Социально-экономическая жизнь Средней Азии в первые годы хх столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая жизнь Средней Азии в первые годы хх столетия



Экономика Средней Азии на рубеже XIX – ХХ вв., сохраняя патриархальные порядки, испытывала влияние капиталистических интересов русской буржуазии, заинтересованной главным образом в получении из Средней Азии дешевого хлопка-сырца и продаже продукции русской промышленности (главным образом, металлических изделий). В структуре местной экономики можно выделить следующие группы населения: в городах – городская торгово-ремесленная верхушка (баи); потомственная феодальная знать и служилая прослойка; ремесленники-кустари и мелкие торговцы; в кишлаках и селениях вокруг городов – в основном земледельцы-декхане, небольшую часть населения составляли местные ремесленники и потомственная феодальная прослойка. Ведущими сферами традиционного хозяйства и основными занятиями оставались: торговля, ремесло – преимущественно в городах и городской округе; земледелие и скотоводство – в городской округе и за ее пределами. Жарский климат и ограниченность водных ресурсов в Средней Азии обусловили особый режим возделывания местных культур и особый порядок водопользования, за потребление воды в личных и хозяйственных целях приходилось платить землевладельцам, что значительно увеличивало арендную плату. Ведущими и наиболее рентабельными отраслями земледелия были бахчеводство (выращивание бахчевых культур на продажу) и хлопководство. Развитие хлопководства во многом обуславливалось растущими потребностями в сырье со стороны русской легкой промышленности центральных нечерноземных губерний: «Лодзинские и московские текстильно-промышленные фирмы, еще с 80-х годов, пустили в ход систему выдачи населению задатков под хлопок. Система эта заключается в следующем: осенью фабриканты раздавали деньги крупным скупщикам хлопка, те отдавали их мелким, а последние дехканам, рубля по 4 за танап, с тем условием, чтобы весь урожай переходил к ним по цене более дешевой, чем существовала на рынке.» (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 4) Еще более тяжелую форму эксплуатации земледельцев представляла собой чайрикерство (испольщина): крупные землевладельцы раздавали малоземельным дехканам небольшие участки земли от 1 / 2 до 1 десятины с условием, чтобы они возделывали хлопок и «весь урожай хлопка был доставлен им, владельцам, а они уплачивают испольщикам за половину по продаже сырца на базаре». (Цит. по: Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 4). Помимо баев-землевладельцев дехкане попадали в зависимость от арбакешей, владельцев арбы, доставлявших собранный хлопок в приемные пункты, работников и владельцев хлопкоприемных пунктов, скупщиков хлопка, обманывавших и обвешивавших рядовых производителей. Вместе с тем рост промышленного производства тканей во многом определял неуклонный рост объемов выращиваемого хлопка и увеличение посевных площадей под хлопок с 9,7 тыс десятин в 1870 г. до 216 тыс. десятин в 1905 г. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 5) Этому во многом содействовало и появление Ташкентской железной дороги, строительство которой многократно увеличило товарооборот между центральными губерниями России и областями Средней Азии. Наряду с вывозом хлопка возрос ввоз хлеба в Среднюю Азию, который составил в 1908 г. 8 млн 307 тыс. пудов. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 5)

Подъем хлопководства, наблюдавшийся в начале ХХ столетия, был обусловлен повышением цен на хлопок с 1903 г. в связи с введением ввозной пошлины в 4 руб. за пуд, что однако не улучшило положение рядовых производителей. Социально-экономическая ситуация в Средней Азии первые годы ХХ в. характеризовалась тенденцией к сохранению тяжелого положения части земледельцев-дехкан и ремесленников-кустарей. Это во многом было обусловлено сохранением старых правил землепользования, которая предполагало аренду земли у баев и высокую арендную плату за землю и водные ресурсы. Около половины мелких хозяйств в Туркестане имело задолженность. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 3 – 4). Так, по подсчетам Е. Федорова, «в 1903 году в Ферганской области было всего 338.000 хозяйств, … из них около 50 проц. Были почти безвозвратно закабалены через казиев» (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 4).

