C редства формирования звуковой стороны речи дошкольников с ТНР, используемые воспитателем: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

C редства формирования звуковой стороны речи дошкольников с ТНР, используемые воспитателем:



Ø игры (со звукоподражанием, дидактические игры, подвижные и хороводные игры, игры-инсценировки), чистоговорки; скороговорки; загадки; пословицы;

поговорки; стихи; считалки.

игры. С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала.      

Широко используются дидактические, подвижные и хороводные игры. Начиная с младшей группы используются игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности.

Чистоговорки и скороговорки, как правило, небольшие по объему и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов и слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки – скоро, быстро. Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном.

Простые загадки можно предлагать детям уже на третьем году жизни, но при этом необходимо учитывать, хорошо ли они знают те предметы, о которых идет речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки.

пословицы и поговорки. Они используются для закрепления звуков, для развития фонематического восприятия.

стихи и считалки. Заучивая специально подобранные стихи, одновременно дети расширяют свои представления об окружающем. Разучивая стихотворения о природных явлениях, дети усваивают интонационные средства выразительности.

При воспитании звуковой культуры речи в процессе реализации содержания различных образовательных областей у детей с ТНР применяются такие методические приемы, как:

1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. При отраженной речи воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их.

2. Хоровая речь.

3. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.

4. Рассказ-драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала.

6. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

Развитие звуковой культуры речи на занятиях по физической культуре. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Важную роль в усвоении ребенком звуковой культуры речи является правильная речь воспитателя.

Требования к речи воспитателя:

· правильно произносить все звуки родного языка;

· четко произносить и артикулировать звуки;

· ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

· строго придерживаться в речи орфоэпических норм (правильно ставить ударения в словах);

· использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, темп, логическое ударение, паузы);

· в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа с умеренной громкостью;

· использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.004 с.)