Бидарова Ф.Н., Теунова Е.А., Рубаева Ж.С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бидарова Ф.Н., Теунова Е.А., Рубаева Ж.С.



Кафедра фармации

Бидарова Ф.Н., Теунова Е.А., Рубаева Ж.С.

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) по фармацевтической технологии

(3 курс 6 семестр)

ВЛАДИКАВКАЗ-2016

Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола  

 

от «    »                    201  г.

 

 

Методические рекомендации предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3 курса (6 семестр) фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии по фармацевтической технологии.

 

Составитель:

 

зав. кафедрой фармации                                                  Бидарова Ф.Н.

 

ассистент кафедры фармации                                           Теунова Е.А.

 

ассистент кафедры фармации                                                    Рубаева Ж.С.

 

 

Рецензенты:    

                             

декан фармацевтического факультета

ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский

государственный университет

им. К.Л. Хетагурова», к.ф.н., доц.                                   Морозов В.А.  

                                                                                                      

 

доц. кафедры фармации

ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России, к.ф.н.                        Цахилова Е.Н.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по фармацевтической технологии 6 семестр 3 курс

Занятие № 1

 

I. Тема: Фармацевтическая технология как наука. Государственное нормирование производства и изготовления лекарственных препаратов.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Определение фармации. Основные ее разделы.

2. Цель и основные задачи фармацевтической технологии.

 

3. Цель занятия:

 

Студент должен знать: 1. Определение фармации. Основные ее разделы. 2. Цель и основные задачи фармацевтической технологии. 3. Приказ МЗ РФ от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». 4. Приказ МЗ РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 51-58 с.

2. Приказ МЗ РФ от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

3. Приказ МЗ РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств»

4. Лекция №1

 

 

http://harupharma.ru/

http://webapteka.ru/

http://www.recipe.ru   http://www.pharmvestnik.ru -

Студент должен уметь:   1. Различать формы рецептурных бланков для различных групп выписываемых лекарственных препаратов. 2. Осуществлять экспертизу рецептурных бланков по правильности заполнения.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию. (письменно в тетрадях)

1. Фармация.

2. Фармацевтическая технология.

3. Цели и задачи фармацевтической технологии.

4. Важнейшие рецептурные сокращения.

5.Составьте три тестовых задания по образцу

Форма специального рецептурного бланка на наркотическое лекарственное средство предназначена для прописывания лекарственных препаратов

а) бесплатно или на льготных условиях

б) содержащих наркотические лекарственные средства из Списка № 2 ФЗ

в) содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества из Списков № I и № 2 ПККН

г) содержащих психотропные вещества из Списка № 3 ФЗ

д) анаболических гормонов

Подготовить сообщение «Новости фармации»» из Интернета или из фармацевтических журналов

1. Функции и структура рецептурного бланка.

2. Фармацевтическая экспертиза рецептурного бланка.

7. Тестовые задания для самоконтроля.

 

Если врач в рецепте превысил разовую или суточную дозу ядовитого или сильнодействующего вещества, не оформив превышение соответствующим образом, провизор-технолог:

а) уменьшит количество лекарственного вещества в соответствии со средней терапевтической дозой;

б) вещество введет в состав лекарственного препарата в дозе, указанной в ГФ, как высшая;

в) лекарственный препарат не изготовит;

г) вещество в состав лекарственного препарата введет в половине дозы, указанной в ГФ, как высшая;

д) вещество введет в половине дозы, выписанной в рецепте.

 

Ж) штамп ЛПУ

 

 

8. Форма № 148-1/у-88 предназначена для прописывания всех лекарств, кроме:

а. обладающих анаболическим действием

б. отпускаемых бесплатно или на льготных условиях

А. дата выписки

Г. способ применения

Е. ФИО врача

Ж. штамп ЛПУ


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по фармацевтической технологии 6 семестр 3 курс

Занятие № 3

 

1. Тема: нормирование состава стандартных прописей лекарственных препаратов. ГФ, ФС, ВФС, GMP, технологические регламенты. Контроль качества лекарственных препаратов, изготавливаемых в аптеках.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Фармация. Фармацевтическая технология.

2. Цели и задачи фармацевтической технологии.