Вместе с тем рост общественно-политических настроений в России в условиях революционного подъема в 1904 – 1905 гг. встревожил и русскую администрацию, опасавшуюся нового подъема антирусских настроений среди местного населения. Некоторые опасения были связаны с возможностью появления новых ишанов-проповедников и повторения событий 1898 г. когда в Андижанском уезде вспыхнуло восстание во главе с местным ишаном Мухаммедом Али. Революционные настроения мало повлияли на умы местных жителей, так как господство патриархальных отношений в семейной и общественной жизни, незнание русского языка изолировало их от влияния русской политической мысли либерального и революционного толка. Гораздо большую угрозу создавало русское население края, среди которого наблюдалось брожение умов и была угроза революционной пропаганды. Правда, русская администрация рассчитывала, что малочисленность русских в крае и условия проживания в крае среди преимущественно инородного и иноверческого населения будет содействовать сохранению спокойствия и верноподданнических настроений.

Численность русского населения в конце XIX в. хоть и была небольшой, но на протяжении всего периода деятельности царской администрации неуклонно возрастало. Отчасти это было обусловлено активной переселенческой политикой государства в первые десятилетия владычества, отчасти – естественным движением русских и представителей других народов из западных губерний в присоединенные области в поисках работы или лучшей жизни. По данным Первой всеобщей переписи 1897 года в Туркестанском крае насчитывалось 5 280 983 чел., из них: русские составляли 197 420 чел. (3,74%). Доля русских в городах была намного выше доли русских в сельской местности (13,145 против 2,23%) несмотря на то что их распределение в абсолютных цифрах было примерно равным (95 941 против 101 479 соответственно). (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 47)

Значительное увеличение русского населения в Средней Азии начинается в связи с началом Столыпинской аграрной реформы, в ходе которой планировалось переселить тысячи русских крестьян из центральных губерний в малонаселенные районы, включая Семиреченскую область. Однако на практике неготовность и злоупотребления местной администрации, сложности отведения земельных участков, недопонимание с местным населением значительно осложнили проведение реформы и создали больше неудобств для переселенцев, нежели выгод от переезда. Тем не менее к 1917 г. русское население значительно возросло, и в будущем оно составило благодатную почву для проведения масштабных социально-экономических преобразований светского периода.

Культурные запросы русского населения были обеспечены весьма скромными возможностями. Так, еще в начале 1896 г. в крае действовало 107 учебных заведений: 1 мужская и 1 женская гимназии, 1 учительская семинария, 10 городских училищ и другие русские учебные заведения среднего уровня; 28 русско-туземных школ и училищ. 76 учебных заведений «находилось в Сырдарьинской области, 14 – в Ферганской, 15 – в Самаркандской и 2 – в Амударьинском отделе». (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 54) Русско-туземные школы предназначались для обучения детей местного населения русской грамоте, счету и русскому языку. Попытка их открытия была, безусловно, продиктована стремлением сформировать среди местных народов прослойку лояльных образованных людей, из числа которых можно было бы набирать способных к службе людей и обеспечивать растущие нужды в знающих русский язык торговцев и ремесленников. Однако на практике ни местные феодалы, ни торговая верхушка не желала отдавать своих детей учиться в такие школы, что вынуждало применять различные меры принудительного набора учащихся.

Наибольшее значение среди мусульман по-прежнему имели мактабы (начальная школа) с некоторыми дополнительными формами обучения (далаилхана, карыхана) и медресе (среднее образование и богословские науки). Медресе в Средней Азии не представляли собой строгой системы обучения по программе, а зависели от эрудиции и возможностей руководителя медресе – мударриса и устодов-преподавателей. Среди старинных медресе выделялись наиболее известные и популярные учебные заведения, дававшие хорошую богословскую базу знаний – такие медресе располагались в крупных городах (Бухара, Самарканд, Хива, Коканд) и находились на содержании либо местных правителей, либо поддерживались баями и вакуфным имуществом. Правда, вакуфные права в период деятельности К.П. фон Кауфмана были значительно уменьшены и даже упразднены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.008 с.)