Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большое внимание уделяется правильному выбору игры:
-учитывается время и место ее проведения, -количество играющих -имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей. Основные методические рекомендации к проведению подвижных игр: -знать наизусть ход и правила игры; - помнить, что игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями. - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п. - подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт. - начинать обучение играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель). - переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм. - следить за дозировкой физической нагрузки. - использовать как можно больше народного фольклора, т.е. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка. - заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению. - обязательно подвести итог игры. Прежде чем педагог предложит детям с ТНР подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. v Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. v Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания. v Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. v Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах. Приёмы повышения эмоциональной активности детей в процессе проведения игр с правилами путём использования: -игровых мотиваций (например, «Давай поможем медвежонку»); -сюрпризных моментов; -игровых атрибутов и сказочных персонажей; -музыкального сопровождения.
37. Требования к занятиям по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР
Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация и т.д. a При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Напр: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слов. a Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение». a На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом: - трудности слияния звуков в слоги и слова; - взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих); - побуквенное чтение; - искажение слоговой структуры слова; - резко замедленный темп чтения; - нарушение понимания прочитанного; - замены букв при письме; - пропуски согласных звуков (букв) в стечениях; - слияние двух или нескольких слов в одно слово; - стойкие орфографические ошибки. a Детям с ТНР для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.
a На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника. a В занятия по обучению грамоте следует включать использование сказочных персонажей. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Например, сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение. a На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства. 21. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях специального дошкольного учреждения и группы для детей с ОНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована Совместная деятельность учителя-логопед а и воспитателя группы для детей с ОНР предполагает: ü оформление речевого уголка ü подбор настольно-печатных игр ü консультации (плановые и внеплановые) ü родительские собрания (не реже трёх раз в год) ü консультации для родителей (online-консультации)
22. Содержание и характеристика основных этапов осуществления взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда.
Совместную работу учителя-логопеда и воспитателей можно разделить на 3 этапа: На организационном этапе учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии, обследует речь детей, заполняет речевые карты. После результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителя-логопеда. Учитель-логопед даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Учитель-логопед информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с НР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с дошкольниками, расписания занятий с детьми, плана работы с пед коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-пед работы. Основной этап предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осущ коррекционно-пед работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Занятия воспитателя могут предшествовать лого занятиям или проводиться после них. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум, который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность.
Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях. Закрепление усвоенных речевых умений у детей с ТНР вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом. На этапе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей. Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения, а также представителями ПМПК. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Задачи воспитания и обучения детей с ТНР в дошкольном учреждении будут успешно решены при условии совместной реализации общевоспитательных и коррекционно-развивающих задач. При этом необходима тесная координация усилий учителя-логопеда и воспитателя, преемственность в их работе.
23. Закрепление речевых навыков детей дошкольного возраста с ТНР в процессе проведения воспитательных занятий. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Занятия воспитателя могут предшествовать логопедическим занятиям или проводиться после них.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение худ литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных матем представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Напр, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, и т. д.). Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д. Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Кроме того, используются такие приёмы, как: • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого; • создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого; • опосредованное общение через игрушку; • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним; • составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам; • чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого. Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях. Для этого используются: • оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.; • ответы на вопросы, обращения ребёнка; • совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей; • совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого; • приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.
24. Закрепление воспитателем речевых навыков детей дошкольного возраста с ТНР в режимных моментах. Закрепление усвоенных речевых умений у детей с ТНР вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Напр, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…). В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой моторики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши; тренирует в застёгиваний и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков. У детей с ОНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как: • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности; • предложение кому-то из детей исправить ошибки; • повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.049 с.) |