 

3. Цель занятия:

 

Студент должен знать: 1. Фармация. Основные разделы фармации. 2. Фармацевтическая технология как наука. 3. Основные термины и понятия фармацевтической технологии. 4. Современная концепция фармацевтической технологии. 5. Правовое регулирование производства, отпуска и хранения лекарственных препаратов. 6. Внутриаптечный контроль лекарственных средств, изготовляемых в аптеке.

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 46-58.

2. Государственная фармакопея СССР, X издание. - М.: Медицина, 1968.

3. Лекция №2.

 

 

http://harupharma.ru/

http://webapteka.ru/

http://www.recipe.ru   http://www.pharmvestnik.ru -

Студент должен уметь: 1. Различать формы рецептурных бланков для различных групп выписываемых лекарственных препаратов. 2. Осуществлять экспертизу рецептурных бланков по правильности заполнения.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию. (письменно в тетрадях)

1. Фармацевтическая технология.

2. Предельно допустимые количества лекарственных средств для выписывания на один рецепт.

3. Важнейшие рецептурные сокращения.

5.Составьте три тестовых задания по образцу

Б. врач

в. зубной врач

Г. провизор

В аптеку доставили посуду из инфекционного отделения больницы. Предстерилизационная обработка посуды, изделий и объектов в соответствии с действующей инструкцией по санитарному режиму будет включать виды деятельности

а) удаление белковых веществ

б) удаление жировых веществ

в) удаление механических включений

г) моюще-дезинфицирующую обработку

д) все вышеперечисленное

Утверждение, что «GMP (Good manufacturing practices) - это единая система требований по организации производства и контролю качества от начала переработки сырья до получения готового лекарственного препарата»

а) верно

б) ошибочно

в) требует уточнения

г) находится в стадии разработки

д) входит в содержание ФЗ РФ «О лекарственных средствах»

Занятие № 5

 

1. Тема: операции дозирования в технологии лекарственных форм. Устройство весов.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Определение фармации. Основные ее разделы.

2. Цель и основные задачи фармацевтической технологии.

3. Определение объема, зная массу вещества.

4. Мерные приборы на «налив» и на «вылив».

5. Разновидности весов в фармацевтической практике.

 

3. Цель занятия:

Студент должен знать: 1. Понятие дозирования? Разновидности дозирования? 2. Типы весов, применяющихся для отвешивания лекарственных средств. 3. Метрологические характеристики весов: устойчивость, чувствительность, верность, постоянство показаний. Определение этих величин. 4. Устройство тарирных и ручных весов? 5. Гири граммового и миллиграммового разновесов и уход за ними. Сроки проверки весов и разновесов. 6. Правила взвешивания лекарственных веществ на ручных и тарирных весах в зависимости от консистенции. Техника тарирования при взвешивании. 7. Дозирование каплями. Стандартный и эмпирический каплемер. 8. Калибровка. Правила работы с каплимером.

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 119-126 с.

2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006. – 31-40 с.

Студент должен уметь: 1. Дозировать по массе, объему и каплям. 2. Тарировать весы. 3. Калибровать каплемер в соответствии с НД.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию. (письменно в тетрадях)

1. Каковы метрологические характеристики весов?

2. Какие мерные приборы используют в аптеке для дозирования жидкостей?

3. Как провести калибровку нестандартного каплемера?

5.Составьте три тестовых задания по образцу

Метрологическое свойство весов показывать наличие минимальной разницы между грузом и разновесом называют:

а) устойчивостью;       в) верностью;

б) чувствительностью; г) постоянством показаний.

6.Тестовые задания для самоконтроля.

 

1. В аптеках для дозирования по массе используют, главным образом, весы:

а) пружинные;

б) рычажные;

в) технические;

г) 2 класса точности;

д) электронные.

 

2. Показания рычажных весов от географической широты:

а) зависит;

б) не зависит.

 

Занятие № 6

 

I. Тема: порошки как лекарственная форма. Классификация порошков. Основные правила измельчения, смешивания порошков. Общие правила выписывания, изготовления, хранения и отпуска порошков. Оценка качества. Дозирование, фасовка, упаковка. Совершенствование технологии.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Способы выписывания рецептов.

2. Фармацевтическая экспертиза рецептурного бланка.

3. Номенклатура веществ, находящихся на ПКУ.

