Большое внимание уделяется правильному выбору игры: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большое внимание уделяется правильному выбору игры:



-учитывается время и место ее проведения, -количество играющих

-имеющийся у них двигательный опыт.

Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

Основные методические рекомендации к проведению подвижных игр:

-знать наизусть ход и правила игры;

- помнить, что игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

- вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п.

- подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт.

- начинать обучение играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель).

- переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

- следить за дозировкой физической нагрузки.

- использовать как можно больше народного фольклора, т.е. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка.

- заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению.

- обязательно подвести итог игры.

Прежде чем педагог предложит детям с ТНР подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

v Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.

v Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания.

v Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом.

v Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Приёмы повышения эмоциональной активности детей в процессе проведения игр с правилами путём использования:

-игровых мотиваций (например, «Давай поможем медвежонку»);

-сюрпризных моментов;

-игровых атрибутов и сказочных персонажей;

-музыкального сопровождения.

 

37. Требования к занятиям по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация и т.д.

a При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Напр: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слов.

a Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».

a На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

- побуквенное чтение;

- искажение слоговой структуры слова;

- резко замедленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного;

- замены букв при письме;

- пропуски согласных звуков (букв) в стечениях;

- слияние двух или нескольких слов в одно слово;

- стойкие орфографические ошибки.

a Детям с ТНР для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

a На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.

Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

a В занятия по обучению грамоте следует включать использование сказочных персонажей. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Например, сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

a На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

21. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР

Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях специального дошкольного учреждения и группы для детей с ОНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована

Совместная деятельность учителя-логопед а и воспитателя группы для детей с ОНР предполагает:

ü оформление речевого уголка

ü подбор настольно-печатных игр

ü консультации (плановые и внеплановые)

ü родительские собрания (не реже трёх раз в год)

ü консультации для родителей (online-консультации)

 

 

22. Содержание и характеристика основных этапов осуществления взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда.

 

Совместную работу учителя-логопеда и воспитателей можно разделить на 3 этапа:

На организационном этапе учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии, обследует речь детей, заполняет речевые карты. После результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителя-логопеда. Учитель-логопед даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Учитель-логопед информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с НР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с дошкольниками, расписания занятий с детьми, плана работы с пед коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и на­правлениях коррекционно-пед работы.

 Основной этап предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осущ коррекционно-пед работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию.

Занятия воспитателя могут предшествовать лого занятиям или проводиться после них.

Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум, который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность.

Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с ТНР вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.    

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

На  этапе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей.

Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения, а также представителями ПМПК. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Задачи воспитания и обучения детей с ТНР в дошколь­ном учреждении будут успешно решены при условии со­вместной реализации общевоспитательных и коррекционно-развивающих задач. При этом необходима тесная координа­ция усилий учителя-логопеда и воспитателя, преемственность в их работе.

 

23. Закрепление речевых навыков детей дошкольного возраста с ТНР в процессе проведения воспитательных занятий.

Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Занятия воспитателя могут предшествовать логопедическим занятиям или проводиться после них.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение худ литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных матем представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Напр, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание.

На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, и т. д.).

Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д.

Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Кроме того, используются такие приёмы, как:

• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;

• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;

• опосредованное общение через игрушку;

• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;

• составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;

• чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.

Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях. Для этого используются:

• оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;

• ответы на вопросы, обращения ребёнка;

• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;

• совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого;

• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

 

24. Закрепление воспитателем речевых навыков детей дошкольного возраста с ТНР в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с ТНР вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д.

    Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Напр, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…).

В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.

Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой моторики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши; тренирует в застёгиваний и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков.

 У детей с ОНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;

• предложение кому-то из детей исправить ошибки;

• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.049 с.)