Далее ведущий предлагает ребятам определить основные отличительные черты лидера и руководителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Далее ведущий предлагает ребятам определить основные отличительные черты лидера и руководителя.



Ведущий показывает участникам мастер-класса заранее нарисованную на ватмане таблицу:

Критерии сравнения Лидер Руководитель
Область реализации функций   Осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением
Сфера деятельности   Сфера шире, так как он формально представляет группу в обществе
Происхождение   Руководитель назначается организованно
Характер статуса   Стабильный, официальный
Форма закрепления полномочий   Производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям
Способы (формы) принятия решений   Решения опосредованы множеством внешних обстоятельств

Опираясь на информацию о руководителе, ребята обсуждают его отличие от лидера. Нужную информацию ведущий вписывает во второй столбец таблицы.

 

Таблица-подсказка

Критерии сравнения Лидер Руководитель
Область реализации функций Выполняет функцию регулятора межличностных взаимоотношений в группе, не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности Осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением
Сфера деятельности Малая группа первичный коллектив Сфера шире, так как он формально представляет группу в обществе
Происхождение Устанавливается стихийно, в результате деятельности членов группы Руководитель назначается организованно
Характер статуса Менее стабильно, в большей степени зависит от настроения в группе Стабильный, официальный
Форма закрепления полномочий Полномочия лидера нигде не закреплены, его действия неформальны Производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям
Способы (формы) принятия решений Сам принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы Решения опосредованы множеством внешних обстоятельств

Ведущий: Проблема лидерства как научно-практическая задача возникла в первой половине XX века. И один из первых вопросов, который стали задавать теоретики, кто является лидером? Обобщённый результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство как социально-психологический феномен следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт.

Были выделены десятки качеств, которыми обладает лидер, например: ум, такт, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей является отыскать черты, необходимые лидеру, которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров.

Перечислите качества, которыми на наш взгляд должен обладать универсальный лидер (вопрос к аудитории).

Качества лидера (ведущий выписывает их на ватман, обсуждая с участниками мастер-класса):

- Личностные качества – ум, эрудиция, доброта, умение держать слово, контактность, умение найти рациональное решение, умение убеждать, договариваться, высокая порядочность, правдолюбие, честность.

- Духовность, наличие цели в жизни и достойных методов ее достижения;

- Умение работать с людьми, с коллективом, с отдельными лицами, умение привлечь и повести за собой людей.

- Организаторские качества, умение организовать и повести за собой людей, доказать им правоту своего решения.

- Высокий профессионализм, сильные качества профессионала в конкретном деле, профессиональный авторитет.

 

Спектр лидерских качеств очень широк, при этом возникает вопрос: являются ли они врождёнными или приобретёнными?

Имеют место обе природы качеств. С одной стороны, лидер изначально наделён определёнными чертами, которые генетически перешли к нему (энергичность, здоровье, работоспособность, благоприятный внешний облик и т.д.). С другой стороны, выполнение функций лидера способствует формированию у него определённых качеств. Если человек долго играет эту роль, то происходит присваивание её нормативных требований, а это ведёт к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства. Например, уверенность в себе, настойчивость, необходимые для руководства людьми, формируют и закрепляют эти качества у лидера, что раньше было его социальной ролью.

Приведем перечень самых важных лидерских качеств, которые необходимо развивать в себе.

Ведущий вывешивает на доску ватман, на котором перечислены качества: компетентность, ответственность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, способность управлять собой, работоспособность, творческий подход к деятельности, наблюдательность, самостоятельность, организованность, воспитанность. Далее – выдаёт участникам мастер-класса листочки, на каждом из которых – определение того или иного качества (Приложение №1). Задача участников – правильно сопоставить качество и его определение.

Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

Ответственность – облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, имеющий высоко развитое чувство долга;

Активность – умение действовать энергично, напористо;

Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

Способность управлять собой – способность в полной мере использовать свое время и энергию, умение преодолевать трудности, заботиться о накоплении сил.

Работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;

Творческий подход к деятельности – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.

Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

Самостоятельность – независимость в суждениях, уметь брать ответственность на себя;

Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

Воспитанность – знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях.

 

Ведущий: (вопрос к аудитории) Какие из этих качеств есть у вас? Можно ли развивать лидерские качества? (можно, выше об этом уже говорилось) Что для этого надо делать? (включаться в деятельность)

 

Ведущий: Очень часто команда актива в учебном заведении проводит различные мероприятия, акции и т.д. Для координации общей работы, принятии решений и ответственности в команде должен быть деловой лидер, лидер-организатор. Какими же основными чертами обладает этот человек?

Ведущий выдаёт каждому участнику мастер-класса список качеств делового лидера (раздаточный материал), предлагает с ними ознакомиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.006 с.)