Имперская (областная) администрация и ханская феодальная система управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имперская (областная) администрация и ханская феодальная система управления



Система управления ханствами и эмиратом во многом сохранила свою прежнюю структуру. В конце XIX – начале ХХ в. бухарским эмиром был Абдулахад (првил 1885 – 1910). Будучи еще наследником престола, он неоднократно бывал в центральной России в составе бухарской делегации и был знаком с жизнью империи и русской культурой. Исследователи весьма противоречиво характеризуют деятельность эмира Абдулахада: с одной стороны, он проявлял большой интерес к новым веянием, как издание газет, поощрял открытие русских школ в Бухаре, с другой стороны, сохраняя полную лояльность царскому правительству он всемерно заботился о сохранении порядка в эмирате и открыто не поощрял попытки открытия новометодных школ в Бухаре, несмотря на неоднократные просьбы И. Гаспринского, обращенные лично к эмиру. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 114 – 120) К наиболее важным заслугам эмира следует отнести его активную меценатскую деятельность: он сделал крупное денежное пожертвование на строительство соборной мечети в Петербурге, в архитектуре которой не случайно воплотилась среднеазиатская традиция зодчества, отправил деньги на строительство железной дороги в Хиджазе. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 120)

Следующим эмиром Бухары стал сын Абдулахада, Алимхан (правил 1910 – 1920). Первые годы правления эмира Алимхана ознаменовались реформами, направленными на улучшение жизни населения. Трудно однозначно сказать, был ли Алимхан ам инициатором реформ или ему эти реформы были предложены русской администрацией как меры реального ограничения власти эмира. Не вызывает сомнений, что их проведение осуществлялось под личным контролем и с соизволения самого эмира. Первые указы Алимхана предусматривали: упразднение ряда налогов; отмену обычая «тотрук» - подношений эмиру чиновниками разных рангов; увеличение жалованья солдат эмира в 2 раза; улучшение деятельности мектебов и др. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 124)

 

А! В детстве он получил домашним образование, затем обучался в военном училище в Петербурге. Знал несколько языков, в том числе и русский, регулярно читал русскую и зарубежную прессу. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 120)

 

Вторым человеком после эмира в Бухарском эмирате являлся куш-беги, чей статус соответствовал главе правительства и министру внутренних дел.

Правителем Хивы в начале ХХ в. оставался сейид Мухаммед Рахим II (жил 1844/1845 – 1910; правил 1864 – 1910). На его глазах Хивинское ханство превратилось в протекторат России и утратило свое политическое значение. Протекторат вплоть до 1900 (?) года предусматривал выплату контрибуции, которая в начале ХХ в. была почти прекращена. Мухаммед Рахим II был известен как покровитель наук и образования. По его инициативе в 1874 г. во дворце была организована типография, велась переводческая деятельность. В 1887 г. по его инициативе и при финансвой помощи в Хиве была открыта первая русская школа. Во дворце правителя была создана благоприятная обстановка для воспитания и обучения его детей, в том числе и наследника престола Асфвндияра, который в начале ХХ в. стал помощником отца в проведении реформ. Благодаря дворцовому переводчику Ахмаду Агиеву Асфандияр выучил русский и турецкий языки, читал русскую, татарскую, турецкую прессу и литературу, живо интересовался событиями в мире и в стране. Уже в 1903 году при участии наследника престола в Новом Ургенче открываются первая почта и телеграф. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 127 – 130)

Став правителем Хивы, сейид Асфандияр (жил 1871 – 1918; правил 1910 – 1918) хан продолжил реформаторскую деятельность. В этом в первые годы ему оказывал содействие его наставник, ставший при новом хане главой правительства (вазири акбар) сейид Ислам-ходжа (1872 – 1913). Главный министр планировал открытие гимназии с преподаванием в ней русского языка, светских дисциплин, семинарии для подготовки учителей. Однако объявленные реформы и активная деятельность везиря вызвали недовольство консервативного окружения хана и части духовенства. Между ханом и Ислам-ходжой возникли разногласия по ряду инициатив хана. Главный министр был категорически против намерений хана построить новый дворец и раздачи средств из казны своим приближенным. Против Ислам-ходжи был организован заговор, и 9 августа 1913 г. он был убит. Кто именно и по чьему приказу убил главного министра, доподлинно не известно. Косвенные данные указывают на возможную причастность к этому преступлению как самого хана Асфандияра, так и русской администрации (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 132 – 134)