 

3. Цель занятия:

 

Студент должен знать: 1. Порошки как лекарственная форма, их характеристика. Положительные и отрицательные стороны. Требования к порошкам. 2. Классификация порошков, способы их выписывания. 3. Технологические стадии приготовления порошков, их характеристика: порошкование, просеивание, смешивание, дозирование и упаковка. 4. Особенности приготовления порошков в состав которых входит вещества списка «Б». 5. Упаковочный материал и тара для порошков. Требования, предъявляемые к упаковочному материалу. 6. Контроль качества порошков. Нормы допустимых отклонений.

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 155-187 с.

2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006. – 48-83 с.

3. Государственная фармакопея СССР.- ХI изд.-М.: «Медицина»,1990,вып.2.-С.150.

 

Дополнительная:

Технология лекарственных форм. Изготовление лекарственных препаратов: учебник - Гаврилов С.А. – 2010 г., 234-273 с.

Студент должен уметь: 1. готовить порошки в условиях аптеки: рассчитывать количество лекарственных веществ и массу порошков по прописи; 2. отвешивать, измельчать и смешивать лекарственные вещества, исходя из правил приготовления сложных порошков; 3. упаковывать и оформлять порошки к отпуску; 4. оценивать качество порошков на стадии приготовления и готовых по технологическим показателям, руководствуясь требованиями ГФ.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию. (письменно в тетрадях)

1. Разделительный и распределительный способ прописывания порошков? Расчет количества ингредиентов?

2. Оценка качества порошков?

5. Решите в тетрадях задачу, соответствующую вашему порядковому номеру. Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта, оформить ППК прописи:

1) Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

          Глюкозы 0,5

          Тиамина бромида 0,05

          Смешай, чтобы образовался порошок

          Выдай такие дозы числом 30

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

2) Возьми: Рибофлавина

Тиамина бромида поровну по 0,01

Кислоты аскорбиновой 0,15

Сахара 0,2

Смешай, чтоб образовался порошок.

Дай такие дозы числом 6

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день после еды.

3) Возьми: Стрептоцида

Глюкозы

Кислоты борной поровну по 0,2

Смешай, пусть будет сделан порошок

Дай такие дозы числом 6

Обозначь: Для вдуваний.

4) Возьми: Анальгина

Бутадиона поровну по 0,1

Фитина 0,15

Смешай, чтоб образовался порошок.

Дай такие дозы числом 6

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день (ребенку 12 лет)

5) Возьми: Ментола 0,02

Магния оксида

Анальгина поровну по 0,2

Смешай, чтоб образовался порошок

Дай такие дозы числом 6

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день

6) Возьми: Терпингидрата 1,25

Натрия гидрокарбоната 1,5

Кодеина фосфата 0,05

Смешай, чтобы образовался порошок

Раздели на равные части числом 5

Выдай. Обозначь: По 2 порошка в день.

7) Возьми: Крахмала

Талька поровну 10,0

Смешай. Выдай. Обозначь: Для присыпок.

8) Возьми: Анестезина 2,0

          Висмута субнитрата основного 3,0

          Смешай, чтобы образовался порошок.

          Раздели на равные части числом 10.

          Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

9) Возьми: Анестезина 5,0

          Крахмала 40,0

          Смешай. Выдай. Обозначь: Присыпка.

10) Возьми: Кислоты ацетилсалициловой 0,5

                 Коффеина-натрия бензоата 0,1

                 Смешай, чтобы образовался порошок

                 Выдай таких доз номером 10.

                 Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

11) Возьми: Цинка оксида 10,0

Глины белой 20,0

Смешай. Выдай. Обозначь: Присыпка

 

6. Тестовые задания для самоконтроля.

 

Выберите правильный ответ.

Формула А D = k ∆ V выражает:

А. Объединенную теорию измельчения (П.А. Ребиндера)

В. Объемную теорию измельчения

С. Поверхностную теорию измельчения

 

Выберите ответ по коду.

На качество смешивания порошков влияют:

1. окраска компонентов время смешения

2. наличие вспомогательной жидкости

3. колебания температуры воздуха ±1-20 С

4. размер ступки и пестика.

Выберите правильный ответ.

В технологии порошков по прописи отсутствуют стадии:

Пропись Стадия
Возьми: Стрептоцида 0,5           Дай таких доз числом 15.           Обозначь. Принимать по 1 порошку 3 раза в день. А измельчения В   смешивания С просеивания D дозирования Е упаковки

Установите соответствие.

