Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ», «человек-человек». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ», «человек-человек».



Климов определяет пять схем профессиональной деятельности:

1. "Человек — живая природа" (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог). Психологические требования профессий типа "Человек — природа" к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

2. "Человек — человек" (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, социальный работник). Профессии "Человек — человек" связаны: с воспитанием, обучением людей; медицинским обслуживанием; бытовым обслуживанием; информационным обслуживанием; защитой общества и государства. Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению — умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость и т.п.;

3. "Человек — техника" (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог). Профессии "Человек — техника" связаны: с созданием, монтажом, сборкой технических устройств; с эксплуатацией технических устройств; с ремонтом технических

 

устройств. Психологические требования профессий "Человек—техника" к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

4. "Человек — знаковая система" (3). Естественный и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед). Большинство профессий типа "Человек — знаковая система" связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: тексты на родном или иностранном языках; цифры, формулы, таблицы; чертежи, схемы, карты; звуковые сигналы. Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

5. "Человек — художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра). Профессии "Человек — художественный образ" связаны: с созданием, проектированием художественных произведений; воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу; размножением художественных произведений в массовом производстве. Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.004 с.)