Политико-правовые идеи Петра I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Петра I



Петр I Великий (1672-1725) - русский царь-реформатор, во

время царствования которого Россия встала в ряд великих

европейских держав. Проводимая реальная политика

европеизации является главным фактором превращения

России в великую державу. В 1689 г. Россия считалась страной,

на века отставшей от Европы. После возвращения из Европы

Петр I решает модернизировать Россию на европейский лад.

Для этой цели он привозит из Европы несколько сотен

специалистов и посылает на учебу в Европу несколько сотен

молодых людей. Начинает строить города, русский флот,

реформировать русскую армию по западному образцу.

Реформа в русском гражданском управлении выразилась в

выдвижении служащих не на основе происхождения, а на

основе деловых качеств. В 1711 г. был учрежден Сенат -

высший государственный орган, ведавший законодательством и

делами управления. В 1719 г. по приказу Петра губернии были

разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 г.

была издана «Табель о рангах» - система чинов

государственной службы (военной, штатской и придворной).

В социальной сфере насильственно сбривались бороды,

всех судей заставляли одеваться по западной манере. Петр I

заявил, что православная церковь является отсталой и

реакционной. Его церковная политика вызывала массовые

протесты староверов-раскольников, считавших царя

антихристом. Петр жестоко их преследовал. Он основал

независимые от церкви школы. В 1721 г. был учрежден

Святейший Синод, государственный орган управления

церковью, состоявший из архиереев, но руководимый

мирянином (обер-прокуром) и подвластный монарху.

Военная слава и расширение территории отнюдь не

исчерпывают значения царствования Петра Великого и его

разносторонней деятельности. При нем были введены арабские

цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии,

появилась первая российская газета. Науки всемерно

поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке

и технике, была основана Академия наук (1724).

Таким образом, в реформаторской деятельности он

учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих

реформах Петр I не мог держаться заранее выработанного

плана и точной последовательности, потому что все его

преобразования происходили под давлением военных нужд,

одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного

момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и

открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся

крайним ожесточением с обеих сторон. Реформы Петра I

проводились главным образом за счет усиления угнетения

народных масс, что влекло за собой народные восстания.

Московское государство

История Московского государства начинается со второй

половины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из

небольшого княжества в мощное централизованное государство

с сильной монархической властью. К концу XVI в. его

территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и

Поволжьем. Московское государство все чаще именуется

теперь "Россия" или "Великая Россия".

В начале XVII в. происходит крах общественно-

политической системы Московского государства, который

выливается в так называемую Смуту. "Смутное время"

заканчивается в 1613 г. Утверждением на русском

монархическом престоле новой династии — Романовых. И хотя

в письменных памятниках XVII в. Русское государство

продолжает именоваться Московским государством, многие

факты социальной, политической и духовной жизни русского

общества данного столетия явно указывают на то, что прежнее

Московское государство уступило место новому

государственному организму.

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли

Московского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с

конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи,

определявшими характер и государственной власти на Руси, и

русского политико-правового сознания, были: объединение

русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г.,

Ферраро-Флорентийский собор 1438—1445 гг., принявший унию

византийской православной церкви с римско-католической,

окончательное крушение Византийской империи в результате

взятия турками-османами Константинополя (Царьграда) в 1453

г., женитьба государя всея Руси Ивана III на племяннице

последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472

г., окончательное освобождение Руси от татаромонгольского ига

в 1480 г., опричнина Ивана IV.

Социально-экономический и политический строй

Московского государства отличался от социально-

экономического и политического строя Киевской Руси. Московия

значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это

было общество другой исторической эпохи — уже вполне

зрелое феодальное общество.

Различия в социально-экономической и политической

сферах общественной жизни Московского государства и

Киевской Руси обусловили в конечном итоге и различия в

области политической и правовой мысли.

Политическая и правовая идеология Московского

государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит

более сложной по содержанию, более разнообразной по

тематике. В рамках ее существуют идеологические течения,

предлагающие прямо противоположные варианты решения

одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут

борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.

Пример Московии показывает, что сильная единоличная

государственная власть вполне может сочетаться с

политическим разномыслием в обществе, разнообразием

политических и правовых концепций, с борьбой различных

политических идеалов и мнений. Правда, для этого необходимо,

чтобы в обществе были в достаточном числе люди, способные

для торжества своих идей идти на великие жертвы.

Однако даже это великое бедствие не могло сдержать

поступательного развития русской культуры. После утверждения своего

господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не

препятствовали строительству здесь новых церквей и монастырей,

открытию новых школ, распространению грамотности среди русского

населения, созданию новых книг.

Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского

государства имела значительно более солидный культурный

фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в

Киевской Руси.

В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык

большое число произведений философской христианской литературы,

таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски- на,

поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студита, и

многих других. XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского

летописания. Почти все дошедшие до нас летописи происходят именно

из этого времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.009 с.)