ся дополнительной артикуляцией, происходящей одновременно с основной артикуляцией согласного, и только у [j] эта артикуляция является основной3. Большинство согласных русского языка – пар- ные по твёрдости/мягкости, а согласные č’, š, ž, š’:, ž’:, j, c – не- парные по твёрдости/мягкости.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое артикуляция?

2. Расскажите об артикуляционном аппарате человека, о де- лении произносительных органов на активные и пассивные.

3. Опишите, как происходит артикуляция изолированного

звука.

4. По каким признакам характеризуется артикуляция соглас-

ных звуков? Что означают термины «фрикативный», «аффриката»,

«вибрант», «палатализация», «сонорный», «носовой»?

5. Охарактеризуйте дополнительные артикуляционные при- знаки согласных.

6. Каковы артикуляционные характеристики гласных зву- ков? Как по признаку ряда описываются звуки [а] и [y]? Каковы особенности артикуляции [o] и [e]?

 

3 Другую точку зрения на артикуляционную «дополнительность» палатали- зации см.: Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. С. 65–67.


7. Чем отличается положение языка при произнесении глас- ных [i], [y], [u]? Чем отличается положение языка при произне- сении гласных [i] – [e], [y] – [a], [u] – [o]? Какие классификаци- онные признаки обусловлены различной артикуляцией языка?

 

Задания

Задание 1. Затранскрибируйте данные пары словоформ и укажите артикуляционные признаки гласных и согласных, кото- рыми они различаются.

А) мир – мер, бил – бел, сыр – сэр, чисти – чести; стог –

стук, йог – юг, дол – дул, полька – пулька; вел  – вял, рос – раз, гол

– галл, мой – май; внёс – вниз, шёл – шил, грёб – грипп, чётко – читка; жар – жир, бал – был, пять – пить, часто – чисто; мёл – мел, тост – тест, мор – мэр; мять – медь, пядь – петь, часть – честь, ряб – реп; мул – мал, друг – драк, ус – ас; пули – пыли, ду- ма – дыма, тюк – тик, суд – сыт; тюрем – терем, июль – и ель, душу – душе, люто – лето.

Б) спор – сбор, велит – велик, пробки – тропки, змей – смей, здание – знание, стёк – стог, благо – влага, пятнам – мят- ным, цепов – шипов, лжёт – ржёт, ключица – случиться, образ- чик – обрящет, вытрясти – выгрести, выгрызть – выкрасть, мост – мозг, гвоздь – хвост, клуб – круп.

Задание 2. Охарактеризуйте гласные звуки в приведённых ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными глас- ными.

Атом, вьюн, глаз, грязь, ёж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, чёрный, шёлк, шест, шип, шок, эвенк, юг, ялик.

Задание 3. Дана группа согласных, имеющих общие арти- куляционные характеристики. Какой из представителей группы лишний и почему?

1) p, b, p’, b’, m, m’, d.

2) p, b, t, d, s, k, g.

3) z, h, t, g, r, k.


Задание 4. Определите слово по описанию артикуляцион- ных характеристик составляющих его звуков.

1. Согласный, альвеолярный, щелевой, звонкий, твёрдый.

2. Гласный, безударный, заднего ряда, верхнего подъёма.

3. Согласный, переднеязычный, дрожащий, сонорный, твёрдый.

4. Согласный, переднеязычный зубной, смычно-проходной носовой, сонорный, твёрдый.

5. Гласный, ударный, нижнего ряда, нижнего подъёма.

6. Согласный, зубной, боковой, сонорный, твёрдый.

Задание 5. Затранскрибируйте следующие тексты и под- черкните одной чертой все согласные.

А) одного способа образования:

Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лёд по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Ени- сей-батюшко.

Б) одного места образования:

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звёзды вспыхивают, кро- ят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли ещё задолго до того, как мы роди- лись, но свет их всё ещё идёт к нам, всё ещё сияет нам.

В) тождественные по работе голосовых связок:

Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой рас- калённых гвоздиков, и от них шёл сухой струйный жар.

Г) тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:

Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной сто- роны объявлялась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндеве- лое, сумрачное солнце.

Задание 6. Повторите артикуляционную классификацию гласных и согласных звуков русского языка, подготовьтесь к кон- трольной работе по этой теме.


