В Западной Европе в эпоху Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Западной Европе в эпоху Возрождения



XVI век — век великих духовных, культурных, политических,

религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде

стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и

др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В

процессе преодоления феодальной раздробленности лишались

прежней власти и привилегий крупные феодалы.

Централизованные абсолютистские государства

способствовали образованию и консолидации наций, притязали

на объединение нации, народа, страны. Падал духовный и

политический авторитет католической церкви, до того бывшей

единственной объединяющей силой Западной и Центральной

Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства

критиковались не только еретическими сектами, но и многими

католиками. Все большую известность приобретали идеи

Уиклифа, Гуса, таборитов об очищении религиозных

организаций от всего, что не соответствует Священному

писанию. Назревало широкое движение за реформу церкви.

Одновременно усиливалась и развивалась рационалистическая

критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура

Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских

городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других

странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения

в идеологии западноевропейского общества.

В XVI в. естествознание, философия, реалистическое

искусство достигли больших успехов. В том же веке общей для

всех западноевропейских стран стала культура Возрождения.

Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм

стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей

искусства заменить традиционное для средневековой

схоластики исследование текстов Библии, постановлений

Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его

психологии и морали.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-

схоластической учености (studia divina) светские науки и

образование (studia humanitatis). Светские (гуманитарные) науки

изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с

другими людьми и его стремления, используя при этом не

схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт,

рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм естественно обусловил резкое повышение

интереса к античному наследию. Если Реформация

апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему

иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм

органически связан с возрождением античной (дохристианской)

древности, когда философия и наука не были служанками

богословия, а человеческая природа не толковалась как

средоточие зла и греховности.

Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим

широкие массы народа. Культура Возрождения была

достоянием относительно немногочисленного слоя

образованных людей разных стран Европы, связанных общими

научными, философскими, эстетическими интересами,

общавшихся при помощи общеевропейского языка того

времени — латыни. Большинство гуманистов отрицательно

относилось к религиозным движениям, в том числе

реформационным, участники которых в свою очередь

признавали только религиозную форму идеологии и были

враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и

религиозных, и светских идей играло книгопечатание,

изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное

применение в XVI в.__

1. Макиавелли. В период формирования национальных

государств перед политической теорией встали совершенно

новые задачи. В культурно-историческом плане новые

проблемы были предопределены Возрождением и

Реформацией. Гуманистический идеал самодовлеющей

личности в области политической мысли выражается в

решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске

новых принципов обоснования государственной власти и

деятельности правителя. Ярким подтверждением этих

ориентации является творчество Н. Макиавелли (1469–1527),

до сих пор вызывающее множество споров и интерпретаций.

Макиавелли часто называют основателем реалистического

направления в политической теории, создавшим

концептуальную базу прагматического подхода к политике.

Проблема интерпретации основного произведения итальянского

мыслителя – «Государь» (1520–1525) далеко не так однозначна,

как это часто представлялось. По справедливому замечанию

Дж. Сартори: Со времени Макиавелли реалистический подход к

политике был тщательно скрыт за двумя линиями истолкования,

по необходимости совершенно отчетливо

дифференцированными: а) в том значении, что политика – это

только политикан ни что другое; или же б) предполагалось, что

политический реализм воплощается преимущественно в

специфическом типе политики и политического поведения,

называемых чистой политикой».

2. Жан Боден (1530—1596) — крупнейший юрист

французского Возрождения. Он восстал против схоластических

догм и приступил к созданию юриспруденции, опирающейся на

опыт истории. На прошлой мудрости строил юстицию будущего.

В минувших фактах искал универсальную юстицию, пытаясь

превратить их в гармоничную правовую систему. Решение этой

сверхзадачи создало ему репутацию почти Фауста своего века.

Бодена называли самым одаренным энциклопедическим умом,

деятельно участвовавшим в событиях своего времени.

Вместе с гуманистами Боден поставил вопрос о разумных

причинах, порождающих человеческую деятельность,

полностью исключив Божественный промысел.

По его мнению, влияние природы на развитие нации

является устойчивым, имеет определенные закономерности,

которые познаваемы. Природные факторы оказывают

непосредственное влияние на человека.

«Государство — правильная система управления многими

семьями и тем, что для них общее, при высшей власти».

У государства — три признака: наличие суверенитета,

наличие права и гарантия собственности. Разработал теорию

суверенитета!

Наиважнейшим из них является суверенитет' — неза-

висимая, абсолютная и постоянная власть над гражданами и

подданными в государстве. Это единственная определяющая

форму государства власть, которой подчинены все, это

источник закона. Монархия прямо отвечает природе

суверенной власти, ее единству и неделимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.014 с.)