Ведущий выписывает модель лидера на ватман. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущий выписывает модель лидера на ватман.



Мастер-класс

Название: «Лидерство»

Цель: создание условий для получения знаний о лидерстве у членов команд актива учреждений начального и среднего профессионального образования, выявления и развития у них лидерских качеств.

Необходимые материалы:

1. Ватманы

2. Маркеры

3. Таблица «Основные отличительные черты лидера и руководителя»

4. Список основных качеств лидера (заранее написанные на ватмане)

5. Листочки с определениями основных качеств лидера (Приложение №1)

6. Раздаточный материал по количеству участников мастер-класса

Ход мастер-класса:

№ п/п Название этапа мастер-класса Продолжительность
1. Приветствие ведущего 2 мин
2. Разогревающее упражнение 7 мин
3. Основная часть: а) Понятие «лидер», «модель лидера» б) «Лидер» и «руководитель», основные отличительные черты в) Качества универсального лидера; качества, определяющие делового лидера г) Тест «Я – лидер» без оглашения результатов, самоанализ результатов участниками мастер-класса д) Типы лидерства е) Стили лидерства ж) Правила самоорганизации лидера з) Игры и упражнения на выявление лидера 1 час 10 мин
4. Подведение итогов, раздаточный материал 10 мин

 

 

Ведущий: Ким У. Джунг сказал: «Лидером дано стать тому, кто осознал свою миссию и готов жертвовать собой ради коллектива, из которого вышел». Сегодня наш мастер-класс посвящён лидерству.

Разогревающее упражнение: Участникам мастер-класса предлагается за 1 мин построить из себя слово «Лидерство» (один участник изображает из себя букву «Л» и т.д., одну букву можно строить и вдвоём). Руководитель процесса не назначается, поэтому лидеры выявляются в процессе построения. После проведения упражнения ведущий обсуждает с ребятами, кто был лидером, руководил процессом, как он это делал (приказывал, кричал, советовался и т.п.), слушались ли его остальные члены команды, кто как себя вёл в процессе игры (активно, пассивно). Ведущий делает вывод о том, что лидеры проявляются только в общении и совместной деятельности.

 

Ведущий: Мужество, жизнеспособность, сила, вдохновение; судьба армий и наций – всё это возникает в воображении благодаря одному слову – лидерство. Будучи жизненно необходимым с первых шагов человечества, лидерство остаётся предметом наибольшего интереса, облачённого в одежды мифов, легенд и образов. Великие лидеры обессмертили себя в песнях, стихах, романах и истории, а такие имена, как Черчилль, Жанна д`Арк, Наполеон, Кутузов стали синонимами лидерства. Каждый из вас знает лидеров в науке, философии, медицине и политике. Но мы также ежедневно имеем дело с лидерами в повседневной жизни: в учебном заведении, спортивной секции, организации, студенческом совете.

Назовите людей, которых вы считаете лидерами. Это великие личности и люди,  живущие рядом с вами, а может быть и вы. Лидер может проявить себя в разных видах деятельности, в разных коллективах, в том числе в семье. Чем эти люди отличаются от других? (вопросы к аудитории)

Лидер – человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей и других в силу своих личностных, духовных, организационных, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

Лидерство, способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления.

В современной науке модель лидера выглядит следующим образом (три специфические свойства лидера):

- Лидер – обязательно член группы, лидерские качества проявляются только в группе;

- Лидер реализует или способствует выполнению групповой цели;

- Лидер признаваем в своём качестве группой, имеет авторитет в группе.

Опираясь на информацию о руководителе, ребята обсуждают его отличие от лидера. Нужную информацию ведущий вписывает во второй столбец таблицы.

 

Таблица-подсказка

Критерии сравнения Лидер Руководитель
Область реализации функций Выполняет функцию регулятора межличностных взаимоотношений в группе, не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности Осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением
Сфера деятельности Малая группа первичный коллектив Сфера шире, так как он формально представляет группу в обществе
Происхождение Устанавливается стихийно, в результате деятельности членов группы Руководитель назначается организованно
Характер статуса Менее стабильно, в большей степени зависит от настроения в группе Стабильный, официальный
Форма закрепления полномочий Полномочия лидера нигде не закреплены, его действия неформальны Производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям
Способы (формы) принятия решений Сам принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы Решения опосредованы множеством внешних обстоятельств

Ведущий: Проблема лидерства как научно-практическая задача возникла в первой половине XX века. И один из первых вопросов, который стали задавать теоретики, кто является лидером? Обобщённый результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство как социально-психологический феномен следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт.

