Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение джадидима в Средней Азии
Зарождение джадидизма в Средней Азии напрямую связано с активной издательской и общественной деятельностью И. Гаспринского, первым представившего проект преобразования мусульманского образования на русском языке и активно распространявшего свои идеи не только среди мусульман, но и русских образованных кругов. Обосновывая идею восточно-русского союза, И. Гаспринский искренне полагал, что достойное место в его проекте должны занять и мусульмане Средней Азии – самая многочисленная часть мусульман Российской империи. Однако для реализации его планов нужны были сторонники идей реформаторства, которое в 1860 – 1870-е годы уже охватило другие мусульманские народы империи (Крым, Поволжье и Приуралье, Закавказье). Косность и авторитет среднеазиатских медресе и местных улемов создавали серьезное препятствие для распространения идей И. Гаспринского. Поэтому передовые деятели из Поволжья, Кавказа сами стремились познакомиться с И. Гаспринским и ехали в Крым, то распространением идем реформаторства редактору газеты «Тарджеман» пришлось заняться лично, предприняв поездки в Среднюю Азию. Она состоялась в 1893 г. Во время путешествия он посетил Бухару, Самарканд, Ташкент, где встречался с видными русскими деятелями края (губернатор Самаркандской области Н.Я. Ростовцев, миссионер Н. Остроумов и др.), бухарским эмиром Абдулахадом и др. На страницах газеты «Тарджеман» И. Гаспринский регулярно публиковал информацию о жизни Средней Азии. особенно льстил бухарскому эмиру Абдулахаду, который еще в 1883 году познакомился с его газетой и стал одним из первых подписчиков. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 113) Факт подписки на его газеты столь высокой особы льстил и И. Гаспринскому, который перевел и подготовил к печати дневник путешествия эмира 1893 г. Одним из следствий революционных событий в России 1905 г. следует считать проникновение в Среднюю Азию идеологии реформаторства образования мусульманских народов, известное как «джадидизм». Первые шаги к этому предпринял И. Гаспринский, пропагандировавший реформу мусульманского образования через газету «Тарджеман», однако число его сторонников в Средней Азии вплоть до 1905 г. было невелико. Первым сторонником его идей считается М. Бехбуди, открывший в Самарканде первую новометодную школу. В 1904 г. школу джадидского типа открыл в Ташкенте Минвар-кари Абдурашитов. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 24).
Дальнейшие темпы открытия джадидских мектебов в Средней Азии резко замедлились в связи с противодействием местного мусульманского духовенства, отсутствием какой-либо поддержки со стороны большей части торговой и феодальной верхушки, предпочитавшей поддерживать и жертвовать средства на содержание традиционных мектебов и старинных крупных медресе. Озабоченность ростом влияния татарских учителей на настроения местного населения выражали и русские миссионеры (Н.П. Остроумов), что привело к идее ограничения допуска татар в такие школы и наделения правом обучения только местных учителей. Тем не менее в межреволюционный период в городах Средней Азии наблюдалось постепенное увеличение количества новометодных мектебов: в 1912 году в Ташкенте было выявлено 12 таких школ с более 1000 учащихся; в начале 1913 г. в Коканде насчитывалось 13 новометодных школ и 31 книготорговая лавка и места торговли книгами. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 25) Усилиями молодых узбекских и таджикских сторонников реформаторского движения с 1906 г. начинают издаваться газеты джадидского толка: в Ташкенте – «Таракки», «Шухрат», «Фуршит», «Садо-и Туркестан»; в Самарканде – «Самарканд», «Ойна»; в Бухаре – «Бухара-и Шариф»; в Коканде – Садо-и Пратана», «Эльбай Раги». (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 25) К сожалению, время существования этих газет было недолгим, так как за публикацию опасных, с точки зрения цензуры, статей их закрывали, а деятельность джадидов вызывала жалобы и недовольство местной феодальной землевладельческой верхушки и консервативного духовенства, видевшего в новом движении не только угрозу своим интересам, но и опасность снижения авторитета ислама и порчи общественной морали. Помимо открытия школ и издания газет молодая джадидская интеллигенция стремилась использовать и другие формы пропаганды своих идей, осваивали новые формы культурной деятельности. В Самарканде, Коканде, Намангане открываются библиотеки-читальни, проходят гастроли и выступления любительских театральных групп. В Сыр-Дарьинской области с разрешения властей создается благотворительное общество «Помощь». (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 25) Оформление джадидского движения в Средней Азии происходило в крупных городах в период между Первой русской революцией 1905 – 1907 гг. в России и младотурецкой революцией 1909 г. в Османской империи. Сторонниками реформаторского движения становились в основном отдельные выходцы из богатых городских семей купцов и потомственного духовенства (улемов), получившие благодаря традиционному мусульманскому образованию возможность читать литературу, издаваемую в Крыму, Среднем Поволжье и даже в Османской империи. Центром движения считается Бухара, сохранившая вплоть до начала ХХ в. репутацию древнего центра мусульманской учености образования и книжности среди всех народов Средней Азии. В более поздней интерпретации джвдиды Средней Азии стали ассоциировать себя с младотурецким движением, боровшимся за коренную реформу государственной системы и проведение реформ в армии и общественной жизни по европейскому образцу. Поэтому в литературе 1910 – 1920-х годов они получили название «младобухарцев».
