Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное исследование: сущность, виды, уровни↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное исследование: сущность, виды, уровни Формой существования и развития науки является научное исследование. Научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний. Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. В зависимости от форм и методов исследования выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
Этапы научного исследования Исследование состоит из трех рабочих этапов. Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: – выбор методов и разработку методики проведения исследования; – непосредственно специальные процессы самого научного исследования; – формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; – обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап является заключительным. Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется. Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации. Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте. Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач в исследовательской работе не должно быть много – по числу параграфов. Формулировка гипотезы. Гипотезы бывают: а) описательные (предполагается существование какого-либо явления); б) объяснительные (вскрывающие причины его); в) описательно-объяснительные. К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования: – она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости; – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переборки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю). Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какой-либо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной квалификации. Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой зависимости не существует. Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру специфических компонентов. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: – быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; – вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. При формулировании выводов исследователю очень важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: 1) своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; 2) непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы. Третий этап – это внедрение полученных результатов в практику с литературным оформлением работы.
Организация исследования. Важным моментом в организации научных исследований является выбор этапов, процедур и операций, а также их последовательное расположение и осуществление. В самом общем виде исследование включает в себя следующие этапы: 1. постановку и уточнение задачи; 2. выдвижение гипотезы; 3. теоретическую разработку гипотезы, проверку и оценку; 4. создание программ и инструкции для экспериментов; 5. проведение экспериментальных исследований; 6. сбор и обработка эмпирических данных; 7. сравнение выдвинутой гипотезы с результатами экспериментов и наблюдений. Их оценка, принятие или отбрасывание; 8. формулирование перечисленных вопросов и постановка новых задач; Не все исследования включают в себя все перечисленные этапы. Некоторые, могут ограничиваться лишь некоторыми из них.
Опрос Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования). Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей: 1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы; 2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по социально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты; 3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента и ввести его в изучаемую проблему; 4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование; 5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования. Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов. Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают: а) с альтернативными ответами типа «да - нет» (иногда с добавлением «не знаю»); 6) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности какого-либо явления в баллах; в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов. Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает. Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)». Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется среди специально подобранных типичных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их. После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%). Интервью Интервью - это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых. Метод экспертных оценок Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек). Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами. Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа. Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.). Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению. Существует три основных вида группировок: 1) типологическая; 2) структурная; 3) аналитическая. Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью называется такая форма причинной связи, при которой причина порождает следствие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Количественная мера связи называется коэффициентом корреляции. Методы установления статистических связей между признаками явления основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) ковариации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи между этими рядами. 7. Программа научного исследования 1. Программа исследования и процедуры ее разработки Любое исследование начинается с составления программы - документа, в котором определяются методология и методика исследования, его цель и задачи, объект и предмет. 2. Сущность понятия «научно-исследовательская тема» Тема – это научная задача, охватывающая определённую область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. При разработке темы выдвигается конкретная задача в исследовании – например, разработать новую методику и т. д. Выбор темы является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов: 1) формулирование проблемы (формулируют основную проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат). 2) разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы, вопросы, по каждой теме выявляют ориентировочную область исследования). 3) установление актуальности проблемы, т. е. ценность её на данном этапе для науки и техники. Требования, предъявляемые к НИТ. К теме предъявляют ряд требований: 1) тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящие время; 2) тема должна решать новую научную задачу. 3) тема должна быть значимой. 4) тема должна соответствовать профилю научного коллектива. 5) внедряемость.
