Становление и развитие психологии труда за рубежом: школа «человеческих отношений» (Р. Мэйо, Д. Мак-Грегор). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие психологии труда за рубежом: школа «человеческих отношений» (Р. Мэйо, Д. Мак-Грегор).



Школа – это направление в науке, литературе и искусстве, связанное с единством основных взглядов, общностью, преемственностью, принципами.

(30-50гг) В ее ос­нову положены достижения психологии и социологии наук о человеческом поведении. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником Э. Мэйо он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля, воздействуя на такую систему, можно улучшить, резуль­таты труда.Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда, т.е. речь идет о повы­шении эффектив-ти орган-ии за счет повышения эффек­-ти ее чел-их ресурсов.

Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и Y) ле­жат следующие характеристики работников:

Теория X-средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

Теория Y-люди не являются от природы пассивными. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать. 1.научная школа(1895-1920) Тейлор 2. Административная (20-50) Файоль 3. школа «чел-их отнош.» (30-50) Фоллет, Мэйо 4. Поведенческие науки (50-90) Барнард 5. Колич-ый подход (50-70) Аджирис 6. Системный подход (50-90) Лайкерт 7. Ситуационный (70-90) Герцберг 8. Новый подход (80-90) Маслоу

10.Психология труда в России XX-XI века (И.М. Сеченов, А.К. Гастев, Г.И. Челпанов, И.Н. Шпильрейн, Е.А. Климов, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Ю.В. Котелова).

В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время. Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта и практического опыта. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала проблемой выживания страны и сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда и управления получили действенную поддержку руководителей государства. Эмпирической базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях.

Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции течения: «Тейлористы»; «Антитейлористы»; Представители «Платформы 17-ти»; «Богдановское течение».

В связи с задачами психологии труда А. А. Богданов, в частности, рассматривает явления природы, человека, общество в единстве, как комплекс элементов, обладающих свойствами целого. Выделяемая им новая научная дисциплина —

 

тектология стремится систематизировать организационный опыт человечества в

 целом, изучает общие организационные закономерности, поднимаясь до универсальных законов сочетания разных элементов. Энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.

Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.005 с.)