Проникновение идей джадидизма в Бухарский эмират происходит еще в конце XIX в. В 1897 г. «бухарец Мулла Джурабай Пирмасти Неъматуллах оглы» с разрешения бухарского казый каляна открыл новометодную школу, в которой использовался учебник И. Гаспринского. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 204 – 205) В 1906 г. или 1907 г. в Бухаре начинает работу татарский мектеп «Музаффария», в котором преподавал будущий татарский ученый, литературовед Г. Сагди. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 205) В начале 1909 г. в Бухаре открывается вторая школа с обучением по новому методу. Росту влияния идеологии джадидизма во многом содействовало активное включение в преподавательскую деятельность татар-выходцев из Волго-Уральского региона, которыми становились учителями в таких школах и содействовали открытию новых школ, в том числе для удовлетворения нужд в образовании своих детей и других татар, проживавших преимущественно в городах. Наиболее известной школой в Самарканде считается мектеп татарина Абулкадыра Шакури, открытий при помощи татарского купца Баязидова и М. Бехбуди в 1903 году. Именно о ней упоминает в своих воспоминаниях выдающийся таджикский писатель и ученый С. Айни. Впрочем и сам С. Айни испытал сильное влияние опыта преподавания Г. Сагди в татарской школе. В 1912 году в Самарканде действовало 3 новометодных школы, а в 1913 г. А. Шакури открывает школу для девочек. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 213 - 214) Идеи джадидов иногда находили сочувственное отношение среди отдельных представителей бухарского духовенства, видевшего в новых методах образования явные преимущества. Однако общая консервативная атмосфера и резкая критика консервативного большинства других мулл и улемов заставляла всех других опасаться публичного одобрения джадидских школ. В сентябре 1909 г. преподаватели персоязычной джадидской школы решили продемонстрировать явные преимущества новой методики и пригласили на экзамен духовенство и представителей правительства эмирата. Увиденное произвело благоприятное впечатление на муфтия муллу Икрамутдина, который высказался в пользу распространения опыта и подтвердил отсутствие противоречий шариату в новом методе обучения. Идею об открытии школ нового типа поддержал и бухарский куш-беги Даниял-ходжа, выразивший желание выделить средства на открытие школ нового типа. Однако открытое недовольство большинства других муфтиев, объявивших новометодные школы недопустимым новшеством (бидгат) не только заставили закрыть действующую школу, но и вызвали смуту, и после враждебной критики консервативного духовенства муфтий Икрамуддин был вынужден публично отказаться от своего мнения, а Даниял-ходжа отказался от планов открытия новых школ. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 27; Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 210) Более того репрессии коснулись и татарского мектеба, куда также было запрещено ходить местным детям для обучения по новому методу. В другом случае куш-беги Бухары и кази-калян (верховный судья) признали эффективность звукового метода обучения, однако другие муфтии и консервативное духовенство увидели в новых школах прямую угрозу режиму, так как умеющие читать молодые шакирды, по их мнению, могли бы быстро приноровиться к чтению газет и вольнодумной литературы и потребовать свободы или еще хуже – свергнуть эмира с трона. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 28)
После закрытия персоязычной школы нового типа в Бухаре сформировалось две общественных группы, по-разному оценивавших результативность новой методики: сторонники новых методов обучения симпатизировали муфтию Икрамуддину, считая необходимым внедрять новые методы в образование; традиционалисты во главе с мударрисом муллой Абдураззаком настаивали на том, что новая школа не соответствует духу ислама и все методы преподавания в ней немусульманские, а значит вредны для детей и ислама. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 211) В связи с расколом в общественной среде для укрепления религиозного авторитета мулл и мударрисов, придерживавшихся традиционного метода и программы обучения, была даже издана фетва, запрещавшая обучение и отправку детей в новометодные. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 212) Однако атмосфера гнетущего консерватизма не могла полностью задушить новые веяния. Вскоре после событий 1909 года в Бухаре появляется новое поколение молодых просветителей, которые совершенно по-другому оценивали и общественно-политический строй в эмирате, и открыто призывали к реформированию образования. Впоследствии эта группа молодых джадидов получила название «младобухарцев». К ним относились: просветители и общественно-политические деятели Усман Ходжаев, Мукамил Бурханов, писатель Абдурауф Фитрат и др. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 212 - 213)
