Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие психологии труда за рубежом: школа «человеческих отношений» (Р. Мэйо, Д. Мак-Грегор).
Школа – это направление в науке, литературе и искусстве, связанное с единством основных взглядов, общностью, преемственностью, принципами. (30-50гг) В ее основу положены достижения психологии и социологии наук о человеческом поведении. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником Э. Мэйо он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля, воздействуя на такую систему, можно улучшить, результаты труда.Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда, т.е. речь идет о повышении эффектив-ти орган-ии за счет повышения эффек-ти ее чел-их ресурсов. Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и Y) лежат следующие характеристики работников: Теория X-средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; Теория Y-люди не являются от природы пассивными. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать. 1.научная школа(1895-1920) Тейлор 2. Административная (20-50) Файоль 3. школа «чел-их отнош.» (30-50) Фоллет, Мэйо 4. Поведенческие науки (50-90) Барнард 5. Колич-ый подход (50-70) Аджирис 6. Системный подход (50-90) Лайкерт 7. Ситуационный (70-90) Герцберг 8. Новый подход (80-90) Маслоу 10.Психология труда в России XX-XI века (И.М. Сеченов, А.К. Гастев, Г.И. Челпанов, И.Н. Шпильрейн, Е.А. Климов, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Ю.В. Котелова). В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время. Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта и практического опыта. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала проблемой выживания страны и сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда и управления получили действенную поддержку руководителей государства. Эмпирической базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях.
Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции течения: «Тейлористы»; «Антитейлористы»; Представители «Платформы 17-ти»; «Богдановское течение». В связи с задачами психологии труда А. А. Богданов, в частности, рассматривает явления природы, человека, общество в единстве, как комплекс элементов, обладающих свойствами целого. Выделяемая им новая научная дисциплина —
тектология стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности, поднимаясь до универсальных законов сочетания разных элементов. Энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.005 с.) |