Дистанционная работа школьной библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дистанционная работа школьной библиотеки



 

В марте 2020 года, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции, процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет и мобильные устройства. Библиотеки закрыли доступ в свои фонды.

С первых дней самоизоляции эта тема стала обсуждаться в профессиональном сообществе. Что может делать школьный библиотекарь во время дистанционного обучения школьников? Многое! При чем работать он может находясь «на удалёнке".

1. Информировать педагогов об образовательных онлайн-платформах предоставляющих бесплатный доступ к образовательному контенту. Список данных ресурсов непрерывно растёт и обновляется:

«Российская электронная школа», «Московская электронная школа»,  портал «Билет в будущее», «ЯндексУчебник», «ЯКласс», «Учи.ру», издательство «Просвещение», Корпорация "Российский учебник"  и др. Список пополняется каждый раз.

2. Подключить школьную библиотеку (если еще это не сделали) к электронным библиотекам: ЛитРес: Библиотека,  ЛитРес: Школа, Библиошкола  и предоставить доступ школьникам и педагогам (разместить ссылку на сайте школы, в группе школьной библиотеки в соцсетях, распространить информацию через классных руководителей). Наша школьная библиотека подключена к Библиошкола

3. Предоставлять пользователям школьной библиотеки полезную информацию на своих сайтах, блогах, в социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, ВКонтакте и других), мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber и других).  Библиотека нашей школы представлена группой «Школьная библиоша» (https://vk.com/club175048351) в социальной сети ВКонтакте.

4. Создавать для читателей различные информационные продукты:

Например, виртуальные выставки, которые служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда.

Существуют различные способы демонстрации виртуальных выставок, назову несколько:

ü Можно просто написать статью о подобранных книгах, с обложками книг, цитатами, кратким содержанием, рассказать, что понравилось в подобранном произведении лично библиотекарю, к примеру, как здесь:

ü Обзор книжной выставки можно записать на видео, где библиотекарь, сидя за столом или стоя у книжной выставки, подробно рассказывает о книгах.

ü можно сделать презентацию

А можно создать буктрейлеры (короткие видеоролики два) — это тоже вариант рассказа в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — реклама книг, периодических изданий и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Также можно проводить и участвовать в различных акциях и конкурсах онлайн.

5. Заняться самообразованием

Самое время освоить новые информационные сервисы. Посмотреть вебинары, мастер классы для библиотекарей.

6. Можно работать и с документами

ü Составление списков на списание

ü Разработка "Дорожной карты" по реализации Концепции развития ШИБЦ

ü Разработка программы развития школьной библиотеки/ИБЦ

Библиотекам пришлось активно придумывать новые онлайн-акции, викторины, челленджи и др., втягивать других в свой виртуальный круг общения.

Одним из актуальных и значимых для библиотечно-информационной деятельности в условиях дистанционного обучения стал Проект «Чтение с увлечением», главной целью которого является повышение культурного уровня учащихся посредством книги и чтения. На поиск оптимальных путей решения этой задачи и направлен проект «Чтение с увлечением»

Направления проекта:  «Увлекательное книгопутешествие», «Учение с увлечением», «Мы стихи читаем с увлечением», «Юбилейные приклюЧтения», «Классику читаем с увлечением», «Домашнее чтение с увлечением», «Летние чтения с увлечением», «Краеведческие чтения с увлечением», «Журналы и газеты читаем с интересом» - раздел проекта, включающий в себя мероприятия по популяризации периодических изданий. 

Для  реализации всех направлений Проекта в течение периода с января 2020 года школьная библиотека организовала систему мероприятий, включающих в себя оформление виртуальных книжных выставок; проведение и участие в сетевых акциях, создание буктрейлеров по книгам и др. 

Помочь подобрать книгу по душе – необходимый атрибут страниц библиотек в социальных медиа. Продвижение книг и чтения шагнуло в новую эпоху – эпоху буктрейлеров, создаваемых с помощью видеомонтажа или анимации.

