Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о двух основных системах управления

Поиск

 

В принципе на сегодняшний день в мире существуют две основные системы управления:

1)  формальная, или по "жесткому" алгоритму;

2) неформальная, или по "гибкому" алгоритму.

В каждой стране они имеют своих сторонников и противников.

При "жестком" управлении все связи осуществляются только через центр. Оно основано на выполнении должностных инструкций и нормативных документов. Формальную систему управления обычно внедряют, преодолевая сопротивление людей и обламывая их под структуру.

"Гибкий" алгоритм управления не запрещает сотрудникам действовать, перешагивая через ступеньки служебной лестницы, и дает простор инициативе. От людей ждут, что, невзирая на инструкции, они внесут новые нюансы в свою деятельность, лишь бы результат был положительным. При этом поощряются творчество и непроторенные пути. Наконец, сотрудник участвует в формулировке и постановке задач, которые ему предстоит решить.

Сравнивая эти две системы, можно провести аналогию с прокладкой пешеходных дорожек в новом жилом районе. Формальный подход: расчертить все по прямоугольникам и заставить людей ходить теми маршрутами, которые им предложены. Неформальный подход: заасфальтировать те тропинки, которые люди проложат сами. В этом случае замысел руководства проявляется в том, что оно определяет месторасположение объектов (дома, остановки, магазины), но маршруты люди будут выбирать сами.

По мере гуманизации и интеллектуализации труда, роста благосостояния растут культурные запросы людей, меняются их ценностные ориентации. Люди все более склонны относиться к работе не только как к источнику материального благополучия, но и как способу реализации своего Я, своих жизненных планов. Здесь и обнаруживается коренное различие формальной системы управления и неформальной.

В то время как первая опирается на усредненного человека и все, кто не вписываются в ее стандарт, ей только мешают, вторая ориентируется на творчество, способности людей, поощряя их индивидуальность и за счет этого извлекая наибольшие выгоды для себя и всех участников взаимодействия.

Более того, неформальная система управления не только поощряет индивидуальность сотрудников, но и развивает ее, обучает механизмам самореализации, творческого отношения к делу. Некоторые специали­сты даже считают, что наличие у человека какого-то творческого хобби является косвенным признаком того, что ему не помогли на работе полностью найти и проявить себя.

Преуспевающая экономика Японии, Германии и других стран — свидетельство того, что гибкий менеджмент вытесняет жесткий. Тем более что в основе гибкого менеджмента лежит человекоцентристская концепция управления.

Не случайно в заводоуправлении японского концерна "Мацусита дэнки", выпускающего телевизионную технику, висит изречение его основателя: «"Мацусита дэнки" — место, где создаются люди. Мы также создаем и электронное оборудование».

Менеджмент сегодня — это сумма знаний и технологий, необходимая не только руководителю, управляющему, но и любому специалисту, любому работающему человеку. Трудно добиться успеха в своей профессиональной деятельности, не овладев азами современной психологии менеджмента. В настоящее время "спираль управления" раскручивается в нашей стране в другую сторону. И управленческий опыт, созданный и сформированный в прошедший период, не только не эффективен, но и становится тормозом на пути прогресса.

Жесткий алгоритм управления обречен. Вот почему очень важно, чтобы молодые специалисты, сегодня готовящиеся к профессиональной деятельности в учебных заведениях, ознакомились с передовым опытом менеджмента и овладели современными знаниями и навыками работы с людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.009 с.)