Несколько иную ситуацию мы видим в Хиве. Если Бухара, считающаяся центром джадидской мысли в Средней Азии, была оплотом консервативных улемов и муфтиев, большинство которых противодействовало реформе образования, то правители Хивы сами поощряли появление новых учебных заведений. В этой связи уместно вспомнить деятельность главного министра при дворе хивинского хана Асфандияра – сейида Ислам-ходжу, который считается представителем правого крыла хивинских джадидов. При его непосредственном участии в бывшем ханстве открывались мектебы, приглашались в качестве преподавателей образованные русские и татары, получил развитие кинематограф и фотографирование (первым местным оператором и фотографом стал Х. Деванов), однако консервативному духовенству и окружению хана такая деятельность главного министра не нравилась, что и стало одной из причин его жестокого убийства в 1913 г. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 131 – 133) По мнению современников и исследователей, первые ростки джадидской идеологии в Кокандском ханстве проявились еще в последней четверти XIX в., когда ряд местных деятелей выступили в поддержку внедрения в образование преподавания русского языка и ратовали за совершенствование методов обучения. Среди первых джадидов называют имена ташкентского купца-авантюриста Саидазимбая, казия Мухийддин-ходжи, Саттархана Абдулгаффарова, поэта Фурката Фергани, генерала русской армии Джурабека, туракурганского казия Исхакхана Ибрата. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 135 – 136) Также следует назвать лидера ташкентских джадидов среди религиозных деятелей Мунаввар-кары, защищавшего идею религиозной автономии мусульман, критиковавшего местных мусульман в бездействии и невежестве. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 166 – 167) Большой интерес представляет просветительская деятельность Исхакхана Ибрата (1862 – 1937), который еще во время учебы в медресе в Коканде (1882 – 1886) знакомится с газетой «Тарджеман», становится поклонником идей И. Гаспринского и в 1886 г. предпринял попытку открытия в Туракургане школы нового образца, однако его затея вызвала возмущение населения, и школа вскоре была закрыта. После этого И. Ибрат совершает паломничество в Мекку, путешествует по Европе, в 1892 – 1896 гг. проживает в Индии, где составляет «Словарь шести языков». В 1896 г. возвращается на родину, в Туракурган, занимается педагогической деятельностью, сотрудничает с «Туркестанской туземной газетой», в которой благодаря ее редактору Н.П. Остроумову печатались статьи и произведения многих видных деятелей, джадидов Средней Азии начала ХХ в. В 1908 г. он открывает собственную типографию, в которой печатались книги, учебники. Он является автором книги «Тарих-и Фаргана» («История Ферганы»), посвященная истории Кокандского ханства. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 138)
У истоков новометодного образования в Коканде наряду с И. Ибратом также стоял татарский учитель Салахиддин, открывший в 1900 г. в городе первый мектеп нового типа. Школа просуществовала 10 лет и была закрыта властями в 1910 году, но уже в 1912 г. появляется новая школа «Мухаммадия». (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 214) Не менее интересный пример сотрудничества высшего духовенства с русской администрацией представляет ташкентский казий Михийддинходжа, который не только обустроил свой дом на европейский манер, передвигался по городу «на русской коляске», но и посещал театральные представления, концерты, находился в хороших отношениях с русской администрацией в Ташкенте. Во время своей первой поездки в 1893 г. именно Михийддин-ходжа радушно принял у себя дома И. Гаспринского, гостившего у него все время пребывания в городе. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 139 – 140) И. Гаспринский высоко оценивал представителей ташкентского мусульманского общества, среди которых было немало образованных людей, активно сотрудничавших в русской администрацией и находившихся на службе в армии. Помимо Мухийддин-ходжи к ним относились «Бабабек, отец и сын Джурабек и Мирхайдар Мирбадаловы». (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 141)
А! Наиболее значимым и самым известным представителем джадидского движения в Средней Азии, безусловно, является Махмуд-ходжа Бехбуди (1875 – 1919), последователь идей И. Гаспринского. Исследователи отмечают, что наиболее важное значение в формировании его мировоззрения сыграло паломничество в Мекку, совершенное в 1899 г. Увиденное в Османской империи и Египте настолько потрясло его, что после возвращения на родину он становится горячим поклонником газеты «Тарджеман» и ее редактора. Сотрудничество с И. Гаспринским побудило его выучить «тюркий язык», т.е. язык, на котором печатались статьи в газете «Тарджеман». Помимо «Тарджеман» М. Бехбуди активно сотрудничал с «Туркестанской туземной газетой». В период Первой русской революции М. Бехбуди вынашивал идею культурной автономии для народов Средней Азии и составил свой проект, который однако не получил широкой огласки. В своих политических взглядах он опирался на мнение И. Гаспринского. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 145 – 154)