С помощью буктрейлеров появилась возможность рекламировать интересные книги в группе «Школьная библиоша»:

·   П. Бажов «Малахитовая шкатулка» https://vk.com/wall-175048351_2031

·  русская народная сказка «Царевна-лягушка»  

· В. Астафьев «Пастух и пастушка»; https://vk.com/wall-175048351_1118

·   «Подвигом славны мои земляки» (посвящается И.И. Рыбалко).  https://vk.com/wall-175048351_1532

· - М. Познанская «Про Белку и Стрелку и их путешествие», https://vk.com/wall-175048351_2319

· -  Л. Кэролл«Алиса в стране чудес» https://vk.com/wall-175048351_2830 и др.

Неотъемлемой частью каждой библиотеки является популяризация литературы через различные формы обслуживания. Одной из особенностей современного пользователя является предпочтение виртуального общения реальному, растет популярность удаленного обслуживания. В этом помогают такие мультимедийные продукты как виртуальные выставки и викторины.

Виртуальная книжная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Современный читатель, пользующийся новейшими техническими средствами, имеет возможность ознакомиться с экспозицией книжной выставки, как в самой библиотеке, так и в группе в социальной сети ВКонтакте, он равноправный участник коммуникативного процесса. Виртуальная выставка - это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации.  

Для реализации проекта «Чтение с увлечением» были созданы виртуальные выставки:

· «Это военное детство» для обучающихся начальной школы https://vk.com/wall-175048351_1149

· «В сердцах и книгах память о войне» для обучающихся 5-9 классов https://vk.com/wall-175048351_1343

· «Прочесть каждому 10 книг о войне» для обучающихся 10-11 классов https://vk.com/wall-175048351_1452

· «Секреты здоровья открывают книги»; https://vk.com/wall-175048351_3439

 

· «Живи, Земля! Книги о нашей планете и о том, как её сберечь!»; https://vk.com/wall-175048351_2167

· «Книжка на ладошке»; https://vk.com/wall-175048351_2733

· «Сергей Есенин»; https://vk.com/wall-175048351_3096

· «Иван Бунин»; https://vk.com/wall-175048351_3271

· «Жизнь и творчество Мажита Гафури  https://vk.com/wall-175048351_2876

Виртуальная викторина – вид игры, заключающийся в ответах на вопросы онлайн. Учащиеся приняли участие в онлайн-викторине «Тот самый Мюнхгаузен»; «Книжные папы» и др.

Проект предполагает активное участие в сетевых библиотечных акциях. Сетевая библиотечная акция это яркое комплексное мероприятие, вовлекающее большое количество людей, направленное на продвижение чтения, осуществляемое в виртуальном пространстве. В группе «Школьная библиоша» в социальной сети ВКонтакте регулярно публикуется информация о сетевых акциях, которые организуют и проводят библиотеки России:

· «Чтение – лучшее учение»

· «Читаем Гайдара сегодня»

· «Читаем вместе книги Альберта Лиханова»

· «Лето на страницах детских книг»

· «Читаем башкирский народный эпос «Урал батыр» и др.

Каждый ученик школы имеет возможность принять участие в любой из них и проявить свои интеллектуальные и творческие способности, при этом узнать что-то новое и интересное, открыть для себя новые книги и новых авторов, тем самым повысив свой культурный уровень и пополнив читательский багаж.    

 Реализация Проекта проходит с использованием игровых активных форм и методов. В рамках Проекта читатели приняли участие в таких игровых мероприятиях, как:  

· книжные челленджи («КНИГА – ДРУГ»; «Побудь Обломовым»);

· виртуальные турниры эрудитов («Много читал, значит, много узнал!»);  

· блиц-турниры («На деревню дедушке...»),

· онлайн-квесты («Преданья старины глубокой»)  и др.

Использование игровой методики позволяет библиотекарю сделать шаг к раскрытию творческого потенциала своих читателей. Развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно. Такая систематическая и целенаправленная работа становится возможной в рамках проекта «Чтение с увлечением». Дети имеют возможность раскрыть свои творческие способности, участвуя в различных творческих акциях и конкурсах:

· Всероссийском творческом конкурсе «Путешествие с книжными героями»;

· конкурсе рисунков «БИБЛИОТЕКА БУДУЩЕГО»;

· Межрегиональном сетевом конкурсе чтецов «Души открытое окно»;

· Межрегиональном детском творческом конкурсе «Зеленое перышко» по произведениям Нины Павловой и др.

