Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией



Самую легкую степень олигофрении принято обо­значать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая неполноценность проявляется у детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в нача­ле школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В свя­зи с этим они способны к обучению и получают обра­зование в специальных образовательных учреждени­ях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в сте­пени дебильности» способны к большему продвиже­нию в развитии, чем имбецилы и идиоты, они облада­ют большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. У боль­шинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэто­му людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в карти­не дефекта занимает неполноценность познаватель­ной деятельности. Больше всего страдают психиче­ские функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обоб­щению, классификации, абстракции. Эти особенности делают невозможным усвоение программы средней школы.

Средняя степень выраженности умственной отста­лости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посто­ронней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрак­тное мышление. Более успешно имбецилы выполня­ют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В не­которых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им труд­но концентрировать внимание на одном объекте. Про­цессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементар­ном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроиз­вести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низ­ком уровне.

Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных ин­тернатах. Осознание собственной личности находит­ся на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотип­ные движения. Речь у идиотов в основном отсутству­ет, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступаю­щие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Пове­дение детей-идиотов зависит от степени удовлетво­рения их биологических потребностей.

 

ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ

Дефектологами неоднократно было доказано/что закономерности развития нормального и аномально­го ребенка одинаковы. Поэтому диагностика интел­лектуальных нарушений должна носить комплексный, системный, многоплановый характер. Она осуществ­ляется психолого-медико-педагогическими консуль­тациями (ПМПК). Эта структура проводит комплекс­ное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя при этом отклонения в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. В составе ПМПК работают: заведующий, со­циальный работник, педагог, психолог, логопед, де-фектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, невропатолог, психиатр, терапевт, медицинская сестра.

Диагностикой умственной отсталости тоже занима­ется ПМПК. Центральное место в процедуре обсле­дования ребенка занимает обследование его психи­ческих функций. В процессе психологического обследования оценивается состояние интеллекта, внимания, памяти, восприятия, эмоциональных ре­акций и др. При этом специалисты ПМПК учитывают возрастные особенности развития психики ребенка. Диагностика интеллектуальных нарушений в рамках психологического обследования начинается с бесе­ды с ребенком с целью выяснения запаса сведений о ближайшем окружении ребенка и точности имеющих­ся представлений. Как правило, у умственно отста­лых детей запас сведений об их ближайшем окруже­нии беден, они не всегда правильно называют свои имя и фамилию, адрес, времена года и др.

Для диагностики зрительного восприятия исполь­зуются такие методики, как «Разрезные картинки» и «Кубики Кооса». Дети с умственной отсталостью справляются с предложенными заданиями только после дополнительного разъяснения требуемых дей­ствий, но предложенная помощь не всегда является залогом правильного выполнения задания. Методика «4-й лишний» используется для исследования анали-тико-синтетической деятельности ребенка, его спо­собностей к обобщению понятий. При выполнении таких заданий дети с умственной отсталостью также испытывают ряд затруднений. Они с трудом выделяют существенные признаки, а обобщение строится на от­дельных внешних свойствах. Особые трудности вы­зывают речевые обобщения. Эта категория детей испытывает затруднения и при выполнении зада­ний на сравнение признаков. Они не могут выявить признаки сходства, иногда подменяют их признака­ми различия. Задания по типу нелепицы доступны ум­ственно отсталым детям только при легкой форме на­рушения интеллекта. В основном они указывают неверные изображения, не проявляя при этом эмо­ционального отношения. Методики, построенные на нахождении аналогий, предлагать умственно отста­лым детям в дошкольном возрасте считается неце­лесообразным. При исследовании самооценки испы­туемых по методике Г. Дамбе умственно отсталые дети, как правило, завышают свое место, что прежде всего связано с непониманием задания, а также с не­адекватными представлениями о своих возможно­стях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.)