Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети с задержкой психического развита.

Поиск

Под задержкой психического развития (или ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психиче­ского развития. Задержка психического развития яв­ляется одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Как пра­вило, ее выявление совпадает с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или началом обучения в школе. Эта группа детей состав­ляет примерно 50% неуспевающих школьников.

Всестороннее изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития началось в России в 60-х гг. XX в. Это позволило грамотно разграничить ЗПР и умственную отсталость, которые ранее ошибоч­но отождествлялись. Отличия этих двух нарушений опре­деляются следующими особенностями. У детей с ЗПР нет нарушений отдельных анализаторов и ин­теллектуальной недостаточности, в то время как от­мечается незрелость сложных форм поведения и целенаправленной деятельности при быстрой исто-щаемости, утомляемости и нарушении работоспособ­ности. В отличие от детей с умственной отсталостью у детей с ЗПР более высокий уровень познавательной деятельности, они обладают относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способ­ностью к запоминанию учебного материала. Эта груп­па детей способна пользоваться оказанной им по­мощью, усваивать принцип решения задач и применять его при решении аналогичных заданий. Все это пока­зывает, что они обладают полноценными возможно­стями дальнейшего развития.

Патогенетической основой для ЗПР является пере­несенное органическое заболевание центральной

нервной системы. Страдают в первую очередь лоб­ные отделы головного мозга. В итоге недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциально­му нарушению психологического развития. Однако при парциальном поражении коры головного мозга потен­циальные возможности психического развития у де­тей с ЗПР гораздо выше, чем у детей с умственной отсталостью. Помимо нарушения познавательной деятельности, у этой группы детей возможно появле­ние энцефалолатических синдромов. Это в свою оче­редь тоже является доказательством органической недостаточности центральной нервной системы.

ЗПР свойственны прогностическая неоднородность и клиническое разнообразие. Стойкость ее различ­на и зависит в первую очередь от того, лежат ли в ее основе психический инфантилизм, длительная астения или нарушения познавательной деятель­ности, связанные с дефицитностью отдельных кор­ковых функций. В настоящее время существует не­сколько классификаций задержки психического развития. К. С. Лвбидниажаш выделила 4 основных варианта ЗПР конституционального, психогенного, со­матогенного и церебрально-органического происхож­дения.

В основе классификации В. В. Кошшяашй лежит патогенетический принцип. Он выделяет:

1) дизонтогенетические формы, при них интеллек­туальная недостаточность обусловлена искаженным развитием ребенка;

2) энцефалопатические формы, в их основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах развития;

3) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектом анализаторов и органов чувств;

4) интеллектуальная недостаточность в результате дефектов воспитания.

 

ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Специалистами предложены 4 варианта ЗПР, в ос­нове выделения которых лежит соотношение двух компонентов - характера нейродинамических процес­сов и структуры инфантилизма.

1. ЗПР конституционального происхождения, или так называемый гармонический инфантилизм.

Детям, относимым к этой группе, свойственна бо­лее ранняя ступень развития эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание повышенного фона настроения, непосредственность, легкая внушае­мость, эмоциональная мотивация поведения. В млад­ших классах у таких детей отмечаются затруднения в обучении,они связаны с незрелостью мотиваци-онной сферы и всей личности в целом. Память у них развита слабо, поэтому учебный материал они запо­минают плохо и в небольших объемах. Отмечается некритичность мышления, т. е. дети не в состоянии действовать в соответствии с целями задания, конт­ролировать свои действия; процессы анализа, срав­нения, обобщения развиты на низком уровне. При плохом настроении и отрицательных эмоциях ин­терес к занятиям резко снижается. Дети не способны к адекватному самоанализу и самооценке.

Детям с этим видом ЗПР требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса. При грамотной и эффективной коррекционной работе такие дети в течение обучения в начальной школе могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обу­чаться с ними.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Выделение этого варианта ЗПР обусловлено нали­чием длительной соматической недостаточности раз-личного происхождения. К ним относится хрониче­ские инфекции", Врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, аллергические состоя­ния, астении, детские неврозы. Все это приводит к снижению психического тонуса и развитию сомато­генного инфантилизма, что проявляется в неуверен­ности и боязливости в связи с ощущением физиче­ской неполноценности. Такие дети большую часть времени проводят дома, зачастую отмечается непра­вильное семейное воспитание - гиперопека. Круг об­щения у них ограничен, межличностные отношения нарушены. Это оказывает на ребенка большее влия­ние, чем сама болезнь. Таким детям в первую очередь необходимы правильный режим дня, медикаментозное лечение, пребывание в учреждениях санаторного типа. Дальнейшее развитие этих детей напрямую за­висит от состояния их здоровья.

3. ЗПР церебрально-органического происхождения.

У детей, относящихся к этой группе, имеется орга­ническое поражение ЦНС, которое носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познава­тельной деятельности. Этот вариант ЗПР считается наиболее часто встречающимся и характеризуется стойкостью и выраженными нарушениями в эмоцио­нально-волевой сфере.

4. ЗПР психогенного происхождения.

Этот вариант ЗПР возникает вследствие неблаго­приятных условий воспитания, препятствующих пра­вильному формированию личности. Рано возникшие неблагоприятные условия среды (неправильное вос­питание, алкоголизм родителей и пр.) могут привести к сдвигам нервно-психической сферы ребенка, эмо­циональной сферы и нарушению вегетативных функций. Обучение таких детей осуществляется в со­ответствии с программой коррекционно-разеивающе-го обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.008 с.)