Лекарственное вещество Свойства лекарственного вещества, определяющие технологию порошков.
1. Скополамина гидробромид А трудноизмельчаемое вещество
2. Ментол В красящее
3. Фурацилин С список А
4. Тальк D легкопылящее, легкоподвижное вещество
5. Метиленовый синий  

Выберите правильный ответ.

Количество вспомогательной жидкости (спирта этилового 95% или эфира диэтилового), необходимое для измельчения трудноизмельчаемого вещества по прописи:

Пропись

Количество капель

  спирта эфира
Возьми: Кислоты борной 1,5            Танина 2,0            Цинка оксида            Талька поровну по 10,0            Смешай, чтобы получился порошок.            Дай. Обозначь. Присыпка. А 15 В 23 С 11 D 8 Е 2 23 15 8 12 3

Выберите ответ по коду.

Согласно рецепту каждый из приготовленных четырех порошков должен иметь массу 0,43 г. Удовлетворительно приготовленными считаются порошки массой:

1. 0,44

2. 0,45

3. 0,41

4. 0,40

Отклонение, допустимое в массе порошков 0,31-1,0 г, составляет ± 5% (по ГФ Х1).

Выберите правильный ответ.

Порошки, содержащие фенилсалицилат, упаковывают в капсулы из:

A писчей бумаги

B пергаментной бумаги

C парафинированной бумаги

D вощаной бумаги

E любые из вышеперечисленных

 

Выберите правильный ответ.

Относительная ошибка взвешивания (%) 0,3 г кислоты ацетилсалициловой на ВСМ-5 составляет:

A 1,33

B 1,0

C 3,3

D 0,16

E 0,33

Допустимая погрешность для ВСМ-5:

Занятие № 7

 

I. Тема: технология порошков красящими, пахучими, трудноизмельчаемыми веществами и экстрактами. Оценка качества. Дозирование, фасовка, упаковка.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Порошки как твердая лекарственная форма.

2. Основные стадии изготовления порошков.

3. Упаковка порошков, в зависимости от физико-химических свойств лекарственных веществ, входящих в их состав.

 

3. Цель занятия:

 

Студент должен знать: 1. Способы приготовления порошков, в состав которых входят сухие, густые, жидкие экстракты. 2.  Использование в технологии порошков, растворов, густых экстрактов и их приготовление. 3. Особенности приготовления порошков с жидкими ингредиентами. 4.  Приготовление порошков с маслосахарами. 5. Порядок взвешивания, смешения, отпуска порошков с красящими веществами. 6.  Использование твердых желатиновых капсул в приготовлении порошков. 7.  Использование полуфабрикатов для приготовления сложных порошков.

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 160-163 с.

2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006. – 60-63 с.

3. Государственная фармакопея СССР.- ХI изд.-М.: «Медицина»,1990,вып.2.-С.150.

 

Дополнительная:

Технология лекарственных форм. Изготовление лекарственных препаратов: учебник - Гаврилов С.А. – 2010 г., 241-246 с.

Студент должен уметь: 1. Готовить порошки с красящими, пахучими, трудноизмельчаемыми веществами и экстрактами. 2. Оценивать качество порошков. 3. Упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску. 4. Оформлять паспорт письменного контроля.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию. (письменно в тетрадях)

Решите в тетрадях задачу, соответствующую вашему порядковому номеру:

1) Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

   Рибофлавина 0,01

 Глюкозы 0,2

 Смешай, чтоб получился порошок

 Дай таких доз числом 10

 Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

2) Возьми: Метиленового синего 0,05

  Фенилсалицилата 0,2

  Сахара 0,1

Смешай, чтоб получился порошок

Дай таких доз №12 в желатиновых капсулах

    Обозначь. По 1 капсуле 3 раза в день.