3. Формулирование исследовательской проблемы. Любое научное исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя: а) внешнее наблюдение; б) интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов; г) интервью с экспертами. Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат осмысления проблемной ситуации. Например, в качестве противоречий, существующих сегодня в системе образования, можно выделить такие: - противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившейся практикой подготовки их в вузе с использованием традиционных форм и методов обучения; - противоречие между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по организации самостоятельной познавательной деятельности и т. д. 4. Определение объекта и предмета исследования. Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект исследования должен быть: 1.чётко обозначен; 2. ограничен временными рамками; 3. количественно определён; 4. описан в системе факторов, влияющих на его состояние. В исследовании должны быть указаны все значимые характеристики объекта. Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. 5. Определение цели и постановка задач исследования. В зависимости от решаемых проблем цели могут быть разные. Это может быть: - получение нового теоретического знания; - разработка методики исследования; - прогноз развития объекта исследования; - выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы; - разработка вариантов решения проблемы и т. д. Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь. Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Они могут быть: а) основными - ориентированы на решение главной проблемы; б) вспомогательными - ориентированы на решение побочных вопросов. При выдвижении исследовательских задач необходимо помнить, что: - они должны чётко определять основные этапы решений поставленной проблемы; - каждому виду задач соответствует определённый состав познавательных действий, средств и методов познания; - они не должны произвольно перемешиваться, как между собой, так и с целью исследования. 6. План исследования. В зависимости от состояния знания об изучаемом объекте существуют следующие планы исследования: а) поисковый б) описательный в) экспериментальный. Поисковый - применяется в случае отсутствия ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы. Описательный - применяется тогда, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверка этой гипотезы, получение точных характеристик изучаемого объекта. Экспериментальный - применяется тогда, когда имеющееся знание об объекте позволяет сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана - выявит причинно-следственные связи в объекте, раскрыть его структуру, причины, обуславливающие его функционирование и развитие. 8. Оформление результатов исследования. 1.Оформление результатов научного исследования. 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка источников литературы. Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы. Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально – логический способ изложения материала. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность. Средство выражения логических связей следующие: 1) специальные функционально – синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли; 2) причинно – следственные отношения; 3) переход от одной мысли к другой; 4) итог, вывод. Основным признаком научной речи является целенаправленность и прагматическая установка, и отсутствие экспрессии. Объективность изложения – основная стилевая черта речи, вытекает из специфики научного познания, изложение обычно ведётся от третьего лица. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
Методология и методы научного исследования
Глоссарий
а втореферат диссертации - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени; а налогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам; а нализ – это методом научного исследования путем разложения предмета на составные части; а ктуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса); а спект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования; вывод - кратко и четко сформулированное заключение по конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований; гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; д едукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев; д иссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени; задача исслед ования – это краткое и четкая формулировка дейсвий, которые предринимаются для достижения цели исследования; и дея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. и ндукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам; и нновационная деятельность – деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса; и нформация: обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи; реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний; и сследовательская специальность — (часто именуемая как направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения; з акономерность – объективно существующая и повторяющаяся (воспроизводимая) связь между критериями оценки состояния объекта (совокупностью признаков, изменяющихся в зависимости от факторов его функционирования, на основании которых проводится оценка состояния) и факторами (внешними и внутренними) его функционирования; з амысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле-менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы; к атегория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов; к онцепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения; м агистерская диссертация - это квалификационная работа, в которой на основании авторских разработок или авторского обобщения научно-практической информации решены задачи, имеющие важное значение для той области знаний, которой посвящена тема работы; м етод исследования (греч. methodos – путь к чему-либо) - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная действительность, способ применения старого знания о способах рационального решения подобных задач для получения сведений о новом объекте или предмете исследований. методология научного познания в целом - это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; м оделирование – это метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, замещающей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал, то есть это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте; наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания; н аучная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения; научная задача – состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня; научная проблема - это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач; научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы; научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности; н аучное исследование – один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний. Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения; н аучно-исследовательская деятельность – вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, пилениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике; научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний; научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания; о бзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития; о бъект исследования – это та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем. Это то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования. По одной и той же теме научного исследования может быть несколько объектов; определение (дефиниция) - уточнение содержания используемых понятий, один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании; п онятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними; п редмет исследования (познания) – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах; п рикладные научные исследования – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; п ринцип (лат. principium - основа, первоначало) –основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, под которым понимают то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний; проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований; р езультат научной деятельности – объективированный результат научной деятельности, содержащий новые знания или новые решения, зафиксированный на любых носителях информации и предназначенный для применения; суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается; эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) – это метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием; т еория (греч. theoria - наблюдение, исследование) - это комплекс знаний в данной отрасли науки, общественной и производственной деятельности человека, учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления; ф ормула изобретения - описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности; ф ормула открытия - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности; ф ундаментальные научные исследования – Теоретическая и (или) экспериментальная интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи; ц ель защиты магистерской диссертации - дать возможность магистрантам продемонстрировать приобретенные знания при разработке конкретной темы и получить по итогам защиты степень магистра по соответствующему направлению специализации; ц ель научного исследования - краткая и предельно точная формулировка, выражение того основного, что намеревается сделать исследователь; цель – это достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или качественно новое состояние, т. е. результат преодоления противоречия между должным и сущим
Научное исследование: сущность, виды, уровни Формой существования и развития науки является научное исследование. Научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний. Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. В зависимости от форм и методов исследования выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
Этапы научного исследования Исследование состоит из трех рабочих этапов. Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: – выбор методов и разработку методики проведения исследования; – непосредственно специальные процессы самого научного исследования; – формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; – обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап является заключительным. Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется. Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации. Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте. Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач в исследовательской работе не должно быть много – по числу параграфов. Формулировка гипотезы. Гипотезы бывают: а) описательные (предполагается существование какого-либо явления); б) объяснительные (вскрывающие причины его); в) описательно-объяснительные. К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования: – она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости; – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переборки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю). Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какой-либо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной квалификации. Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой зависимости не существует. Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру специфических компонентов. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: – быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; – вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. При формулировании выводов исследователю очень важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: 1) своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; 2) непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из незначительного фактического материала делаются неправ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.018 с.) |