Выдающийся крымский просветитель И. Гаспринский придерживался мнения о необходимости единства всех мусульман России не только в культурном развитии, но и достижении общих целей. Среди первостепенных задач он видел необходимым реформировать мусульманские мектебы и медресе, начать подготовку учителей для преподавания по новой методике, организовать издание новых учебников и литературы. В политической сфере он обосновывал возможность сосуществования мусульман и русского народа в одном государстве, но с условием признания за всеми нерусскими и неправославными народами империи равных прав. Для достижения этой цели весьма полезным было изучение русского языка и отправку мусульманской молодежи на обучение в русские и европейские учебные заведения, а также обучение в учебных заведениях европейского типа в Османской империи, Египте, Индии. В условиях Первой русской революции И. Гаспринский выступил в защиту идеи создания религиозной автономии для мусульман России, которая не отрицала и возможность культурной автономии в рамках империи с созданием 5 мусульманских собраний (управлений религиозными делами мусульман) с единым центральным органом управления. Тесное сотрудничество М. Бехбуди с И. Гаспринским нашло отражение и во время второй поездки И. Гаспринского в Среднюю Азию в 1908 г., когда он по прибытии в Самарканд все время пребывания в городе гостил в доме М. Бехбуди и знакомился вместе с ним с деятельностью местных прогрессивных мусульман. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 157) Вскоре после этого М. Бехбуди приступает к реализации идеи языковой реформы – формирования единого литературного языка посредством издательской практики. Подобно мыслям И. Гаспринского, обосновывавшего идею единства в языке для всех тюркских народов, М. Бехбуди выступил в защиту создания такого же единого языка для ираноязычных народов Средней Азии. В качестве основы он считал необходимым использовать «средний диалект» персидского языка. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 165) Для реализации этой идеи в 1913 – 1915 гг. он издавал журнал «Айина», ставший первым персоязычным журналом для населения Средней Азии. Этот журнал был призвать подкрепить мнение М. Бехбуди о необходимости двуязычия в Средней Азии – равного использования тюркского и персидского языков. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 166) По мнению современных исследователей, все видные деятели среднеазиатского джадидизма считали своим идейным лидером И. Гаспринского и высоко ценили его издательскую и журналистскую деятельность. Среди его местных последователей называют поэтов Ками, Раджи, Хамзу и др. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 160) Отдельного внимания заслуживает творчество наиболее яркого из молодых тюркоязычных поэтов начала ХХ в. Чулпана. Он также являлся горячим сторонником идей И. Гаспринского. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 168) Реализация идей джадидизма в Средней Азии напрямую была связана с появлением школ нового типа. В этом, по общему мнению современников и современных исследователей, наибольших результатов добились татарские учителя, открывавшие школы в круных городах Средней Азии прежде всего для обучения татарских детей. Очень быстро татарские школы увеличивались и численно и привлекали к себе учащихся из числа местных народов – поэтому правильнее говорить, что новометодные школы хоть и открывались преимущественно татарами, были все же не национальными учебными заведениями, а именно джадидскими мектебами, обучавшими представителей разных национальностей. Успех татарских педагогов отмечали даже русские чиновники и ученые, видевшие какими темпами растет число таких мектебов даже по сравнению с русско-туземными школами. Так, «в 1910 году в Ташкенте действовали 16 новометодных школ, в то время как количество русско-туземных школ достигало 8». (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 198) Численное преобладание джадидских мектебов над русско-туземными школами наблюдалась и в других городах (Хива, Ургенч, Коканд, Самарканд и др.) Однако подсчитать или определить точное число таких школ до сих пор не удается, так как разные источники указывают разные цифры и далеко не все мектебы учитывались в официальной статистике. Усилиями татарских просветителей в Ташкенте в 1898 г. открывается первая школа для девочек, а в 1901 г. появляется вторая женская школа. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 200) Заинтересованность в открытии джадидских школ в Средней Азии выражала и татарская буржуазия, о чем свидетельствует общение И. Гаспринского в Самарканде с татарским купцом Г. Хусаиновым в 1893 году. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 201)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.012 с.) |