Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда. Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека. Предметом психологии труда являются психологические аспекты трудовой деятельности, а именно: •проблемы научной организации труда; •вопросы профессионального отбора и профессиональной ориентации; •методы борьбы с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т.д. Проблемы: 1.психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий, классификация профессий); 2.развитие человека как субъекта труда (формирование трудоспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты); 3.дифференциальная психология труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирование эффективного ИСД, психология профотбора, аттестации и карьерного консультирования); 4.психология в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции; 5.психология работоспособности человека, оптимизация функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде); 6.психология в профилактике травматизма и аварийности; 7.психология трудовой мотивации; 8.психология группового субъекта труда; 9.психология реабилитации и реадаптации больных и инвалидов. Классификация профессий. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: 1. Человек – живая природа (П). 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). 3. Человек – человек (Ч). 4. Человек – знаковая система (3) 5. Человек – художественный образ (X). Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). 2. Преобразующие профессии (П). 3. Изыскательские профессии (И). По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда (Р). 2. Профессии машинно-ручного труда (М) 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы: 1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): Выделяют восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности. Аттестация персонала. Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников. Аттестацию — регламентированную трудовым законодательством процедуру — необходимо отличать от оценки персонала. Аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечению срока действия контракта). Она представляет собой подведение итогов работы сотрудника по завершению срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта. Порядок и условия проведения аттестации персонала устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Проведение аттестационных мероприятий требует наличия официальных распорядительных документов по аттестации.
Цели аттестации (оценки) персонала Основные 1. Оценка результатов труда сотрудника. 2. Определение соответствия их занимаемой должности. 3. Выявление недостатков в уровне подготовки. 4. Составление плана развития работника Существует несколько типов аттестации (оценки): на основе объективных критериев (оценка конечных результатов работы); на основе субъективных оценок непосредственных руководителей; методика «360 градусов» — круговая субъективная оценка персонала, когда сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами, подчиненными и клиентами. В зависимости от используемой информационной базы можно выделить несколько типов аттестации кадров: по минимально необходимой информации (биографические данные, производственная характеристика); с использованием частичной дополнительной информации (данных экспертной оценки); с использованием максимально полной дополнительной информации (данных экспертной оценки и индивидуально-психологической характеристики, составленной по материалам психологического обследования). По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда. Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека. Предметом психологии труда являются психологические аспекты трудовой деятельности, а именно: •проблемы научной организации труда; •вопросы профессионального отбора и профессиональной ориентации; •методы борьбы с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т.д. Проблемы: 1.психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий, классификация профессий); 2.развитие человека как субъекта труда (формирование трудоспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты); 3.дифференциальная психология труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирование эффективного ИСД, психология профотбора, аттестации и карьерного консультирования); 4.психология в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции; 5.психология работоспособности человека, оптимизация функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде); 6.психология в профилактике травматизма и аварийности; 7.психология трудовой мотивации; 8.психология группового субъекта труда; 9.психология реабилитации и реадаптации больных и инвалидов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.009 с.) |