Им. Героя Советского Союза И.И. Рыбалко» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Им. Героя Советского Союза И.И. Рыбалко»



Им. Героя Советского Союза И.И. Рыбалко»

Городского округа город Уфа

Республика Башкортостан

БИБЛИОТЕКА

Муниципальный этап республиканского конкурса

«Лучший информационно - библиотечный центр»

Школьная библиотека –

центр образовательной инфраструктуры

Заведующая библиотекой:

Валентина Анатольевна Печникова

Уфа

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Цель и задачи деятельности работы библиотеки. 4

Состав обучающихся. 7

Сведения об обеспеченности учебно–методической литературой. 8

Сравнительная диаграмма основных данных. 9

Применяемые формы работы с читателями. 10

Участие в конкурсах – имидж библиотек. 15

Справочно–библиографическая работа. 18

Виртуальная среда библиотеки – группа «Школьная библиоша». 19

Дистанционная работа школьной библиотеки. 21

Перспективы.. 28

Проект «Чтение с увлечением». 29

Заключение. 39

Список литературы.. 40

 

                                                                                       

Книги – лучшие друзья.

                                  К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.                                                                                                                            А.Доде

 

Современное российское образование создает условия для развития и саморазвития личности, воспитывает у неё способность принимать самостоятельные, нетрадиционные решения. Сложившаяся в прошлом образовательная система уже не соответствует требованиям модернизации образования; человек в процессе образования должен научиться развить способность к прогностическому взгляду на будущее, чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, а этого можно достичь только с помощью инновационного образования.

Особая роль в построении нового информационного общества, общества знаний отводится образовательным учреждениям и библиотекам, ведь они предоставляют населению доступ к информации и знаниям, в том числе с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

      

Школьная библиотека - живой организм. Она зарождается, растёт, развивается, совершенствуется. Основа изменений в ней - разумное внедрение новых технологий во все сферы её деятельности.

Стремительно в библиотечную жизнь вошли социальные медиа, сделав библиотеки более привлекательными, вывели библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный уровень. Используя социальные сети, библиотеки продвигают информацию, формируют у школьников интерес к книге, потребность в библиотечных услугах, привлекают пользователей на свои сайты.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Состав обучающихся

Виртуальная среда библиотеки – группа «Школьная библиоша»

В социальной сети ВКонтакте

    

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство. Одним из самых востребованных и эффективных инструментов создания вокруг книги диалогового пространства является социальная сеть.

Виртуальная среда МБОУ «Школа № 113 им. И.И. Рыбалко» город Уфа Республика Башкортостан представлена группой «Школьная библиоша» (https://vk.com/club175048351) в социальной сети ВКонтакте.

В группе более 800 участников.

 

Показатели с 1января 2020 – 3ноября 2020года

Участники 709
Посещение 19961
Активность пользователей 500
Охват аудитории 278726

 

 


Наличие аккаунта в наиболее популярных социальных сетях является престижным, укрепляет и поддерживает имидж библиотеки. Благодаря группе «Школьная библиоша» библиотека может участвовать в различных проектах, акциях и делиться своим опытом. Системная работа в сети позволяет библиотеке стать видимой и значимой.

На страницах сообщества библиотека участвует в различных акциях, челленджах, флешбуках, конкурсах, создаёт Литературные календари ко дню рождения писателей и поэтов, посты к праздничным датам. Под хэштегом #НашидостиженияШкольнаябиблиоша выставляет достижения библиотеки и читателей.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников

образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

Культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы.

 

Перспективы

ü Преобразование школьной библиотеки в информационный центр образовательного учреждения

ü Внедрение АБИС

ü Обновление фонда на различных информационных носителях;

ü Расширение оказываемых услуг

ü Расширение социального партнерств

ü Изучение интерактивных электронных элементов с помощью программы iSpring Suite, создание интерактивных книг

ü Изучение работы в сервисе LearningApps.org

 

Проект «Чтение с увлечением»

Введение

Социальные сети стали успешной платформой для привлечения новых читателей и поддержания у них интереса к деятельности библиотеки, а также популярным местом для профессионального общения библиотекарей.

Проблема

Школьные библиотекари серьёзно относятся к проблеме активизации детского чтения. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует работников библиотек, и они в меру сил пытаются изменить положение дел, найти пути приобщения ребенка к чтению, развитью их творческих способностей.

Актуальность

В условиях, когда читатели превращаются в удаленных пользователей, когда происходит глобальное отчуждение аудитории от традиционной книги, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Если библиотека стремится быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить особое внимание на своё присутствие в социальных медиа. Современные тенденции развития информационных технологий обусловили новую форму работы библиотеки – организацию виртуального пространства. Социальные медиа обладают уникальным качеством – интерактивностью. Благодаря этому они позволяют наладить связь с пользователями и привлечь их внимание.