Литература

Аванесов Р.И. С. 52–71.

Бондарко Л.В. С. 48–67.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 18–39.

Осипов Б.И.1 С. 14–20.

Панов М.В. С. 16–46.

 

Контрольная работа

Вариант 1

1. Затранскрибируйте текст.

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день. В лесу всё серое, сухое,

И паутиной пала тень.

2. Какими артикуляционными признаками отличаются зву- ки в словах: день – пень, в лесу – влечу, тень – лень?

3. Подчеркните одной чертой все зубные звуки в тексте.

4. Найдите и выпишите в транскрипции все слова с оглушен- ными согласными.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными верхне- го подъёма.

 

Вариант 2

1. Затранскрибируйте текст.

В полночь выхожу один из дома, Мёрзло по земле шаги стучат, Звёздами осыпан чёрный сад

И на крышах – белая солома:

Трауры полночные лежат.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щих слова: дома – лома, сад – чад, шаги – ноги.

3. Подчеркните все среднеязычные звуки в тексте.

4. Выпишите в транскрипции четыре слова со смычно-про- ходными согласными.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными заднего

ряда.


Вариант 3

1. Затранскрибируйте текст. Закат горел в последний раз. Светило дня спустилось в тучи, И их края в прощальный час Горели пламенем могучим.

2. Назовите артикуляционные признаки, различающие сло- ва: раз – час, тучи – кучи, дня – пня.

3. Подчеркните все щелевые звуки в тексте.

4. Выпишите в транскрипции четыре слова с сонорными со- гласными.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными перед- него ряда.

 

Вариант 4

1. Затранскрибируйте текст.

Природы вечера могучей В окно струится аромат, Я фисгармонии певучей

Докучный стон оставить рад.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: рад – гад, стон – слон, рожь – рощ.

3. Подчеркните все смычные согласные в тексте.

4. Охарактеризуйте с точки зрения артикуляции звуки в сло- ве природы.

5. Выпишите в транскрипции все слова с аффрикатами.

 

Вариант 5

1. Затранскрибируйте текст. Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: росе – косе, поле – доле, грачи – врачи.

3. Подчеркните все заднеязычные согласные в тексте.

4. Охарактеризуйте с точки зрения артикуляции согласные звуки в слове черемуха.


ряда.


5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными заднего

 

Вариант 6

1. Затранскрибируйте текст. Разве снова хочешь ты отравы, Хочешь биться в огненном бреду,

Разве ты не властна жить, как травы В этом упоительном саду?

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю-


щие слова: сад – чад, бред – вред; трава – тропа.

3. Подчеркните все губные согласные в тексте.

4. Выпишите в транскрипции четыре слова с фрикативны- ми согласными.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными нижне- го подъёма.

 

Вариант 7

1. Затранскрибируйте текст.

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: поля – воля; чахнут – пахнут; твои – свои.

3. Подчеркните все переднеязычные звуки в тексте.

4. Охарактеризуйте с точки зрения артикуляции согласные звуки в словосочетании околиц звонко.

5. Выпишите в транскрипции все слова с лабиализованны- ми гласными.

 

Вариант 8

1. Затранскрибируйте текст. Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.


2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: лень – тень; забота – работа; бед – сед.

3. Подчеркните все среднеязычные звуки в тексте.

4. Охарактеризуйте с точки зрения артикуляции согласные звуки в слове дружеством.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными средне- го подъёма.

 

Вариант 9

1. Затранскрибируйте текст.

Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: душа – дума; больно – вольно; просила – бросила.

3. Подчеркните все смычно-щелевые звуки в тексте.

4. Выпишите слова с сонорными согласными.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными верхне- го подъёма.

 

Вариант 10

1. Затранскрибируйте текст.

Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве.

2. Назовите артикуляционные признаки звуков, различаю- щие слова: арка – арфа; рожь – рощ; своём – твоём.

3. Подчеркните все альвеолярные звуки в тексте.

4. Охарактеризуйте с точки зрения артикуляции согласные звуки в слове воздвиглась.

5. Выпишите в транскрипции все слова с гласными средне- го ряда.


Тема 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.038 с.)