О дифференциальных признаках гласных фонем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О дифференциальных признаках гласных фонем



От признания фонемы <y> зависит понимание дифферен- циальной сущности признака ряд, ведь <i> - <y> – единственная пара фонем, которая различается только по ряду. Итак, ряд – диф- ференциальный признак гласных русских фонем. В одной пози- ции могут противопоставляться гласные трёх рядов, потому точ- нее говорить о признаках «передний ряд», «средний ряд», «зад- ний ряд». Эти признаки объединяются в три парных оппозиции:

1) передний – средний ряд (<i>-<y> – одномерная оппозиция,

<i>-<a>, <e>-<y>, <e>-<a> – многомерная); 2) передний – задний ряд, ни для одной пары не одномерная оппозиция (<i>-<u>, <i>-

<o>, <e>-<u>, <e>-<o>); 3) средний – задний ряд, тоже не одно- мерная оппозиция (<y>-<u>, <y>-<o>, <a>-<u>, <a>-<o>).

Лабиализация – признак только гласных заднего ряда. От- сюда вопрос: это дифференциальный признак или один из физи- ческих коррелятов признака «задний ряд»? Но оппозиция «ла- биализованные – нелабиализованные»» не обусловлена фонети- ческим положением, следовательно, это дифференциальный при- знак, хотя эта оппозиция и не бывает одномерной.

Наиболее несомненный дифференциальный признак глас- ных – подъём. Три дифференциальных признака: «верхний подъ- ём», «средний подъём», «нижний подъём». В свою очередь – три оппозиции 1) верхний – средний подъём (<i>-<e> – одномерная;

<u>-<o> – одномерная; <y>-<e>, <i>-<o>, <u>-<e>, <y>-<o> – многомерная); 2) верхний – нижний подъём (<y>-<a> – одномер- ная; <i>-<a>, <u>-<a> – многомерная); 3) средний – нижний подъём (<e>-<a>, <o>-<a> – многомерные).

Варьирование гласных фонем объясняется влиянием со- седних согласных и положением гласных относительно ударного слога.

Мягкость (палатализация) заметно сказывается на реали- зации соседних гласных: [mát], [m’·a′t], [má·′t’], [m’ầt’] – в по- следнем слове гласный звук [â] – закрытый, напряжённый.

Назальность согласного также влияет на гласные – они по- лучают при артикуляции переходный участок назализации, а ме-


жду двумя носовыми становятся полностью назализованными, сравните: [rás], [n˜ás], [nãm].

Соседство с твёрдыми согласными тоже оказывает влияние на гласные (здесь важно место образования согласного): после переднеязычного продвигаются гласные непереднего ряда: [to′t]; в соседстве с заднеязычными отодвигаются гласные незаднего ря- да: [ka′k]. Как заднеязычный, действует и согласный [l], посколь- ку он сильно веляризован.

Варьирование физических коррелятов гласных фонем по отношению к ударному слогу описывается формулой Афанасия Потебни: в безударных слогах редукция гласных бывает двух сту- пеней: в первом предударном слоге (считая от ударного), а также в любом предударном слоге, если он неприкрытый – первая сту- пень редукции. Все остальные безударные слоги – вторая ступень редукции. В безударных слогах гласные стремятся к усреднению, к нейтрализации артикуляции: [p∂²rΛ¹žda′c∂²].

Таким образом, напомним ещё раз, что редукция – это из- менение качественных или количественных характеристик глас- ных5. Ступень, или степень, редукции, о которой мы говорили вы- ше, – это характеристика качественной редукции, которая состо- ит в степени опускания спинки языка (движение по вертикали).

Характеристики палатализованных, назализованных и ве- ляризованных физических коррелятов гласных фонем связаны с ещё одной разновидностью качественной редукции – редукцией по ряду (движение языка по горизонтали).

Важным вопросом является определение того, к какой имен- но гласной фонеме относится редуцированный звук. Чтобы это выяснить, надо знать, в какие оппозиции звук входит в данной по- зиции.

Например, в первом предударном слоге мы имеем звуки [i], [ie]: [l’isa′], [l’iesa′]. Звук [i] безударный – самый «верхний» из гласных первой степени редукции, он выше, чем звук этой же сте- пени редукции [ie].

Следовательно, звук [i] относится к фонеме верхнего подъ- ёма <i>, а звук [ie] как более нижний – к фонеме <e> среднего

5 Смотрите подробнее о качественной и количественной редукции в теоре- тических материалах Темы 3.


подъёма. Ещё пример: из гласных второй степени редукции са- мый «нижний» – [∂], его средний подъём соответствует нижнему подъёму гласных в сильной позиции. Следовательно, звук [∂] от- носится к фонеме <a>, характеризуемой нижним подъёмом, явля- ется её физическим коррелятом6.

Итак, физические корреляты гласных фонем в безударном положении так характеризуются по признакам «ряд» и «подъём»:

[i] – средне-верхне-верхний подъём, передний ряд; [ie] – средне- верхний подъём, передний ряд; [u] – средне-верхне-верхний подъ- ём, задний ряд; [ye] – средне-верхний подъём, средне-передний ряд; [Λ] – нижнее-средний подъём, задний ряд; [y] – средне-верхне- верхний подъём, средний ряд; [∂] – средний подъём, средний ряд; [ь] – средне-верхний подъём, средне-передне-передний ряд.

 

Контрольные вопросы

1. Каков количественный состав гласных фонем современ- ного русского языка? Почему Y либо вообще не признаётся фоне- мой, либо называется «ущербной» фонемой? Приведите аргумен- ты в пользу самостоятельности фонемы <y>.

2. Расскажите о дифференциальных признаках гласных фо- нем. В какие оппозиции вступают гласные фонемы?

3. Охарактеризуйте варьирование гласных фонем. Каким образом определяется, репрезентантом какой фонемы является тот или иной безударный звук. Назовите аллофоны гласных фо- нем русского языка.

 

Задания

Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию слов, учитывая редукцию гласных. Определите, к какой гласной фоне- ме относятся редуцированные звуки. Сделайте фонематическую транскрипцию этих слов.

1. Комара, порошок, садовод, отодвинуть, расстановка, по- дозвать, кочан, фонарь, холодильник, наказать, хорошо, поужи- нать, пообещать, разозлиться.

 

6 Подробнее об этом см.: Осипов Б.И. Краткий курс русской фонетики. Из лекций по современному русскому языку: учебное пособие для студентов фи- лол. фак. Омск: Ом. гос. ун-т, 1992. С. 53–56.


2. Мячей, тянуть, певучий, мясной, языковой, седовласый, ледовый, лесовичок, ячмень, ленивый, переодеться, неадекватный, переливчатый, узорчатый.

3. Жевать, шестидесяти, лошадей, пожелание, тоже, так- же, железный.

Задание 2. Сделайте фонетическую и фонематическую транскрипцию текста. Обратите внимание на гласные фонемы в словах.

Дни были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом ле- сочке стояла живительная свежесть. Упругие глянцевитые ли- стья молодых дубков свежи, как будто их только что обмакнули в зелёный воск. Из-под пёстрой трафаретной листвы папорот- ников глядит ярко-красная волчья ягода и опавшие жёлуди. Ввер- ху блещет сухая орешина, вся золоченная светом, на тёмно-корич- невой торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов.

Литература

Бондарко Л.В. С. 22–32.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 145–213.

Осипов Б.И.1 С. 46–56.


Тема 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.007 с.)