Направления словарной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления словарной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР



Развитие словаря в рамках реализации программного содержания различных образовательных областей осуще по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ра­нее неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (назва­ние предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Основную часть лексики составляют слова, выраженные суще­ствительными, прилагательными, глаголами, числительными, наречиями. Эти слова служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подле­жащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Большую трудность для усвоения ребенком с ТНР представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики (они называют отвлеченные чис­ла или порядок предметов при счете). Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по образо­вательной области «Элементарные математические представле­ния».

2. Закрепление и уточнение словаря. У детей с ТНР слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов (например, словом платье могут называть и юбку, и сарафан). Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием на основе точ­ного соотнесения с предметами, дальнейшее овладение обобще­нием, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В специальном закреплении, прежде всего, нуждаются слова, трудные для детей: отвлеченные и собирательные существитель­ные, числительные, относительные прилагательные (городской, пассажирский, железнодорожный), слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскава­торщик) и т. д.

Наряду с закреплением словаря осуществляется уточнение смысла слова и углубление его значения.

 

32. Развитие словаря у детей дошкольного возраста с ТНР в процессе проведения занятий и в повседневной жизни

Дети дошк возраста с ТНР на занятиях по различным образоват областям усваивают:

бытовой словарь: названия игрушек, посуды, мебели, одеж­ды, предметов туалета, пищи, помещений;

природоведческий словарь: названия объектов живой и не­живой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь: слова,обозначающие явленияобщественной жизни (труд людей, родная страна, националь­ные праздники, армия и др.);

эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный): слова, эмоциональная значимость которых создается при помо­щи словообразовательных средств (голубушка, голосок): образо­вания синонимов (пришли приплелись, засмеялисьзахихи­кали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый).

лексика, обозначающая время, пространство, количество;

слова-названия действий, состояний, признаков (цвет, фор­ма,величина, вкус), свойства и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, по­суда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные по­нятия (добро, зло, красота и др.).

Словарная работа в процессе формирования элементарных математических представле­ний:

ü детей с ТНР учат распознавать величины предметов, а также правильно отражать свои представления в слове: шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, поскольку детям с ТНР свойственным использование слов: больше - меньше, большой - маленький, вместо широки - узкий, высокий – низкий;

ü дети осваивают словарь временных обозначений: день, утро, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев;

ü уточняется понимание а) глаголов и умение использовать их в математических операциях (например, таких глаголов, как объединить, прибавить, отнять, измерить, разделить и др.); б) существительных, используемых как в повседневной жизни, так и в математике (например, размер, форма, длина, действие, результат, целое, часть, сравнение и т. д.); в) специфической математической терминологии, т. е. вербальных обозначений математических понятий, компонентов математических действий: сумма, слагаемое, вычитаемое, разность, уменьшаемое.

 

 

Последовательность овладения словарем в процессе ознакомления с предметами и явлениями окру­жающего мира:

ü Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом.

ü Обогащение словаря за счет понимания слов, обознача­ющих детали предметов и явлений, их отношения, качества, свойства (на основе сравнения с противоположным: тяжелыйлегкий, твердый — мягкий).

ü Введение в лексикон слов, обозначающих понятия, что предполагает формирование умения обобщать предметы по су­щественным признакам.

Овладение словарём в процессе ознакомления с природой:

ü у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаи­мозависимости объектов и явлений природы, которые формируются, выражаются с помощью речи;

ü обогащается и активизируется словарный запас о растениях, их стро­ении, характерных признаках, условиях роста;

ü формируются представления, обогащается словарь о домашних, диких животных и их детены­шах, особенностях их внешнего вида, способами передвиже­ния и питания;

ü углубляются и систематизируются представления о временах года, сезонных изменениях в жизни растений и животных, тру­де людей, которые формируются и выражаются с помощью речи;

Овладение словарём в процессе занятий физической культурой:

ü обогащается словарный запас детей названиями частей тела, действий, игр, направлений движений, а также названиями спортивного оборудования, его назначения;

ü организуются разнообразные ситуации для уточнения и закрепления значений слов, использования их в речи;

ü широко используются словесные инструкции различной сложности.

Овладение словарём в процессе конструктивной деятельности детей учат:

ü называть используемые предметы, рассказывать о выполняемом действии;

ü определять расположение частей (понимая и употребляя выражения: внизу—наверху, справа—слева, дальше—ближе, рядом);

ü сравнивать различные объекты, активизируя словарь прилагательных (длинный—короткий, высокий—низкий) и др.;

Овладение словарём в процессе изобразительной деятельности:

ü осущ работа по обогащению и активизации словарного запаса детей;

ü закрепляется умение называть предметы, их признаки, назначение, комментировать выполняемые действия;

 

33. Значимость, задачи и направления формирования грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с ТНР

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

Задачи по развитию грамматического строя детей с ТНР:

· закрепление и повторение грамматических категорий, которые ребенок усвоил на коррекционных занятиях;

· закрепление на занятиях опыта речевых навыков, грамматических конструкций, которые ребенок усвоил на коррекционных занятиях;

· формирование положительных навыков речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения, обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений;

· систематическое контролирование грамматической правильности речи детей.

Основные направления работы по развитию грамматического строя речи:

· обогащение речи дошкольников с ТНР грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

· расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);

· развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

 

 

34. Работа воспитателя по формированию грамматической стороны речи в процессе проведения занятий и в повседневной жизни

Задачи воспитателя по развитию грамматического строя детей с ТНР:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.011 с.)