 

А! С деятельностью Ислам-ходжи исследователи связывают появление в Хиве кинематографа, организатор которого – Худайберган Деванов – учился фотографировать и снимать кино у немца Вильгельма Пеннера. Именно главный министр считается инициатором открытия в Хиве новометодной школы, которая первоначально располагалась в его доме, а затем на средства Ислам-ходжи было построено отдельное здание в городе. Ему же принадлежит идея пригласить в качестве преподавателей татар и русских. (Абдирашитов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века. – С. 204) После убийства Ислам-ходжи деятельность по открытию джадидских мектебов продолжил хан Асфандияр. Для обучения детей чиновников и своего сына Тимур Газы при ханском дворе была открыта школа. Еще 2 новометодных школы были открыты в Хиве для детей горожан.

 

Социальная структура местного населения во многом сохраняла сословный характер, но с присущей местному мусульманскому обществу спецификой. Важную роль в жизни местного населения играли: представители родовой знати и служилой бюрократии бывших ханств и эмирата; мусульманское духовенство; городское купечество и др.

Мусульманское духовенство сохраняло традиции потомственной учености, но вместе с тем нередко в эту среду могли попасть выходцы из других групп населения благодаря успехам в богословской и религиозной деятельности. Наибольшим авторитетом обладало мусульманское духовенство Бухарского эмирата. Среди населения они пользовались большим авторитетом и назывались мелла (молла, мулла), что означало образованного мусульманского деятеля, также имама мечети, наиболее уважаемых из них именовали дамолла (дамелла) или улем (алим, мн. уляма). Последним званием могли именоваться лишь авторитетные богословы и учителя-наставники, что соответствовало понятию ученый-богослов. Во главе мусульманского духовенства стоял ахунд, который с конца XIX в. занял место упраздненной должности шейх уль-ислама. Хотя формально ахунды не могли претендовать на авторитет и роль шейх уль-ислама, именно к ним обращались за подтверждением или итоговым обоснованием того или иного заключения по спорным богословским вопросам. Вторым по значимости являлся алим (ученый), третьим – муфтий аскер (военный муфтий). Чуть ниже в иерархии стояли 12 муфтиев. Высшее духовенство было тесным образом связано с преподаванием мусульманских наук и богословия в наиболее крупных медресе, что на практике означало следующее: занятие должности главного преподавателя (мударриса) в наиболее известных медресе и означало получение статуса авторитетного богослова: ахунд вел занятия в известном бухарском медресе Кукельдаш; алим – в медресе Гаукушан; муфтий аскер – в медресе Мир Араб. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 26)

Отдельную группу духовенства составляли казыи (кадии) – судебные чиновники, разрешавшие споры и выносившие решения по различным вопросам общественной жизни. Самым главным из них являлся Кази-Калян (верховный судья). К ним обращались не только за советами, но и для разрешения конкретных споров или получения разъяснения по трудным вопросам. Кадии выносили решения, руководствуясь фетвами или ривайатами муфтиев и авторитетными трудами древних мусульманских ученых. (Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения. – С. 26)

Нижнюю ступень мусульманского духовенства занимали рядовые преподаватели медресе, приходское духовенство, именовавшееся обычно моллами. К ним примыкали шакирды (учащиеся) медресе – муллабачи, которые вызывали уважение среди рядовых прихожан и горожан своим желанием потратить свою молодость и юность ради богоугодного дела – получения знаний и религиозного просвещения людей.

Система местного управления также характеризовалась своеобразным сочетанием местных традиций с общероссийскими законами. Так, если административный и полицейский надзор в уездах и крупных городах осуществлялся при участии как местных управителей, так и русских чиновников: помимо таких общеизвестных должностей, как полицмейстеры, полицейские приставы, волостные управители, народные судьи, городовые, урядники, также были и старшие аксакалы, аксакалы, пятидесятники и арык-аксакалы (ведали содержанием арыков) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.007 с.)