3) Возьми: Дибазола

  Папаверина гидрохлорида поровну по 0,05

  Глюкозы 0,2

Смешай, чтобы образовался порошок

Дай таких доз №10

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

4) Возьми: Кодеина фосфата 0,01

 Экстракта красавки

 Папаверина гидрохлорида поровну 0,02

 Сахара 0,2

 Смешай, чтоб получился порошок

 Дай таких доз №10

 Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

5) Возьми: Анальгина 0,2

 Димедрола 0,05

   Смешай, чтобы получился порошок

   Дай таких доз №10

 Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

6) Возьми: Рибофлавина 0,01

    Сахара 0,25

Смешай, чтобы получился порошок

Дай так их доз №12

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

7) Возьми: Экстракта красавки 0,01

                               Висмута нитрата

                               Натрия гидрокарбоната по 0,2

Смешай, чтобы получился порошок      

Выдай такие дозы № 10.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

8) Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

Глюкозы 0,2

Тиамина бромида 0,05

Смешай, чтобы образовался порошок    

Выдай такие дозы № 6.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

9) Возьми: Натрия гидрокарбоната

                               Висмута субнитрата

                               Фенилсалицилата по 0,25

Смешай, чтобы образовался порошок   

Выдай такие дозы № 6.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

10) Возьми: Экстракта красавки 0,01

                          Висмута нитрата 0,1

                          Сахара 0,2

Смешай, чтобы образовался порошок   

Выдай такие дозы № 6.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

11) Возьми: Экстракт красавки 0,15

Фенилсалицилата 3,0

Смешай, чтобы образовался порошок

Раздели на равные части № 10

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

 

5. Тестовые задания для самоконтроля.

Выберите правильный ответ.

Теория поверхностного измельчения выражается формулой:

А. АD = k∆V

B. An = s∆F

C. A = s∆F + k∆V

 

Выберите ответ по коду.

На качество смешивания порошков влияют:

1. время смешения

2. соотношение ингредиентов

3. наличие вспомогательной жидкости

4. окраска компонентов.

Выберите правильный ответ.

В технологии порошков по прописи отсутствует стадия:

Пропись Стадия
Возьми: Кислоты борной 1,0           Кислоты салициловой 0,5           Цинка оксида 2,0           Талька 4,0           Смешай, чтоб получился наимельчайший порошок.           Дай. Обозначь. Для нанесения на кожу. А измельчения В смешивания С просеивания D дозирования Е упаковки

Выберите правильный ответ.

Количество вспомогательной жидкости (спирта этилового 95% или эфира диэтилового), необходимое для измельчения трудноизмельчаемого вещества по прописи:

Пропись

Количество капель

  спирта эфира Возьми: Стрептоцида           Кислоты борной           Глюкозы по 0,25           Смешай, чтобы получился порошок.           Дай таких доз № 6.           Обозначь. Вдувать во влагалище 1 раз в день. А 8 В 15 С 2 D 1 Е 30 12 24 3 2 45

Выберите правильный ответ.

Количество сухого экстракта красавки, необходимое для изготовления порошков, и масса одного порошка по прописи:

Пропись Количество сухого экстракта красавки, г Масса одного порошка, г
Возьми: Экстракта красавки 0,015           Папаверина гидрохлорида 0,05           Анестезина 0,3           Смешай, чтоб получился порошок.          Дай таких доз № 12.          Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день. А 0,015 В 0,03 С 0,36 D 0,18 Е 0,18 0,36 0,36 0,38 0,36 0,38

 

Выберите ответ по коду.

Согласно рецепту каждый из приготовленных четырех порошков должен иметь массу 0,29 г. Удовлетворительно приготовленными считаются порошки массой:

1. 0,28

2. 0,33

3. 0,31

4. 0,25

Отклонение, допустимое в массе порошков 0,11-0,30 г, составляет ± 10% (по ГФ Х1).

Выберите правильный ответ.

В технологии порошков по прописи отсутствует стадия:

Пропись Стадия
Возьми: Кислоты борной 1,25              Кислоты салициловой 0,5            Цинка оксида 3,0            Талька 5,0            Смешай, чтоб получился наимельчайший порошок.            Дай. Обозначь. Присыпка. А измельчения В смешивания С просеивания D дозирования Е упаковки

 


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по фармацевтической технологии 6 семестр 3 курс

Занятие № 8

 

I. Тема: общие правила изготовления, хранения и отпуска порошков с ядовитыми и сильнодействующими веществами. Тритурации.

2. Вопросы для проверки исходного (базового уровня):

1. Способы приготовления порошков, в состав которых входят сухие, густые, жидкие экстракты.

2. Использование в технологии порошков, растворов, густых экстрактов и их приготовление.

3. Порядок взвешивания, смешения, отпуска порошков с красящими веществами.

