Своеобразие процесса обучения детей с нарушениями слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие процесса обучения детей с нарушениями слуха



Своеобразием современного процесса обучения детей с нарушениями слуха стало использование разнообразных технических средств, обеспечивающих передачу информации на зрительной основе. К ним относятся статистической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобра­зительные или звуковые сигналы.

Телекоммуникационным средствам отводится все большее место в процессе общения и обучения де­тей с нарушением слуха. Сегодня некоторые переда­чи, такие как выпуск новостей, учебные фильмы и другие, снабжаются видеотекстом или сурдопере­водом. Широко вошли в использование видеотеле­фоны, пейджинговая и сотовая связь, а уже повсед­невным средством связи глухих стал телефакс.

Незаменимым в учебном процессе детей с наруше­ниями слуха стал компьютер. В отличие от массовой общеобразовательной школы, где компьютер являет­ся средством оптимизации учебного процесса, в шко­ле для слабослышащих и глухих он служит для пре­одоления и уменьшения вторичных отклонений в развитии, является также средством компенса­ции нарушенной или утраченной слуховой функции. Индивидуализированные компьютерные программы позволяют учащимся получать учебную информацию по различным учебным предметам в более доступной для них форме (т. е. в оптическом, а не акустическом варианте). Помимо этого, они могут получить свое­временную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Компьютерные программы построены таким образом, чтобы позво­лять сурдопедагогу целенаправленно работать над (

развитием мышления, памяти, речи, внимания и ряда других психических процессов, нуждающихся в кор­рекции и последующем развитии. Разработаны и ши­роко вошли в применение многочисленные компью­терные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, формирования навыков чте­ния с губ, слухового восприятия слабослышащих и глухих, обучения жестовому и словесному языку и пр.

В перспективе работы программистов создание компьютерных программ профотбора, профориента­ции, профессионального образования по различным специальностям.

Другой особенностью процесса обучения детей с нарушением слуха является его социальная направ­ленность. Конечным результатом этого процесса яв­ляется социальная адаптация и интеграция ребенка, т. е. осознание себя членом того или иного общества. Одним из определяющих факторов считается язык. Условия и социальное окружение, в которых происхо­дило развитие и становление личности ребенка с на­рушением функции слухового анализатора, сущест­венно влияет на формирование социокультурной идентификации. Поэтому в реальной жизни со­циальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем. Иногда так называемый говорящий глу­хой, не владеющий жестовым языком, часто не при­нимается в субкультуре глухих, а в обществе с нор­мальным слухом его также не принимают за своего. Особенно остро проблема социокультурной иденти­фикации и интеграции встает в среде молодежи и на­прямую связана с их жизненным самоопределением, формированием круга друзей и созданием семьи.

 

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

Для обучения детей с нарушением зрения в Рос­сии существует разветвленная сеть специальных об­разовательных учреждений, которые функционируют на осноее принципов, присущих только этой систе­ме обучения и воспитания детей с особыми образо­вательными потребностями. В некоторых общеобра­зовательных школах также имеются классы для слабовидящих. Образовательные государственные учреждения для слепых и слабовидящих детей долж­ны выполнять следующие функции: учебно-воспи­тательную, коррекционно-развивающую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Благодаря коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания в рамках специальной школы проис­ходит устранение недостатков познавательной дея­тельности в условиях дефекта и формирование ак­тивной жизненной позиции,адекватной самооценки учащихся. В учебно-воспитательном процессе в специальной школе для детей с нарушениями зре­ния имеются следующие особенности:

1) обязательный учет общих закономерностей и спе­цифических индивидуальных особенностей разви­тия учащихся;

2) изменение учебных планов и программ в соответ­ствии с особенностями этой группы детей;

3) опора при работе с детьми с нарушениями зрения на сохранные возможности;

4) применение разработанных специалистами соот­ветствующих форм и методик работы,тифлотехни-ки, нестандартных учебных пособий и наглядного

' материала;

5) создание необходимых санитарно-гигиенических условий;

6) организация лечебно-восстановительной работы, социально-трудовой адаптации и самореализации. В связи с тем что восприятие учебного материала

учащимися с нарушением зрения уступает восприя­тию нормально развивающихся ровесников, в про­грамме отводится дополнительное время на прове­дение опытов, экспериментов, экскурсий и предметных уроков. В процессе обучения слепых и слабовидящих детей используются средства коррекции и компенса­ции дефекта зрения, тифлоприборы, оптические при­способления, рельефно-графические пособия.

Специальные школы III и IV видов включают в себя три ступени. Первая - начальная школа, вторая - не­полная средняя школа, третья - средняя школа. Обу­чение на первой ступени ведется по специальным планам,программам, учебникам. В соответствии с ни­ми учащиеся приобретают навыки учебной деятель­ности, обучаются счету, письму, чтению,правильно­му восприятию изображений, элементарным приемам и способам самообслуживания, пространственной ориентировке и др.

На второй ступени обучения продолжается работа по коррекции познавательной, двигательной сферы, охране и укреплению здоровья. Учащиеся получают необходимые знания для продолжения образования и последующей социальной адаптации.

На третьей ступени обучения происходит получе­ние и накопление знаний по различным предметам, также продолжается работа по охране и укреплению здоровья. Программа обучения направлена на то, чтобы последующая социальная адаптация учащихся прошла наиболее успешно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.007 с.)