Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления словарной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР
Развитие словаря в рамках реализации программного содержания различных образовательных областей осуще по следующим направлениям: 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Основную часть лексики составляют слова, выраженные существительными, прилагательными, глаголами, числительными, наречиями. Эти слова служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Большую трудность для усвоения ребенком с ТНР представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики (они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете). Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления». 2. Закрепление и уточнение словаря. У детей с ТНР слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов (например, словом платье могут называть и юбку, и сарафан). Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с предметами, дальнейшее овладение обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. В специальном закреплении, прежде всего, нуждаются слова, трудные для детей: отвлеченные и собирательные существительные, числительные, относительные прилагательные (городской, пассажирский, железнодорожный), слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик) и т. д. Наряду с закреплением словаря осуществляется уточнение смысла слова и углубление его значения.
32. Развитие словаря у детей дошкольного возраста с ТНР в процессе проведения занятий и в повседневной жизни Дети дошк возраста с ТНР на занятиях по различным образоват областям усваивают: ♦ бытовой словарь: названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
♦ природоведческий словарь: названия объектов живой и неживой природы, растений, животных; ♦ обществоведческий словарь: слова,обозначающие явленияобщественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); ♦ эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный): слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок): образования синонимов (пришли приплелись, засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый). ♦ лексика, обозначающая время, пространство, количество; ♦ слова-названия действий, состояний, признаков (цвет, форма,величина, вкус), свойства и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Словарная работа в процессе формирования элементарных математических представлений: ü детей с ТНР учат распознавать величины предметов, а также правильно отражать свои представления в слове: шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, поскольку детям с ТНР свойственным использование слов: больше - меньше, большой - маленький, вместо широки - узкий, высокий – низкий; ü дети осваивают словарь временных обозначений: день, утро, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев; ü уточняется понимание а) глаголов и умение использовать их в математических операциях (например, таких глаголов, как объединить, прибавить, отнять, измерить, разделить и др.); б) существительных, используемых как в повседневной жизни, так и в математике (например, размер, форма, длина, действие, результат, целое, часть, сравнение и т. д.); в) специфической математической терминологии, т. е. вербальных обозначений математических понятий, компонентов математических действий: сумма, слагаемое, вычитаемое, разность, уменьшаемое.
Последовательность овладения словарем в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира: ü Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом. ü Обогащение словаря за счет понимания слов, обозначающих детали предметов и явлений, их отношения, качества, свойства (на основе сравнения с противоположным: тяжелый — легкий, твердый — мягкий). ü Введение в лексикон слов, обозначающих понятия, что предполагает формирование умения обобщать предметы по существенным признакам. Овладение словарём в процессе ознакомления с природой: ü у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы, которые формируются, выражаются с помощью речи; ü обогащается и активизируется словарный запас о растениях, их строении, характерных признаках, условиях роста; ü формируются представления, обогащается словарь о домашних, диких животных и их детенышах, особенностях их внешнего вида, способами передвижения и питания; ü углубляются и систематизируются представления о временах года, сезонных изменениях в жизни растений и животных, труде людей, которые формируются и выражаются с помощью речи; Овладение словарём в процессе занятий физической культурой: ü обогащается словарный запас детей названиями частей тела, действий, игр, направлений движений, а также названиями спортивного оборудования, его назначения; ü организуются разнообразные ситуации для уточнения и закрепления значений слов, использования их в речи; ü широко используются словесные инструкции различной сложности. Овладение словарём в процессе конструктивной деятельности детей учат: ü называть используемые предметы, рассказывать о выполняемом действии; ü определять расположение частей (понимая и употребляя выражения: внизу—наверху, справа—слева, дальше—ближе, рядом); ü сравнивать различные объекты, активизируя словарь прилагательных (длинный—короткий, высокий—низкий) и др.; Овладение словарём в процессе изобразительной деятельности: ü осущ работа по обогащению и активизации словарного запаса детей; ü закрепляется умение называть предметы, их признаки, назначение, комментировать выполняемые действия;
33. Значимость, задачи и направления формирования грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с ТНР Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Задачи по развитию грамматического строя детей с ТНР: · закрепление и повторение грамматических категорий, которые ребенок усвоил на коррекционных занятиях;
· закрепление на занятиях опыта речевых навыков, грамматических конструкций, которые ребенок усвоил на коррекционных занятиях; · формирование положительных навыков речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения, обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений; · систематическое контролирование грамматической правильности речи детей. Основные направления работы по развитию грамматического строя речи: · обогащение речи дошкольников с ТНР грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи; · расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение); · развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
34. Работа воспитателя по формированию грамматической стороны речи в процессе проведения занятий и в повседневной жизни Задачи воспитателя по развитию грамматического строя детей с ТНР:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.011 с.) |