Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые и политические идеи римских юристов
Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды принципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров, исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского права, преподавали в учебных заведениях. Консультации юристов по спорным вопросам обычно принимались судами и влияли на решение дел. Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв. Юристы Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые другие занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учебники (Институции Гая 143 г.) были источниками права. В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям некоторых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов были включены в Дигесты Юстиниана. При решении частных дел римские юристы избегали обобщений и общих определений. "Всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опрокинуто", — писал Яволен Приск. Поэтому в их трудах нет определений таких понятий гражданского права, как собственность, договор, сервитут, иск и т. п. Однако в их трудах немало общетеоретических положений, оказавших заметное влияние на развитие современной им и последующей общей теории и философии права. К ним относится общее определение права: "Право есть наука о добром и справедливом". "Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит". Право они делили на публичное и частное. Публичное право относится к положению Римского государства, к общественной пользе: частое право относится к пользе отдельных лиц. Частное право юристы делили на три части. Оно включает естественное право (ius naturale), присущее не только человеческому роду, но и всем животным (сюда относятся брак, продолжение рода, воспитание детей); право народов (ius gentium), т. е. право, которым пользуются все народы (сюда относятся война, разделение народов, основание царств, разделение имущества, купля и продажа, рабство и освобождение от рабства и др.). Третья часть — цивильное право, то право, которое каждый народ установил для себя, собственное право государства, что-то добавляющее или
исключающее из общего права (естественного права и права народов). Китай Характерная черта юстиции Древнего Китая — преемственность во времени, определяемая закономерностями национальной правовой системы и знаменующая органическую связь между разными этапами развития юриспруденции, когда сохраняются определенные элементы или стороны права (его сущности, содержания, формы, структуры, функций) при соответствующих политических изменениях. Консерватизм! Древнекитайская юстиция мало связана с мифом. Школы (философии и права): Даосская: Лао-Цзы отрицает властно-приказное регулирование, призывая соблюдать только дао. (Очень похоже на концепцию естественного права). Дао и недеяние – это основная идея. Конфуцианская: Для него дао юридическое — это гуманный и справедливый порядок среди людей, вбирающий в себя древнюю традицию наряду с космической законосообразностью. Конфуций разработал модель юриста — цзюнь-цзы, святого бессребреника, рыцаря долга, являющегося эталоном и правомерного поведения, думающего о дэ и постоянно культивирующего его в себе. Государство и семья — два столпа юридизации. Конфуций создал для цзюнь-цзы систему правового воспитания, в центре которой — осознанная и целенаправленная выработка юридических качеств. Легистская: Шан Ян. Теория законности. Юридическое возможно там, где правитель опирается на единые, обязательные для всех законы. Библия __
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В СТРАНАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В Болонье в конце одиннадцатого века возникла школа права, которая позже была превращена в Болонский университет, в котором преподавалось римское право. Чуть позже в период с XII по XV века в странах Западной Европы начали появляться университеты с юридическими факультетами, где также преподавалось римское право (Кембриджский, Оксфордский, Парижский и др.). Что же касается Франции, то можно сказать лишь то, что в XV веке юридическая наука преимущественно акцентировалась на изучении римского права, но и на обычное права от кутюмы. А вот в Германии юриспруденция в тот период немного отставала
и только под конец XIV века начали образовываться университеты, в которых также помимо изучения гражданского римского права преподавалось еще и каноническое. Итак, средневековый период развития юридической науки можно охарактеризовать тем, что в европейских странах появились на только учебные заведения с преподаванием уже достаточно устоявшегося римского права, но и с попытками преподавания собственных культурных разработок правовых норм и законов. § 5. Средневековые юристы Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право ("глосса" — замечание, пояснение). В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утверждало, что народ передал императорам всю власть, которая неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полагали главным источником права законы, установленные светской властью императоров, королей, городов. Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы, комментаторы, применявшие правила схоластической логики к обработке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы Средних веков считали свободу естественным правом, а рабство — порождением насилия. Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор Бартол де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314—1357 гг.), по имени которого постглоссаторы назывались "бартолисты". Они продолжили развитие юридической науки, начало которой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стремились обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять или согласовывать основные положения римского права с понятиями современного им канонического, городского, обычного права. Однако применение к изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации права. Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете. В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное право они отождествляли с Божественным законом, изложенным в священных книгах, а единственным источником человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в), строго запрещавшие епископам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в духовный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к бегству или помогал беглым рабам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.016 с.) |