Поэтому наш проект «Чтение с увлечением» актуален как для школы, так и для любой другой образовательной организации, муниципалитета, региона, в целом для страны.

Девиз проекта:  «К книге и чтению – через интернет, творчество и общение!»

Цель проекта –  привлечь внимание пользователей библиотеки к книге и чтению в условиях самоизоляции.

Задачи:

-  стимулировать познавательную активность детей;

- популяризировать поэзию среди учащихся; прививать литературно-эстетический вкус, раскрывать красоту поэтического слова,

- способствовать продвижению лучших образцов классической и современной детской литературы;

- привлечь к домашнему и семейному чтению в условиях карантина;

- организовать чтение детей и подростков в летний период;  

 - используя социальные сети, формировать у школьников интерес к родному краю;

- популяризировать современные периодические издания,

-  стимулировать творческую активность детей и подростков.  

Идея проекта, чтобы в условиях изоляции продолжить работу по воспитанию интереса к книге и чтению, разнообразить досуг детей, через книгу сделать его полезным, интересным, увлекательным и привлечь новых читателей, МБОУ «Школа № 113 им. И.И. Рыбалко» город Уфа Республики Башкортостан разработала Проект по организации детского чтения «Чтение с увлечением».

Каждый участник Проекта, несмотря на условия изоляции и необходимости соблюдения дистанции, имеет возможность узнавать об интересных книгах, принимать участие в различных конкурсах, акциях, флешмобах и др.  

Описание проекта

Новые информационные технологии позволяют перенести мероприятия из стен библиотек в виртуальное пространство. С апреля 2020 года школьная библиотека организовала систему мероприятий, включающих в себя оформление виртуальных книжных выставок; проведение и участие в сетевых акциях, виртуальных турнирах эрудитов, фотофлешмобах, творческих конкурсах, интерактивных викторинах; создание буктрейлеров по книгам, проведение виртуальных экскурсий и др.

Направлениями проекта

- «Увлекательное книгопутешествие» - раздел проекта, направленный на популяризацию книги и библиотеки, повышение роли книги в развитии каждого учащегося. Библиотека предлагает своим читателям отправиться в увлекательное путешествие в мир книг и открыть для себя книгу как друга.  

- «Учение с увлечением» - одно из ключевых направлений деятельности школьной библиотеки, которое предполагает привлечение к чтению познавательной литературы, развитие любознательности, познавательной активности.

 - «Мы стихи читаем с увлечением» - направление деятельности, благодаря которому происходит активная популяризация поэзии.

- «Юбилейные приклюЧтения» - важный раздел Проекта, в котором проходит работа по привлечению к чтению книг-юбиляров и знакомство с творчеством писателей-юбиляров. Библиотека активно занимается информированием пользователей о юбилейных литературных датах, книгах-юбилярах. Используя социальные сети, сотрудник библиотеки ведет рекомендательно-библиографическую работу по пропаганде лучших произведений художественной литературы.

- «Классику читаем с увлечением» нацелено на приобщение к чтению лучших образцов художественной литературы, формирование литературного вкуса и читательских интересов.  Цель мероприятий данного направления - активизировать работу библиотек по формированию интереса к чтению классической художественной литературы, по воспитанию навыка систематического чтения.

- «Домашнее чтение с увлечением» - дистанционное библиотечное обслуживание, цель которого - привлечь детей, подростков и их родителей к совместному чтению в условиях карантина.

- «Летние чтения с увлечением» - организация досуга детей в дни летних каникул через книгу и чтение.

- «Краеведческие чтения с увлечением» -  направление проекта, ориентированное на познание историко-культурных особенностей и традиций родного края. Мероприятия данного раздела нацелены на знакомство читателей с историей родного Башкортостана, воспитание у молодого поколения чувства гордости за героическое прошлое своих земляков. Библиотека формирует у школьников интерес к родному краю, используя социальные сети.

- «Журналы и газеты читаем с интересом» - раздел проекта, включающий в себя мероприятия по популяризации периодических изданий. 

Реализация проекта

Сроки реализации проекта: 01 апреля 2020 г. – 31 мая 2021г.

Формы реализации проекта:

реализация проекта осуществляется через комплексную систему мероприятий

· проведение акций,

· презентаций,

· виртуальных книжных выставок;

· участие в творческих акциях и конкурсах издательств, социальных сетей.

Участники проекта

Данный проект состоит из трех блоков, охватывает широкий круг людей.

