Психологическая структура профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая структура профессиональной деятельности



Структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов) - основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности.

Функционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов) - деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном компоненте, например, действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов – единиц, которые закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.

В русле первого (структурно-морфологического) подхода деятельность принимает уровневое строение, наиболее подробно оно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, который конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована

 

качественно различными уровнями, формами активности человека; во-вторых, эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Второй из них – уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.

Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому) психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике (т.е. функционировании) они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.

Классификация профессий.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П).

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). 3. Человек – человек (Ч).

4. Человек – знаковая система (3)

5. Человек – художественный образ (X). Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание).

2. Преобразующие профессии (П).

3. Изыскательские профессии (И).

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

2. Профессии машинно-ручного труда (М)

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А):

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б):

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о):

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): Выделяют восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.004 с.)