Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арттерапия и танцевальная терапия ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Арттерапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах, требующие соответствующей подготовки. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при недостатке у клиентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую защиту. В последние годы как теоретическая база этих методов, так и круг лиц, по отношению к которым они применяются, расширились настолько, что они стали полноценными методами работы в психокоррекционных группах, вносящими большой вклад в рост и развитие личности. Руководители групп гуманистической направленности преодолели психоаналитическую ограниченность этих методов и вывели их применение за пределы больниц, распространив его на другие лечебные и образовательные учреждения. В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психическими и физиологическими процессами и последующая модификация этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. Руководитель группы побуждает участников к движению, и это приводит к тому, что каждый из них начинает лучше сознавать свое тело и свои эмоции, что в конечном счете способствует повышению их самооценки. Для арттерапии фундаментальное значение имеют спонтанное рисование и лепка, а также психоаналитическая концепция сублимации. Изобразительное искусство используется в группах как средство достижения катарсиса, как средство для диагностики и интерпретации психологических состояний и как метод, с помощью которого каждый член группы может глубже сознавать свое тело и совершенствовать свой образ себя. Темоцентрированное взаимодействие Первые группы темоцентрированного взаимодействия (группы ТЦВ) были организованы Руфью Кон, которая тем самым внесла большой вклад в развитие групповой работы. Это еще один подход к работе с психокоррекционными группами, имеющий явную гуманистическую направленность. В некоторых своих аспектах он соответствует психодинамическому подходу. Основными понятиями, используемыми в группах ТЦВ, являются проживание-научение, перенос, контрперенос, тема и динамический баланс. Руководитель группы ТЦВ – это в значительной степени и ее участник. Он выступает в роли «блюстителя метода», то есть стремится сделать так, чтобы внимание участников равномерно распределялось между выбранной для занятия темой и существующими в группе взаимоотношениями. Понимание личной ответственности в группах ТЦВ аналогично таковому в группах гештальттерапии, что явствует из указаний, которые члены группы получают от руководителя, например: каждый «сам себе голова», каждый говорит только за себя. Взаимодействие участников в группах ТЦВ выражается в том, что занятия в них предусматривают обмен впечатлениями, касающимися выбранной темы. В Северной Америке метод ТЦВ известен не так хорошо, как другие подходы к групповой работе, но сфера его применения на самом деле очень широка.
Транзакционный анализ Транзакционный анализ был разработан Эриком Берном, разочаровавшимся в возможностях традиционных способов группового психоанализа. ТА является весьма популярным, практичным и перспективным методом работы в малых группах. Основные понятия – состояния Я (структурный анализ), транзакции, игры и сценарии. Руководитель ТА-группы оговаривает с каждым ее участником, что тот желает в себе изменить и как можно достигнуть этой цели. Руководитель позволяет участникам свободно экспериментировать с новыми формами поведения, оказывает им помощь и поддержку, когда они начинают испытывать слишком сильный дискомфорт, и пользуется множеством специальных методик, которые способствуют развитию группового процесса. В настоящее время существует множество разновидностей исходного варианта ТА, а характерный для начальных этапов его развития чисто когнитивный подход к работе с группами вобрал многое из других школ психотерапии. Группы тренинга умений Наконец, группы тренинга умений представляют бихевиористское направление в психотерапии с их подчеркнутым вниманием к наблюдаемым проявлениям поведения и отказом от исследования эмоций и их сознавания. В основу этих подходов положена обучающая модель (в противовес медицинской или терапевтической модели), а также постановка целей, измерение и оценка. Группы тренинга умений можно рассматривать как вариант психокоррекционных групп или групп обучения на основе непосредственного опыта в том смысле, что в них освоение различных форм поведения имеет место в условиях «здесь и теперь» создаваемой группой обстановки, и каждый член группы побуждается к тому, чтобы реагировать на действия других. Хорошим примером групп тренинга умений могут быть группы тренинга уверенности в себе. Структурированные формы работы применяются в них для того, чтобы поощрять участников к приобретению навыков более уверенного поведения, что ведет к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара. Конкретные способы работы в таких группах могут иметь много общего со способами, используемыми в психокоррекционных группах другого типа, например с ролевыми играми психодрамы или релаксационным тренингом групп телесной терапии. Но основания для применения этих методов здесь иные, нежели в указанных группах. Например, в психодраме ролевые игры используют не столько для того, чтобы отрабатывать адекватные способы поведения, сколько для того, чтобы давать выход эмоциям, связанным с событиями прошлого. Есть все основания считать, что структурированный подход к занятиям, характерный для групп тренинга умений, приобретает все большую популярность.
Литература 1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с. 2. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М.: Медицина, 1990. 3. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд. МГУ, 1981. 4. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Кабанов М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина,1983. С. 231-254. 5. Кипнер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. 223 с. 6. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Прага: Авиценум, 1978. 179 с. 7. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994. 342 с. 8. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. 9. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. 128 с. 10. Организационное поведение в таблицах и схемах… 11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. 215 с. 12. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982. 13. Психотерапевтическая энциклопедия / Общ. ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. 754 с. 14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. 368 с. 15. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1993. 16. Слуцкий А.С., Цапкин В.Н. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. Т.: Медицина, 1985. С. 213-255. 17. Трунов Д.Г. Структурирование и директивность: разделение понятий // Практическая психология — 2002: Материалы научно-практической конференции (25 октября 2002 г.). Пермь, 2002. С. 103-106. 18. Хек К. Динамика и механизмы процесса групповой психотерапии при неврозах // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л.: Ленингр. научн.-исслед. психоневролог. ин-т, 1975. С. 46-53.
19. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. 640 с. [1] Рудестам. С. 17-22. [2] Рудестам, 22-24. [3] Рудестам. С. 33. [4] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. М.: Прогресс, 1993. С. 48-49. [5] Трунов Д.Г. Структурирование и директивность: разделение понятий // Практическая психология — 2002: Материалы научно-практической конференции (25 октября 2002 г.). Пермь, 2002. С. 103-106. [6] Поскольку групп, в которых абсолютно отсутствует структура, не бывает, то к термину “неструктурированный” надо относиться с известной долей условности. [7] Любое выраженное вслух объяснение проблемы клиента, опирающееся на привлеченные извне понятия, есть директивное воздействие. [8] Это, конечно, не означает исключения многочисленных промежуточных вариантов. [9] По крайней мере, в некоторых группах, которые я веду, а именно балинтовские группы для специалистов нашего центра, а также в арт-терапевтических группах для клиентов, я стремлюсь к такому положению дел. [10] Конечно, это очень поверхностное представление о гуманистичности и демократичности. [11] Рудестам. С. 40-41. [12] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 287. [13] Организационное поведение в таблицах и схемах… С. 135-136. [14] Irving L. Janis, Victims of Groupthink, Houghton Mifflin, Boston, 1972, p. 9. [15] Irving L. Janis, Groupthink, 2d ed., Houghton Mifflin, Boston, 1982, pp. 174-175. [16] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 295. [17] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 282. [18] От англ. encounter — встреча, столкновение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.017 с.) |