 

3. Цель занятия:

 

Студент должен знать: 1. Правила хранения, прописывания и отпуска наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых лекарственных средств, веществ списков А и Б МЗ РФ. 2. Понятие о высшей разовой и высшей суточной дозах. Проверка доз и норм отпуска наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых лекарственных средств, веществ списков А и Б МЗ РФ 3. Хранение лекарственных форм, содержащих наркотические, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества и вещества списков А и Б МЗ РФ. 4. Минимальная навеска лекарственных веществ, обеспечивающая достаточную точность при взвешивании на ручных весах. Причины существующих ограничений. 5. Тритурации. Приготовление, хранение, оформление тритураций. 6. Особенности технологии порошков с тритурациями.    

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 160-161 с., 184-186 с.

2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006. – 54-55 с.

3. Государственная фармакопея СССР.- ХI изд.-М.: «Медицина»,1990,вып.2.-С.150.

 

Дополнительная:

Технология лекарственных форм. Изготовление лекарственных препаратов: учебник - Гаврилов С.А. – 2010 г., 261-263 с.

Студент должен уметь: 1. Проверять дозы ядовитых веществ. 2. Готовить тритурации, хранить и оформлять их. 3. Готовить порошки с ядовитыми и сильнодействующими веществами. 4. Оценивать их качество; упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску. 5. Оформлять паспорт письменного контроля.

4.  Самостоятельная внеаудиторная (домашняя) работа студента по подготовке к занятию (письменно в тетрадях)

Решите в тетрадях задачу, соответствующую вашему порядковому номеру:

1) Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,005

Фенобарбитала 0,01

Экстракта красавки 0,1

Кальция карбоната

Висмута субнитрата основного поровну 0,25

Белой глины 0,3

Смешай, чтоб получился порошок

Дай таких доз числом 30

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

2) Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,005

Папаверина гидрокарбоната 0,02

Глюкозы 0,25

Смешай, чтоб получился порошок

Дай таких доз числом 20.

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

3) Возьми: Дибазола

Папаверина гидрохлорида поровну по 0,05

Глюкозы 0,2

Смешай, чтобы образовался порошок

Дай таких доз №10

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

4) Возьми: Дибазола

 Папаверина гидрохлорида поровну по 0,02

 Кислоты аскорбиновой 0,15

 Теобромина 0,3

 Смешай, пусть будет сделан порошок

 Дай такие дозы числом 6

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

5) Возьми: Кодеина фосфата 0,01

 Экстракта красавки

 Папаверина гидрохлорида поровну 0,02

 Сахара 0,2

 Смешай, чтоб получился порошок

 Дай таких доз №10

 Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

6) Возьми: Анальгина 0,2

Димедрола 0,05

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз №10

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

7) Возьми: Атропина сульфата 0, 0003

Этилморфина гидрохлорида 0,01

Анальгина 0,25

Кофеина-бензоата натрия 0,05

Смешай, пусть будет порошок.

Дай таких доз числом 12.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

8) Возьми: Экстракта красавки 0,01

Висмута нитрата

Натрия гидрокарбоната по 0,2

 Смешай, чтобы получился порошок  

 Выдай такие дозы № 10.

 Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

9) Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,001

Папаверина гидрокарбоната 0,03

Глюкозы 0,25

Смешай, чтоб получился порошок

Дай таких доз числом 20.

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

10) Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,002

Папаверина гидрокарбоната 0,02

Сахара 0,25

Смешай, чтоб получился порошок

Дай таких доз числом 20.

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

11) Возьми: Атропина сульфат 0,00015

Этилморфина гидрохлорид 0,015

Кофеин-натрия бензоата 0,15

Молочного сахара 0,4

Смешай, чтобы образовался порошок

Выдай таких доз числом 6

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

 

5.Составьте три тестовых задания по образцу

              Выберите правильный ответ.

1. Количество тритурации, необходимое для изготовления порошков и масса одного порошка по прописи:

Пропись количество тритурации (г) масса одного порошка (г)
Возьми: Атропина сульфата 0,0005            Папаверина г/х 0,02            Сахара 0,25            Смешай, чтоб получился порошок            Дай таких доз № 10.            Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день. A 0,5 B 0,05 C 0,05 D 0,5 E 0,05 0,27 0,32 0,28 0,32 0,25

Выберите правильный ответ.

Количество тритурации, необходимое для изготовления порошков и масса одного порошка по прописи:

Пропись количество тритурации (г) масса одного порошка (г)
Возьми: Атропина сульфата 0,0002            Эфедрина г/х 0,025           Димедрола 0,03           Теофиллина           Амидопирина поровну по 0,15           Смешай, чтоб получился порошок           Дай таких доз № 20.           Обозначь. По 1 пор. 3 раза в день. A 0,04 B 0,4 C 0,4 D 0,04 E 0,4 0,37 0,33 0,38 0,35 0,37

 

Выберите правильный ответ.

