Категориальный аппарат научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальный аппарат научного исследования



Под концепцией исследования понимается система взаимосвязанных научных положений, которые использует исследователь для достижения результата. Концепция может базироваться на общепринятых теориях определенной научной школы, а может быть авторской и раскрывать собственные теоретические соображения исследователя. И в первом, и во втором случае изложенные положения являются цепью понятий, а не искусственным набором отдельных разноплановых утверждений.

Тема отображает проблему в ее характерных особенностях, и таким образом очерчивает границы исследования, конкретизируя основной замысел и создавая предпосылки успеха работы в целом.

Объект научного исследования - это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя.

Предмет исследования более конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.

Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования.

Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь. Цель и непосредственные задачи научного исследования находятся в взаимозависимости одна от другой и состоят в нахождении тех явлений и законов, по которым они функционируют.

Научная проблема есть результат глубокого изучения практики и научной литературы, характеризует реальное движение познавательного процесса и фиксирует его разногласия на определенном этапе развития науки. В научном исследовании необходимо выделить проблему как «поле» поиска, базовые знания и средства их практической реализации.

Обоснования актуальности проблемы предусматривает ответ на вопрос – важна ли проблема на современном этапе.

Гипотеза - обоснованное предположение о возможных средствах разрешения определенной проблемы. Лишь при условиях изучения характерных особенностей исследуемых явлений можно высказать гипотетическое положение, которое требует дальнейшей проверки.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Гипотеза выдвигается в случае существования проблемы. Ценность гипотезы определяется нестандартностью, несоответствием известным знаниям.

Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику и результат.

Довольно важными характеристиками научного исследования есть новизна полученного знания и его значения для науки и практики.

Формулирование научной новизны предусматривает определения уровня, весомости среди научных фактов и значимости как типа нового знания, концепции, методики, рекомендаций, которые раньше не имели аналогов в науке и практике.

Новизна в научном исследовании выполняет разные функции:

- конкретизирующую на уровне детализации;

- дополняющую на уровне уточнения;

- преобразующую на уровне открытия.

Основой обоснования научной и практической новизны в научно-исследовательских работах выступает недостаточная изученность избранной проблематики, ее неразработанность в практике обучения.

Теоретическая значимость есть центральная характеристика научного исследования в ракурсе перспективности, доказательности, концептуальности полученных результатов.

Практическая значимость характеризуется реальными сдвигами в обучении, достигнутыми благодаря внедрению в учебную практику результатов исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)