Юриспруденция в Древнем Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юриспруденция в Древнем Риме



Постепенно формирование самой юриспруденции, которая

потом выделилась в самостоятельную науку, зарождалось в

Древнем Риме, где со временем образовалась определенная

система юридического обучения.

Правда, такое образование было доступно далеко не всем,

и первыми кто изучал эту науку, были жрецы. Но это абсолютно

логично, ведь у самих жрецов была определенная власть и

возможность влиять на группы людей, поэтому они просто

обязаны были знать право, с другой стороны они имели

некоторые привилегии по сравнению с общей массой народа,

что собственно и способствовало их юридическому обучению.

Однако 254 году до н. э. один человек с именем Тиберий

Корунканий, который был первым верховным жрецом из

плебеев заявил, что он будет рассказывать о праве всем

желающим. Тем самым Тиберий положил начало

общественного преподавания права. Возможно, благодаря

этому поступку впоследствии появилась первая частная юр.

школа, в которой учителя читали право, отвечали на вопросы и

дискуссировали с обучающимися.

Эта школа была основана Сабином в первом веке н. э.

После того как прошло 3-4 века уже было создано несколько

таких школ, в которых учащиеся посещали лекции на

протяжении четырёх лет (в Риме, Афинах, Константинополе,

Александрии, Бейруте, Цезарее), а в 533 году по указу

императора Юстиниана обучение было продлено до 5-ти лет.

Сам Юстиниан также приказал обязательно изучать его

Институции, Кодекс Юстиниана и Дигест.

На протяжении веков были изданы тысячи книг и обучены

тысячи юристов. Однако формирование юриспруденции как

самостоятельной науки началось все-таки в основном

благодаря таким римским юристам как Гай, Павел, Ульпиан,

Папиниан, Цицерон, Сенека и Эпиктет (стоики).

Разгадка римской юснеординарности — в солидарности

индивидуального Я и социальной группы, патрона и клиента.

Рим — родина самостоятельной светской науки

правоведения. Его юристы тщательно разработали понятийный

аппарат этой науки в целом, а также отдельных отраслей

Римская юриспруденция охватывает тысячелетия, состоя из

трех периодов: раннии, царский (745—510); зрелый,

республиканский (509—28); поздний, императорский (27—476).

Правоведение в Риме — тоже один из авторитетных

источников, в чем особая специфика римской юстиции.

Для античности, как, впрочем, и для других периодов

истории, характерной является та особенность, что наиболее

важные в теоретическом отношении политические идеи

появляются в период кризиса и ломки традиционной

государственности или как попытка ее «критического

преодоления» (ниспровержения) или в форме реставрации

приходящих в упадок ценностей и норм. Политическая

философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к

реставрации полисных форм.

Эти же черты свойственны в период кризиса Римской

республики политической философии Цицерона (106–43 гг. до

н.э.) – наиболее выдающегося римского идеолога, защитника

римских институтов и политических нравов.

Политическое учение Цицерона основывается на двух

идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем

принятия наилучшей конституции; б) закон ничто без людей,

которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из

убеждения, что политика при всех своих противоречиях

является результатом «разумной установки», существующей

вне сиюминутных человеческих устремлений в виде

«непосредственного разума», позволяющего людям

действовать в соответствии со справедливостью. Развивая

идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении «О Законах»

отмечал, что «по истине существует только одно право, которое

связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает

единый закон» (115, 42).

Наилучшим является государство со смешанной

конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и

народную разновидности власти. Воплощение этой конституции

Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти

консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов

предков несет угрозу тирании. Предотвратить ее может только

сохранение духа законов, гарантирующих органическое

равновесие между народной свободой, полномочиями

магистратов и влиянием состоятельных людей. Высшим

гарантом такого равновесия должен стать принцепс – главное

лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ВИЗАНТИИ

В средние века наследником юридической науки Рима оставалась

Византия.

В Византии на многие века сохранилась императорская

власть, подчиняющая себе и ограничивающая духовную власть.

В Европе же объединяющим началом был католицизм.

Перенесение политического центра империи в Византию –

констатация доминирующей роли эллинистического Востока,

который подтвердил это исторически, сохраняя в

модифицированном виде римскую государственность ещё

тысячелетие. Византийская империя сохранила монархию в

виде доминанты с бюрократией.

Средневековье – беспрерывная борьба за приоритет между

светской и духовной властями, что выразилось в диалоге

царепапизма и папоцаризма. Идея первенства цезарской

власти сохраняется на протяжении тысячелетнего

существования Византии. Падение Зап.РИ не означало отказа

от доктрины «Pax Romana». Её унаследовала Византия, цезарь,

который носил титул римского самодержца; Константинополь

назывался Новым Римом; аристократия вела родословные от

сенаторских родов Др.Рима; гос. Язык – латынь. Цезарский

абсолютизм объяснялся необходимостью интеграции

множества населяющих территорию Византии народов,

принадлежавших к различным языковым, религиозным,

культурным и этническим группам. Её цезарепапизм как

имперская доктрина объединял в себе римское публичное

право, христианские элементы, эллинистические влияния и

азиатские традиции. Несомненно, что Византия первой из

государств Средневековья в полной мере использовала

возможности христианской религии.

Цезарь – абсолютный владыка, высший судья, глава

исполнительной власти, верховный главнокомандующий и

высший законодатель. В то же время он – наместник Бога и

христианский государь, коронуется на престол самим Христом;

будучи земным образом небесного Бога, обладает

божественной святостью. Власть цезаря распространяется на

весь мир (один Бог на небе – один цезарь на земле); он стоит во

главе великой семьи монархов и князей; знаки его

свидетельствуют о её божественном и общемировом характере

(орёл Юпитера и Земной шар).

Христианская общность Византии отождествляется с

государственной общностью; цезарь является главой церкви,

хотя формально высшая власть в церкви принадлежит коллегии

из пяти патриархов. Верховенство цезаря объяснялось

меньшей, чем на Западе. Политической активностью

духовенства, обосновывалось доктриной «Цезарь – наместник

Бога на Земле». Восточная церковь не только никогда не

претендовала на верховенство власти, но даже не

придерживалась теории равенства двух властей.

Абсолютная власть цезаря в Византии не была деспотичной,

т.к. идея самодержавия сочеталась с концепцией

ответственности за благосостояние своих подданных и

соблюдение справедливости. С другой стороны, институт

цезарства предполагал выборность цезаря, что правда, не

ставило под сомнение божественность власти нового

избранника или военного переворота, значит, Бог отказался от

своего земного наместника в пользу другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.01 с.)