Были выделены десятки качеств, которыми обладает лидер, например: ум, такт, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей является отыскать черты, необходимые лидеру, которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров.

Перечислите качества, которыми на наш взгляд должен обладать универсальный лидер (вопрос к аудитории).

Качества лидера (ведущий выписывает их на ватман, обсуждая с участниками мастер-класса):

- Личностные качества – ум, эрудиция, доброта, умение держать слово, контактность, умение найти рациональное решение, умение убеждать, договариваться, высокая порядочность, правдолюбие, честность.

- Духовность, наличие цели в жизни и достойных методов ее достижения;

- Умение работать с людьми, с коллективом, с отдельными лицами, умение привлечь и повести за собой людей.

- Организаторские качества, умение организовать и повести за собой людей, доказать им правоту своего решения.

- Высокий профессионализм, сильные качества профессионала в конкретном деле, профессиональный авторитет.

 

Спектр лидерских качеств очень широк, при этом возникает вопрос: являются ли они врождёнными или приобретёнными?

Имеют место обе природы качеств. С одной стороны, лидер изначально наделён определёнными чертами, которые генетически перешли к нему (энергичность, здоровье, работоспособность, благоприятный внешний облик и т.д.). С другой стороны, выполнение функций лидера способствует формированию у него определённых качеств. Если человек долго играет эту роль, то происходит присваивание её нормативных требований, а это ведёт к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства. Например, уверенность в себе, настойчивость, необходимые для руководства людьми, формируют и закрепляют эти качества у лидера, что раньше было его социальной ролью.

Приведем перечень самых важных лидерских качеств, которые необходимо развивать в себе.

Ведущий вывешивает на доску ватман, на котором перечислены качества: компетентность, ответственность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, способность управлять собой, работоспособность, творческий подход к деятельности, наблюдательность, самостоятельность, организованность, воспитанность. Далее – выдаёт участникам мастер-класса листочки, на каждом из которых – определение того или иного качества (Приложение №1). Задача участников – правильно сопоставить качество и его определение.

Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

Ответственность – облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, имеющий высоко развитое чувство долга;

Активность – умение действовать энергично, напористо;

Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

Способность управлять собой – способность в полной мере использовать свое время и энергию, умение преодолевать трудности, заботиться о накоплении сил.

Работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;

Творческий подход к деятельности – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.

Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

Самостоятельность – независимость в суждениях, уметь брать ответственность на себя;

Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

Воспитанность – знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях.

 

Ведущий: (вопрос к аудитории) Какие из этих качеств есть у вас? Можно ли развивать лидерские качества? (можно, выше об этом уже говорилось) Что для этого надо делать? (включаться в деятельность)

 

Ведущий: Очень часто команда актива в учебном заведении проводит различные мероприятия, акции и т.д. Для координации общей работы, принятии решений и ответственности в команде должен быть деловой лидер, лидер-организатор. Какими же основными чертами обладает этот человек?

Ведущий выдаёт каждому участнику мастер-класса список качеств делового лидера (раздаточный материал), предлагает с ними ознакомиться.

Тест «Я – лидер»

Инструкция: Ответь на ниже приведённые вопросы, отметив ответ галочкой в соответствующем столбце.

