Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юриспруденция в Древнем Риме
Постепенно формирование самой юриспруденции, которая потом выделилась в самостоятельную науку, зарождалось в Древнем Риме, где со временем образовалась определенная система юридического обучения. Правда, такое образование было доступно далеко не всем, и первыми кто изучал эту науку, были жрецы. Но это абсолютно логично, ведь у самих жрецов была определенная власть и возможность влиять на группы людей, поэтому они просто обязаны были знать право, с другой стороны они имели некоторые привилегии по сравнению с общей массой народа, что собственно и способствовало их юридическому обучению. Однако 254 году до н. э. один человек с именем Тиберий Корунканий, который был первым верховным жрецом из плебеев заявил, что он будет рассказывать о праве всем желающим. Тем самым Тиберий положил начало общественного преподавания права. Возможно, благодаря этому поступку впоследствии появилась первая частная юр. школа, в которой учителя читали право, отвечали на вопросы и дискуссировали с обучающимися. Эта школа была основана Сабином в первом веке н. э. После того как прошло 3-4 века уже было создано несколько таких школ, в которых учащиеся посещали лекции на протяжении четырёх лет (в Риме, Афинах, Константинополе, Александрии, Бейруте, Цезарее), а в 533 году по указу императора Юстиниана обучение было продлено до 5-ти лет. Сам Юстиниан также приказал обязательно изучать его Институции, Кодекс Юстиниана и Дигест. На протяжении веков были изданы тысячи книг и обучены тысячи юристов. Однако формирование юриспруденции как самостоятельной науки началось все-таки в основном благодаря таким римским юристам как Гай, Павел, Ульпиан, Папиниан, Цицерон, Сенека и Эпиктет (стоики). Разгадка римской юснеординарности — в солидарности индивидуального Я и социальной группы, патрона и клиента. Рим — родина самостоятельной светской науки правоведения. Его юристы тщательно разработали понятийный аппарат этой науки в целом, а также отдельных отраслей Римская юриспруденция охватывает тысячелетия, состоя из трех периодов: раннии, царский (745—510); зрелый, республиканский (509—28); поздний, императорский (27—476). Правоведение в Риме — тоже один из авторитетных
источников, в чем особая специфика римской юстиции. Для античности, как, впрочем, и для других периодов истории, характерной является та особенность, что наиболее важные в теоретическом отношении политические идеи появляются в период кризиса и ломки традиционной государственности или как попытка ее «критического преодоления» (ниспровержения) или в форме реставрации приходящих в упадок ценностей и норм. Политическая философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации полисных форм. Эти же черты свойственны в период кризиса Римской республики политической философии Цицерона (106–43 гг. до н.э.) – наиболее выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов. Политическое учение Цицерона основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью. Развивая идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении «О Законах» отмечал, что «по истине существует только одно право, которое связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает единый закон» (115, 42). Наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти. Воплощение этой конституции Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов предков несет угрозу тирании. Предотвратить ее может только сохранение духа законов, гарантирующих органическое равновесие между народной свободой, полномочиями магистратов и влиянием состоятельных людей. Высшим гарантом такого равновесия должен стать принцепс – главное лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ВИЗАНТИИ
В средние века наследником юридической науки Рима оставалась Византия. В Византии на многие века сохранилась императорская власть, подчиняющая себе и ограничивающая духовную власть. В Европе же объединяющим началом был католицизм. Перенесение политического центра империи в Византию – констатация доминирующей роли эллинистического Востока, который подтвердил это исторически, сохраняя в модифицированном виде римскую государственность ещё тысячелетие. Византийская империя сохранила монархию в виде доминанты с бюрократией. Средневековье – беспрерывная борьба за приоритет между светской и духовной властями, что выразилось в диалоге царепапизма и папоцаризма. Идея первенства цезарской власти сохраняется на протяжении тысячелетнего существования Византии. Падение Зап.РИ не означало отказа от доктрины «Pax Romana». Её унаследовала Византия, цезарь, который носил титул римского самодержца; Константинополь назывался Новым Римом; аристократия вела родословные от сенаторских родов Др.Рима; гос. Язык – латынь. Цезарский абсолютизм объяснялся необходимостью интеграции множества населяющих территорию Византии народов, принадлежавших к различным языковым, религиозным, культурным и этническим группам. Её цезарепапизм как имперская доктрина объединял в себе римское публичное право, христианские элементы, эллинистические влияния и азиатские традиции. Несомненно, что Византия первой из государств Средневековья в полной мере использовала возможности христианской религии. Цезарь – абсолютный владыка, высший судья, глава исполнительной власти, верховный главнокомандующий и высший законодатель. В то же время он – наместник Бога и христианский государь, коронуется на престол самим Христом; будучи земным образом небесного Бога, обладает божественной святостью. Власть цезаря распространяется на весь мир (один Бог на небе – один цезарь на земле); он стоит во главе великой семьи монархов и князей; знаки его свидетельствуют о её божественном и общемировом характере (орёл Юпитера и Земной шар). Христианская общность Византии отождествляется с государственной общностью; цезарь является главой церкви, хотя формально высшая власть в церкви принадлежит коллегии из пяти патриархов. Верховенство цезаря объяснялось меньшей, чем на Западе. Политической активностью духовенства, обосновывалось доктриной «Цезарь – наместник Бога на Земле». Восточная церковь не только никогда не претендовала на верховенство власти, но даже не придерживалась теории равенства двух властей. Абсолютная власть цезаря в Византии не была деспотичной, т.к. идея самодержавия сочеталась с концепцией ответственности за благосостояние своих подданных и соблюдение справедливости. С другой стороны, институт цезарства предполагал выборность цезаря, что правда, не ставило под сомнение божественность власти нового избранника или военного переворота, значит, Бог отказался от своего земного наместника в пользу другого.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.01 с.) |