Юриспруденция в раннефеодальных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юриспруденция в раннефеодальных странах



ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

§ 2. Теократические теории

Католическая церковь, возглавляемая римским папой,

притязала на участие в политической власти. Заметных успехов

в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и

императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском

престоле оказывались сильные политики. Наиболее спорным

вопросом между духовной и светской властями был вопрос об

инвеституре (право назначения епископов и аббатов). Порой

острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на

царство) того или иного короля либо императора.

Могучим средством воздействия церкви на непокорных ей

феодалов были интердикт (запрещение совершать

богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных

лиц, страну, город), отлучение от церкви, освобождение

подданных от присяги.

Римским папой, достигшим заметных успехов в утверждении

верховенства церкви, был Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с

1073 г.). В сочинении «Диктат папы»1, составленном

окружением Григория VII, утверждалось, что римский папа

имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и

смещать их, ему полностью принадлежит инвеститура. Спор

папы Григория VII и императора Генриха IV об инвеституре

перерос в острый конфликт, в результате которого отлученный

от церкви и низложенный император был вынужден пойти с

покаянием в Каноссу, где находилась резиденция папы.

Наивысшего могущества католическая церковь достигла при

Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.). При Иннокентии III

было образовано независимое церковное государство (Папская

область), короли рассматривались как вассалы папы, а

епископы были включены в общую ленную систему.

Притязания церкви и духовенства на светскую власть

обосновывались теократическими теориями. Суть этих теорий

сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по

отношению к церкви положение, из чего следует, что светские

правители должны быть подчинены церкви не только как

простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению

политической власти.

Широко распространены были «теория двух мечей»,

основанная на произвольном соединении и толковании цитат из

Евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому

должен служить ей своим мечом), и «теория солнца и луны»

(как луна получает свой блеск от солнца, так королевская

власть заимствует свой блеск и авторитет от папы).

Церковью использовались различные фальшивки —

например, «Дарение Константина» (подложная грамота от

имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в.

Передал римским папам власть над Западной Римской

империей) и «Лжеисидоровы декреталии» (где говорится, что

короли и императоры еще с первых веков христианства

подчинялись папам как преемникам Христа и апостола Петра).

Императоры и короли стремились обосновать свою

независимость от церкви в светских делах. Защищаясь от

притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты

того же писания о богоустановленности всякой (т. Е. и их)

власти («существующие же власти Богом установлены»). Они

по-своему толковали «теорию двух мечей» — меч светской

власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил:

«Царство мое не от мира сего».

Еретики. Оппозиционной мыслью стали теоюстиции

еретиков, делящиеся на два основных толка — манихейского и

иудейского. Для церкви наиболее опасны были ереси

манихейского толка: катарская, альбигойская, вальденская,

распространявшиеся с начала XI до середины XIV века. Они

отличались дуалистическими представлениями, по которым

весь видимый и невидимый мир изначально разделен между

Богом света (невидимый мир) и Богом тьмы (видимый мир).

Между ними идет непрерывная борьба. Ветхий и Новый Заветы

трактовались так, что их содержание выглядело совершенно

далеким от истинного содержания этих священных книг.

Отрицались учение о Пресвятой Троице, таинства причащения

и брака, отвергались смерть и воскресение Иисуса Христа.

Легисты. В борьбе государства с церковью большую роль

сыграли легисты. В Болонье в XI веке сложилась их школа

глоссаторов, изучавших и преподававших римское право

("глосса" — замечание, пояснение). Утверждалось, что народ

передал императорам всю власть, которая неограниченна и

наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля

императоров считалась высшим законом, легисты полагали

главным источником права законы. Аналогичные идеи с XIV

века обосновывали постглоссаторы — комментаторы,

применявшие правила схоластической логики к обработке

материала, собранного глоссаторами. Некоторые из них

считали свободу естественным правом, а рабство —

порождением насилия. Доктрина легистов отвечала интересам

королей и горожан, тяготившихся церковной зависимостью.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА

И ОБЩЕГО ПРАВА В АНГЛИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.)