Опросный лист

Вопрос Полностью согласен с приведённым утверждением Скорее согласен, чем не согласен Трудно сказать Скорее не согласен, чем согласен Полностью не согласен
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях          
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели          
3. Я знаю, как преодолевать трудности          
4. Люблю искать и пробовать новое          
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей          
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело          
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали          
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо          
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде          
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни          
11. Я хорошо планирую своё время и работу          
12. Я легко увлекаюсь новым делом          
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами          
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их          
15. Ни один человек не является для меня загадкой          
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными          
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим          
18. Для меня важно достижение цели          
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи          
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое          
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее          
22. У меня всегда всё получается          
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей          
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей          
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется          
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь          
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить          
28. Принимая решения, перебираю различные варианты          
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным          
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела          
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания          
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали          
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки          
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе          
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу          
36. Я никогда не поступал так, как другие          
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием          
38. При организации дел я учитываю мнения товарищей          
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях          
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу          
41. Никто и никогда не испортит мне настроение          
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей          
43. Решая проблемы, использую опыт других          
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом          
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами          
46. Я умею контролировать работу моих товарищей          
47. Я умею находить общий язык с людьми          
48. Мне легко удаётся сплотить своих товарищей вокруг какого-либо дела          

Каждый ответ оценивается баллами:

«Полностью согласен с приведённым утверждением» - 4 балла;

«Скорее согласен, чем не согласен» - 3 балла;

«Трудно сказать» - 2 балла;

«Скорее не согласен, чем согласен» - 1 балл;

«Полностью не согласен» - 0 баллов.

После заполнения опросного листа необходимо заполнить карточку ответов.

А Б В Г Д Е Ж З
               
               
               
               
               
               

 

Заполнение карточки ответов происходит по нижеприведённой схеме. В каждую клетку карточки ответов вписывается оценка, данная за каждое утверждение. То есть если отвечающий оценил утверждение под номером 1 «Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях» на 2 балла («Трудно сказать»), то в левом столбце во второй клетке сверху вписывается цифра 2 и т.д.

А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48

1, 2, 3 … 48 – номера вопросов.

 

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы за выделенные номера вопросов!!!). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Прежде чем делать заключение, надо обратить внимание на баллы, выставленные за выделенные номера вопросов. Если на каждый из них поставлено больше 1 балла, это означает, что отвечающий был неискренен в самооценке.

Если сумма в столбце меньше 10 – качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10 – развито средне или сильно.

 

 

Стили лидерства

Стиль руководства – решающий фактор эффективной работы коллектива, полной реализации потенциальных возможностей людей.

Сложные и многочисленные параметры деятельности руководства могут быть объединены в три основных стиля руководства:

- авторитарный

- демократический

- попустительский (ведущий выписывает на ватман название каждого стиля и обсуждает с ребятами их особенности).

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся выше интересов людей. В общении преобладают резкость и грубость.

Демократический стиль характеризуется распределением полномочий, инициативы, ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение проходит в форме просьб, пожеланий рекомендаций, советов, реже приказов, поощрений за качественную, оперативную работу, доброжелательно и вежливо. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Попустительский стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко контролирует. Такой стиль предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Часто в работе руководителя в той или иной степени присутствует каждый стиль руководства. Однако существует преобладающий.

 

А.Н. Лутошкин выделил 4 основных стиля лидерства (ведущий сначала говорит ребятам названия всех четырёх стилей и выписывает их на доску, затем предлагает ребятам по ассоциациям с названиями описать тот или иной стиль).

«Разящие стрелы». Лидер единолично принимает решение, настойчиво добивается его выполнения. И летят его приказы, указания, требования к участникам дела. Он торопится, так как задач много и все их надо выполнить. Рядом другие люди, их тоже можно включить в дело. Но он толи не доверят им, толи считает, что самому действовать надежнее – если промахнешься, то и отвечать только за себя.

«Плывущий плот». Он плывет по течению. Его то вынесет на середину, и он горделиво покачивается у всех на виду, то занесет в тихую заводь, и он стоит спокойно и ждет порыва ветра, чтобы плыть дальше.

«Снующий челнок». Бывает порой трудно действовать там, где люди не могут договориться между собой, отказываются работать вместе. Вот и мечется он от одного к другому, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает нелегко: приходится выкручиваться, приспосабливаться, уговаривать. Он стремиться к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и остаться удобным для всех.

«Возвращающийся бумеранг». Прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана дела по кругу. Не секрет, что один человек имеет меньше шансов найти правильный ответ и больше шансов сделать ошибку, чем целый коллектив. Выслушав мнения участников, он принимает решение и начинает действовать. Однако не забывает советоваться и в процессе работы, обсуждая итоги, оценивая вклад каждого в общее дело.