Количество сухого экстракта красавки, необходимое для изготовления порошков, и масса одного порошка по прописи:

Пропись Количество сухого экстракта красавки, г Масса одного порошка, г
Возьми: Экстракта красавки 0,03             Фенилсалицилата             Гексаметилентетрамина поровну по 1,0             Смешай, чтоб получился порошок.             Раздели на равные дозы числом 6.             Дай. Обозначь. Принимать по 1 пор. 3 р. в день. А 0,18 В 0,36 С 0,18 D 0,06 Е 0,03 2,03 1,06 2,06 0,34 0,34

 

4. Выберите правильный ответ:

Количество полуфабриката, необходимое для изготовления порошков по прописи:

Пропись состав полуфабриката количество полуфабриката, г
Возьми: Амидопирина            Анальгина поровну по 0,25            Кофеин-бензоата натрия 0,1            Смешай, чтоб получился порошок            Дай таких доз № 12            Обозначь. По 1 пор. 3 раза в день. Амидопирина    Анальгина поровну А 0,5 В 3,0 С 7,2 D 6,0 E 6,1

5. Выберите правильный ответ:

Количество вещества списка А и сахара молочного (г), необходимое для изготовления тритурации, составляет:

Вещество списка А Тип тритурации количество тритурации (г) количество вещества сп. А (г) количество сахара (г)
Скополомина гидрохлорид 1:100 10,0 А 0,05 В 0,1 С 0,1 D 0,05 E 0,1 10,0 9,95 9,9 9,95 10,0

 

Выберите правильный ответ.

Количество тритурации, необходимое для изготовления порошков и масса одного порошка по прописи:

Пропись количество тритурации (г) масса одного порошка (г)
Возьми: Атропина сульфата 0,0005            Эуфиллина 0,15            Папаверина г/х 0,02            Фенацетина 0,1            Смешай, чтоб получился порошок            Дай таких доз № 12.            Обозначь. По 1 пор. 3 раза в день. A 0,6 B 0,06 C 0,06 D 0,6 E 0,06 0,32 0,27 0,30 0,27 0,25

 

7.  Выберите правильный ответ:

Количество вещества списка А и сахара молочного (г), необходимое для изготовления тритурации, составляет:

Вещество списка А Тип тритурации количество тритурации (г) количество вещества сп. А (г) количество сахара (г)
Скополомина гидробромид 1:100 5,0 А 0,05 В 0,05 С 0,05 D 0,1 E 0,1 4,9 5,0 4,95 5,0 4,9

 

Выберите правильный ответ.

Количество тритурации, необходимое для изготовления порошков и масса одного порошка по прописи:

Пропись количество тритурации (г) масса одного порошка (г)
Возьми: Атропина сульфата 0,00025            Эуфиллина 0,15           Фенобарбитала 0,02            Эфедрина г/х 0,025           Димедрола 0,02           Смешай, чтоб получился порошок           Дай таких доз № 10.           Обозначь. По 1 пор. 3 раза в день. A 2,5 B 0,25 C 2,5 D 0,25 E 0,25 0,25 0,3 0,4 0,25 0,24

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по фармацевтической технологии 6 семестр 3 курс

Занятие № 9

 

I. Тема: модульное занятие: технология изготовления порошков. Контроль практических навыков.

2. Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Какой формы бывают 200 и 20 мг гири,

500 и 50 мг гири?

100 и 10 мг гири?

2. На каких весах устанавливается арретир и для чего он нужен?

3. Правила взвешивания жидкостей и густых веществ на тарирных весах?

4. Какой приказ МЗ РФ регламентирует нормы допустимых отклонений при изготовлении лекарственных форм?

5. Как указывается в рецепте разделительный  и распределительный способ прописывания порошков?

6. Провести фарм. экспертизу рецепта и приготовить лекарственную форму:

 

Возьми: Дибазола 0,02

   Глюкозы 2,0

   Смешай, пусть будет порошок            тритурация 1:10

   Раздели на равные части числом 10

    Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

 

Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,003

Папаверина гидрохлорида 0,03

Этилморфина гидрохлорида 0,01

Глюкозы 0,2

Смешай, пусть будет порошок

Дай таких доз числом 9

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.303 с.)