· Обучающиеся начальной школы (1–4 классы)

· Обучающиеся средней школы (5–11 классы)

· Педагоги и родители

Этапы  реализации проекта

1. «Увлекательное книгопутешествие»

• участие в международной акции «Книжка на ладошке»

• буктрейлер по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

• участие во Всероссийском творческом конкурсе «Путешествие с книжными героями»

• участие в акции - челлендж «КНИГА – ДРУГ»;

• участие в конкурсе рисунков «БИБЛИОТЕКА БУДУЩЕГО»;

• участие в акции «МЫ ПОСТРОИМ КНИГОГРАД!»;

• участие в акции «Витамин Ч».

 

 

2. «Учение с увлечением»  

• виртуальная выставка «Секреты здоровья открывают книги»;

• виртуальная выставка «Живи, Земля! Книги о нашей планете и о том, как её сберечь!»;

• участие в сетевой акции «Чтение – лучшее учение», посвященной Дню знаний 

• участие в виртуальном турнире эрудитов «Много читал, значит, много узнал!»

3. «Мы стихи читаем с увлечением»  

• участие в V Всероссийской акции «Читаем Евгения Баратынского».

• участие в конкурсе «ХА-ХА-ХА-ХИ-ХИ-ХИ: читают дети веселые стихи»,

• участие в Межрегиональном сетевом конкурсе чтецов «Души открытое окно»

4. «Юбилейные приклюЧтения»

• участие в Х просветительской акции «Чеховские волонтеры, или Дети читают детям» по теме «Мир чеховских героев»  

• проведение блиц - турнира «На деревню дедушке...», посвященного 160-летию А.П. Чехова

• участие во II Международной сетевой акции «Читаем Гайдара сегодня»  

• участие в сетевой акции «Читаем книги А. Линдгрен» посвящённой 65- летию книги «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

• буктрейлер по книге П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

• участие в онлайн-викторине «Тот самый Мюнхгаузен»

• буктрейлер по книге В. Астафьева «Пастух и пастушка»

• участие в акции «Сказочные фантазии Джанни Родари», посвященной 100-летию писателя

• буктрейлер по книге М. Познанской «Про Белку и Стрелку и их путешествие»

• - участие в онлайн-квесте «Преданья старины глубокой», посвященном 200-летию поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

• буктрейлер по книге Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

• участие в сетевой акции «Читаем вместе книги Альберта Лиханова»

• виртуальная выставка «Сергей Есенин» (посвящается 125-летию поэта)

• виртуальная книжная выставка «Иван Бунин», посвященная 150-летию  писателя

• участие в Межсетевой библиотечной акции «Андерсен – тур», посвященный 215-летию Г.Х. Андерсена;

 5. «Классику читаем с увлечением»

• участие I Областной акции «Читаем Гарина–Михайловского».

• участие в VI Международной акции «Читаем русскую классику»

• участие во Всероссийской акции «Заветные книги Руси»

6. «Летние чтения с увлечением»

• участие в сетевой акции «Лето на страницах детских книг»;

• участие в Межрегиональном детском творческом конкурсе «Зеленое перышко» по произведениям Нины Павловой;

• участие в Общероссийском фотоконкурсе «Вот оно какое, наше лето »

• участие вакции #Читаюгдехочу

7. Домашнее чтение с увлечением

• участие в республиканской образовательной читательской акции «Обнимем ребёнка с книгой»

• участие в фотофлешмобе «Бабушкины сказки»

• участие в интерактивной викторине «Книжные папы»;

• участие в фотоакции «БРАТИШКИ – СЕСТРЕНКИ»;

• участие в сетевой акции «В объективе – читающая семья»;

• участие в сетевой акции «Сидим дома не скучаем, книги лучшие читаем»

• участие во флешмобе   #Ядома_ЯЧитаю;

• участие в сетевой акции «Читаю дома на карантине»;

• участие в акции-челлендже «Побудь Обломовым».

• участие во Всероссийской читательской акции «Обнимем ребенка с книгой!»

8. «Краеведческие чтения с увлечением»

• участие в сетевой акции «Писатели земли моей родной»,

• оформление виртуальной выставки «Жизнь и творчество Мажита Гафури» (https://vk.com/club175048351?w=wall-175048351_2876);

• участие в Межрегиональной акции «Читаем Мажита Гафури», посвященной 140-летию Народного поэта Республики Башкортостан Мажита Гафури;

• участие в I Межрегиональной сетевой акции «Читаем башкирский народный эпос «Урал батыр»;

• оформление виртуальной выставки «Подвигом славны мои земляки» (посвящается И.И. Рыбалко)

• урок–реквием «И это все о нем» (посвящается И.И. Рыбалко)

• урок мужества и памяти «Нам земляки Победу подарили»

9. «Журналы и газеты читаем с интересом»

• участие в сетевой акции «Журналы и газеты на все интересы»

• участие в Международном конкурсе «Дети читают Заходера» в рамках проекта «Литературная одиссея» детского издания «Классный журнал»

• Участие в викторине «Великая Победа», организованной журналом «Филиппок»

 

 

Бюджет проекта.