 

От чего, на ваш взгляд, зависит то, какой стиль лидерства преобладает у человека? Какой стиль или стили лидерства на ваш взгляд наиболее эффективны? (вопросы к аудитории)

 

 

Иоганн Вольфганг Гете.

 

Хорошая организация труда – залог успеха в борьбе за время. Признаки плохой организации труда не сразу бросаются в глаза. Вроде, все как у всех, только на это «все» уходит чуть больше времени, чем у других. И так продолжается изо дня в день и месяц за месяцем. Эффективность труда падает, растут горы дел, до которых никак не доходят руки, многие виды работ дублируются, а другие и вовсе прекращаются.

Плохой организатор:

- Не может найти на своем столе нужную бумагу среди вороха других бумаг;

- В его рабочих записях путаница и беспорядок;

- Он хватается то за одно, то за другое и ничего толком не доводит до конца;

- Он постоянно опаздывает и вечно не готов к встречам и делам;

- Он понятия не имеет о приоритетах;

- Работает в условиях постоянной неразберихи;

- Не умеет разговаривать по телефону, ясно и коротко излагать суть проблемы.

Многие любят откладывать свои дела на потом, а то и на последнюю минуту, ужасно при этом нервничая. А ведь все можно было сделать гораздо раньше и спокойнее.

Не всегда намеченное дело может быть не выполнено под предлогом отсутствия времени. Иногда, напротив, ты рвешься выполнить любой ценой и немедленно, прекрасно сознавая, что дело лучше отложить до более подходящего момента. В то же время, зная, что есть абсолютно неотложные, но неприятные дела, ты отмахиваешься от них, пытаясь убедить себя, что ничего не случится, если заняться этим позднее.

 

Промедление с легким делом

превращает его в трудное,
промедление же с трудным делом

превращает его в невозможное.
Д. Лоример

Существует несколько правил для того, чтобы управлять своим временем и все успевать (раздаточный материал – вместе с рекомендациями по формированию качеств делового лидера). Вот они:

- Чтобы все и всюду успевать, никогда не говори себе, что у тебя нет времени на то, что ты хотел бы или должен был сделать.

- Если вдруг возникает необходимость сделать срочно сразу несколько дел, не нервничай, а установи очередность в зависимости от их важности и выполняй в намеченном порядке (хорошо, если будет составлен план).

- Думай только о деле, не мучайся сомнениями «успею - не успею». Установи для себя срок выполнения каждого задания, чтобы заранее прикинуть, сколько времени ты сможешь ему уделить.

- Не отвлекайся на посторонние разговоры (в том числе и телефонные), делу – время, а потехе – час!

Ведущий: Сейчас я представлю вам игры и упражнения, с помощью которых можно выявить лидеров в группе.

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создаётся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Задание пятое. Необходимо сделать марсианам подарки. Заодно расскажем о нашей зиме. У группы 2 пары ножниц. С их помощью необходимо вырезать 20 снежинок.

Задание шестое. Необходимо сделать общую фотографию. Кто-то должен расставить всех, так как считает нужным, чтобы фотография получилась веселая и интересная.

 

Подведение итогов

Ребята отвечают на вопросы:

- Кто такой лидер? Опишите модель лидерства.

- В чём отличия лидера от руководителя?

- Перечислите качества лидера.

- Какие типы лидеров вы узнали?

- Назовите стили лидерства. Какой из них наиболее приемлем?

- Что нужно делать, чтобы быть самоорганизованным? Как правильно организовать своё время?

 

 

Проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца
Умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали
Облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, имеющий высоко развитое чувство долга
Умение действовать энергично, напористо
Открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми
Знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер
Способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное
Независимость в суждениях, уметь брать ответственность на себя
Способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях
Творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений
Выносливость, способность выполнять напряженную работу
Способность в полной мере использовать свое время и энергию, умение преодолевать трудности, заботиться о накоплении сил
Знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях.
Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.
Способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность

Раздаточный материал

Тест «Я – лидер»

Инструкция: Ответь на ниже приведённые вопросы, отметив ответ галочкой в соответствующем столбце.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.112 с.)