Участвуя в различных творческих акциях и конкурсах, дети через книгу и чтение раскрывают свои творческие способности. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Отличительной особенностью проекта является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка. Каждый участник проекта может стать художником, поэтом, артистом и реализовать своё творческое начало через деятельность по созданию различных произведений читательского творчества.

Таким образом, благодаря виртуальному пространству у библиотек появилась возможность активно работать с удаленными пользователями и предоставлять им информацию через мультимедийные продукты.

Благодаря проекту у библиотеки появились возможности по стимулированию читательской активности. В условиях мультимедийности библиотека становится активным участником преодоления информационного хаоса, упорядочения информационных потоков, активизации чтения посредством мультимедиа и новых информационных технологий, а также способствовать развитию межчитательского общения.

Мультикультура открыла новые возможности библиотеки, потребовала ее адаптации к новым условиям, пересмотра задач и инструментов деятельности и, что не менее важно, переосмысления идеологии взаимодействия с читателями.

Перспективы

ü Преобразование школьной библиотеки в информационный центр образовательного учреждения

ü Внедрение АБИС

ü Обновление фонда на различных информационных носителях;

ü Расширение оказываемых услуг

ü Расширение социального партнерств

ü Изучение интерактивных электронных элементов с помощью программы iSpring Suite, создание интерактивных книг

ü Изучение работы в сервисе LearningApps.org

 

Проект «Чтение с увлечением»

Введение

Социальные сети стали успешной платформой для привлечения новых читателей и поддержания у них интереса к деятельности библиотеки, а также популярным местом для профессионального общения библиотекарей.

Проблема

Школьные библиотекари серьёзно относятся к проблеме активизации детского чтения. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует работников библиотек, и они в меру сил пытаются изменить положение дел, найти пути приобщения ребенка к чтению, развитью их творческих способностей.

Актуальность

В условиях, когда читатели превращаются в удаленных пользователей, когда происходит глобальное отчуждение аудитории от традиционной книги, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Если библиотека стремится быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить особое внимание на своё присутствие в социальных медиа. Современные тенденции развития информационных технологий обусловили новую форму работы библиотеки – организацию виртуального пространства. Социальные медиа обладают уникальным качеством – интерактивностью. Благодаря этому они позволяют наладить связь с пользователями и привлечь их внимание.

Поэтому наш проект «Чтение с увлечением» актуален как для школы, так и для любой другой образовательной организации, муниципалитета, региона, в целом для страны.

Девиз проекта:  «К книге и чтению – через интернет, творчество и общение!»

Цель проекта –  привлечь внимание пользователей библиотеки к книге и чтению в условиях самоизоляции.

Задачи:

-  стимулировать познавательную активность детей;

- популяризировать поэзию среди учащихся; прививать литературно-эстетический вкус, раскрывать красоту поэтического слова,

- способствовать продвижению лучших образцов классической и современной детской литературы;

- привлечь к домашнему и семейному чтению в условиях карантина;

- организовать чтение детей и подростков в летний период;  

 - используя социальные сети, формировать у школьников интерес к родному краю;

- популяризировать современные периодические издания,

-  стимулировать творческую активность детей и подростков.  

Идея проекта, чтобы в условиях изоляции продолжить работу по воспитанию интереса к книге и чтению, разнообразить досуг детей, через книгу сделать его полезным, интересным, увлекательным и привлечь новых читателей, МБОУ «Школа № 113 им. И.И. Рыбалко» город Уфа Республики Башкортостан разработала Проект по организации детского чтения «Чтение с увлечением».

Каждый участник Проекта, несмотря на условия изоляции и необходимости соблюдения дистанции, имеет возможность узнавать об интересных книгах, принимать участие в различных конкурсах, акциях, флешмобах и др.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.027 с.)