Правовые и политические идеи римских юристов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые и политические идеи римских юристов



Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды

принципата и домината в связи с увеличением числа сделок,

споров, исков, судебных решений. Римские юристы давали

консультации по вопросам права, издавали учебники и

комментарии римского права, преподавали в учебных

заведениях. Консультации юристов по спорным вопросам

обычно принимались судами и влияли на решение дел.

Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв.

Юристы Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые

другие занимали высокие должности; сборники их суждений и

даже учебники (Институции Гая 143 г.) были источниками права.

В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям

некоторых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов

были включены в Дигесты Юстиниана.

При решении частных дел римские юристы избегали

обобщений и общих определений. "Всякое определение в

гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло

быть опрокинуто", — писал Яволен Приск. Поэтому в их трудах

нет определений таких понятий гражданского права, как

собственность, договор, сервитут, иск и т. п. Однако в их трудах

немало общетеоретических положений, оказавших заметное

влияние на развитие современной им и последующей общей

теории и философии права.

К ним относится общее определение права: "Право есть

наука о добром и справедливом". "Предписания права суть

следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому

воздавать то, что ему принадлежит".

Право они делили на публичное и частное. Публичное

право относится к положению Римского государства, к

общественной пользе: частое право относится к пользе

отдельных лиц.

Частное право юристы делили на три части. Оно включает

естественное право (ius naturale), присущее не только

человеческому роду, но и всем животным (сюда относятся брак,

продолжение рода, воспитание детей); право народов (ius

gentium), т. е. право, которым пользуются все народы (сюда

относятся война, разделение народов, основание царств,

разделение имущества, купля и продажа, рабство и

освобождение от рабства и др.). Третья часть — цивильное

право, то право, которое каждый народ установил для себя,

собственное право государства, что-то добавляющее или

исключающее из общего права (естественного права и права

народов).

Китай

Характерная черта юстиции Древнего Китая —

преемственность во времени, определяемая закономерностями

национальной правовой системы и знаменующая органическую

связь между разными этапами развития юриспруденции, когда

сохраняются определенные элементы или стороны права (его

сущности, содержания, формы, структуры, функций) при

соответствующих политических изменениях. Консерватизм!

Древнекитайская юстиция мало связана с мифом.

Школы (философии и права):

Даосская: Лао-Цзы отрицает властно-приказное

регулирование, призывая соблюдать только дао. (Очень похоже

на концепцию естественного права). Дао и недеяние – это

основная идея.

Конфуцианская: Для него дао юридическое — это гуманный

и справедливый порядок среди людей, вбирающий в себя

древнюю традицию наряду с космической

законосообразностью. Конфуций разработал модель юриста —

цзюнь-цзы, святого бессребреника, рыцаря долга, являющегося

эталоном и правомерного поведения, думающего о дэ и

постоянно культивирующего его в себе. Государство и семья —

два столпа юридизации. Конфуций создал для цзюнь-цзы

систему правового воспитания, в центре которой — осознанная

и целенаправленная выработка юридических качеств.

Легистская: Шан Ян. Теория законности. Юридическое

возможно там, где правитель опирается на единые,

обязательные для всех законы.

Библия __

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В СТРАНАХ

КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

В Болонье в конце одиннадцатого века возникла школа права,

которая позже была превращена в Болонский университет, в котором

преподавалось римское право.

Чуть позже в период с XII по XV века в странах Западной Европы

начали появляться университеты с юридическими факультетами, где

также преподавалось римское право (Кембриджский, Оксфордский,

Парижский и др.).

Что же касается Франции, то можно сказать лишь то, что в XV веке

юридическая наука преимущественно акцентировалась на изучении

римского права, но и на обычное права от кутюмы.

А вот в Германии юриспруденция в тот период немного отставала

и только под конец XIV века начали образовываться университеты, в

которых также помимо изучения гражданского римского права

преподавалось еще и каноническое.

Итак, средневековый период развития юридической науки можно

охарактеризовать тем, что в европейских странах появились на только

учебные заведения с преподаванием уже достаточно устоявшегося

римского права, но и с попытками преподавания собственных

культурных разработок правовых норм и законов.

§ 5. Средневековые юристы

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила

начало изучению римского права в университетах Северной

Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII

вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и

преподававших римское право ("глосса" — замечание,

пояснение).

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы

выступали на стороне светской власти. Большинство легистов

(юристов) утверждало, что народ передал императорам всю

власть, которая неограниченна и наследственна. Ссылаясь на

законы Римской империи, где воля императоров считалась

высшим законом, легисты полагали главным источником права

законы, установленные светской властью императоров,

королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы,

комментаторы, применявшие правила схоластической логики к

обработке материала, собранного глоссаторами. Некоторые

юристы Средних веков считали свободу естественным правом,

а рабство — порождением насилия.

Наиболее видным постглоссатором был итальянский

профессор Бартол де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato;

1313 или 1314—1357 гг.), по имени которого постглоссаторы

назывались "бартолисты". Они продолжили развитие

юридической науки, начало которой было положено

глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали

и преподавали букву римского права, но и стремились

обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять

или согласовывать основные положения римского права с

понятиями современного им канонического, городского,

обычного права. Однако применение к изучению права

схоластических методов часто вело к бессодержательности и

многословию комментаторов, отрыву их от практики

исследования и реализации права.

Защита легистами независимости светской власти

вызывала раздражение католической церкви, запретившей

духовенству изучение римского права, а также преподавание

его в Парижском университете. В противовес школам легистов в

XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших

папские декреты и буллы, решения церковных соборов,

высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное

право они отождествляли с Божественным законом,

изложенным в священных книгах, а единственным источником

человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли

старые решения синодов (IX в), строго запрещавшие епископам

и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в

духовный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял

рабов к бегству или помогал беглым рабам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.016 с.)