Для реализации проекта библиотека имеет: помещение, мебель, книжный фонд ноутбук, МФУ, виртуальное пространство сообщество «Школьная библиоша». Для осуществления проекта требуется приобрести в библиотеку: проектор и мультимедийный экран, радиомикрофоны, тюнер.

Смета приблизительных расходов, представлена в таблице 1.1

 

Таблица 1.1– Смета расходов

Наименование расходов Сумма
Бумага (материалы для оформления рекламных объявлений, памяток, стендов, афиш, обработки данных) 3 000
Проектор, мультимедийный экран 30 000
Радиомикрофоны, тюнер 9 000
Итог 42 000

 

Партнеры проекта:

Модельная библиотека №13 ЦСМБ г.Уфы (зав. библиотекой Назарова Г.Ф.),  

Детская библиотека №19 ЦСМДБ г.Уфы (зав. библиотекой Дусеева Э.Р.),

Детская библиотека №39 ЦСМДБ г.Уфы (ведущий библотекарь Шеппе О.В.)

Итоги проекта:

В результате реализации проекта используемые интерактивные методы и формы работы позволили:

• приобщить детей и подростков к чтению лучших произведений литературы различных жанров: стихам, прозаическим произведениям, познавательным изданиям, и т.д.

• организовать активную работу по продвижению лучших образцов классической и современной детской литературы;

• стимулировать познавательную активность детей;

• популяризировать среди учащихся поэзию и современные периодические издания;

• привлечь к домашнему и семейному чтению в условиях карантина;

• организовать досуг детей и подростков через книгу и чтение в летний период;  

• формировать у школьников интерес к родному краю;

• стимулировать творческую активность детей и подростков.  

Оценка результатов проекта:

• Интерактивные, презентационные, мультимедийные, мобильные формы проведения мероприятий позволили освоить новый формат общения с читателем – наладить более живой процесс общения с ним.

• Реализация проекта позволила расширить границы библиотеки, выйти за пределы ее физической сущности.

Заключение

 

Участвуя в различных творческих акциях и конкурсах, дети через книгу и чтение раскрывают свои творческие способности. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Отличительной особенностью проекта является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка. Каждый участник проекта может стать художником, поэтом, артистом и реализовать своё творческое начало через деятельность по созданию различных произведений читательского творчества.

Таким образом, благодаря виртуальному пространству у библиотек появилась возможность активно работать с удаленными пользователями и предоставлять им информацию через мультимедийные продукты.

Благодаря проекту у библиотеки появились возможности по стимулированию читательской активности. В условиях мультимедийности библиотека становится активным участником преодоления информационного хаоса, упорядочения информационных потоков, активизации чтения посредством мультимедиа и новых информационных технологий, а также способствовать развитию межчитательского общения.

Мультикультура открыла новые возможности библиотеки, потребовала ее адаптации к новым условиям, пересмотра задач и инструментов деятельности и, что не менее важно, переосмысления идеологии взаимодействия с читателями.

Список литературы

1. Васильева, Л.И. Продвижение детского чтения в школьных библиотеках Югры: внедрение инноваций / Л.И. Васильева // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №11 (55). – С. 620-630.

2. Ильина, М.В. Библиотека как пространство творческого развития личности / М. В. Ильина, Г. В. Иванина // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - №4-1 (40). -  С. 43-45.

3. Инновации в современной библиотеке: социальные сети и мультимедийные технологии / Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, научно–методический отдел; сост. А.З. Позин. – Краснодар, 2020. – 83 с.

4. Качева, Е.В. Роль и место сетевых библиотечных проектов в образовательном процессе школы / Е.В. Качева // Вестник ЧГАКИ. - 2017. - №2 (50). – С. 61-69. 

5. Олефир, С.В. Библиотеки для детей и подростков и личное информационно-образовательное пространство ребенка / С.В. Олефир // Вестник ЧГАКИ. - 2012. - №3 (31). – С. 22-26.

6. Третьяков, А.Л. Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки / А.Л. Третьяков // Педагогическое искусство. - 2017. - №2. – С. 108-114.  

им. Героя Советского Союза И.И. Рыбалко»

Городского округа город Уфа

Республика Башкортостан

БИБЛИОТЕКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.111 с.)