Арттерапия и танцевальная терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арттерапия и танцевальная терапия



Арттерапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах, требующие соответствующей подготовки. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при недостатке у клиентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую защиту. В последние годы как теоретическая база этих методов, так и круг лиц, по отношению к которым они применяются, расширились настолько, что они стали полноценными методами работы в психокоррекционных группах, вносящими большой вклад в рост и развитие личности. Руководители групп гуманистической направленности преодолели психоаналитическую ограниченность этих методов и вывели их применение за пределы больниц, распространив его на другие лечебные и образовательные учреждения.

В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психическими и физиологическими процессами и последующая модификация этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. Руководитель группы побуждает участников к движению, и это приводит к тому, что каждый из них начинает лучше сознавать свое тело и свои эмоции, что в конечном счете способствует повышению их самооценки.

Для арттерапии фундаментальное значение имеют спонтанное рисование и лепка, а также психоаналитическая концепция сублимации. Изобразительное искусство используется в группах как средство достижения катарсиса, как средство для диагностики и интерпретации психологических состояний и как метод, с помощью которого каждый член группы может глубже сознавать свое тело и совершенствовать свой образ себя.

Темоцентрированное взаимодействие

Первые группы темоцентрированного взаимодействия (группы ТЦВ) были организованы Руфью Кон, которая тем самым внесла большой вклад в развитие групповой работы. Это еще один подход к работе с психокоррекционными группами, имеющий явную гуманистическую направленность. В некоторых своих аспектах он соответствует психодинамическому подходу. Основными понятиями, используемыми в группах ТЦВ, являются проживание-научение, перенос, контрперенос, тема и динамический баланс. Руководитель группы ТЦВ – это в значительной степени и ее участник. Он выступает в роли «блюстителя метода», то есть стремится сделать так, чтобы внимание участников равномерно распределялось между выбранной для занятия темой и существующими в группе взаимоотношениями. Понимание личной ответственности в группах ТЦВ аналогично таковому в группах гештальттерапии, что явствует из указаний, которые члены группы получают от руководителя, например: каждый «сам себе голова», каждый говорит только за себя. Взаимодействие участников в группах ТЦВ выражается в том, что занятия в них предусматривают обмен впечатлениями, касающимися выбранной темы. В Северной Америке метод ТЦВ известен не так хорошо, как другие подходы к групповой работе, но сфера его применения на самом деле очень широка.

Транзакционный анализ

Транзакционный анализ был разработан Эриком Берном, разочаровавшимся в возможностях традиционных способов группового психоанализа. ТА является весьма популярным, практичным и перспективным методом работы в малых группах. Основные понятия – состояния Я (структурный анализ), транзакции, игры и сценарии. Руководитель ТА-группы оговаривает с каждым ее участником, что тот желает в себе изменить и как можно достигнуть этой цели. Руководитель позволяет участникам свободно экспериментировать с новыми формами поведения, оказывает им помощь и поддержку, когда они начинают испытывать слишком сильный дискомфорт, и пользуется множеством специальных методик, которые способствуют развитию группового процесса. В настоящее время существует множество разновидностей исходного варианта ТА, а характерный для начальных этапов его развития чисто когнитивный подход к работе с группами вобрал многое из других школ психотерапии.

Группы тренинга умений

Наконец, группы тренинга умений представляют бихевиористское направление в психотерапии с их подчеркнутым вниманием к наблюдаемым проявлениям поведения и отказом от исследования эмоций и их сознавания. В основу этих подходов положена обучающая модель (в противовес медицинской или терапевтической модели), а также постановка целей, измерение и оценка. Группы тренинга умений можно рассматривать как вариант психокоррекционных групп или групп обучения на основе непосредственного опыта в том смысле, что в них освоение различных форм поведения имеет место в условиях «здесь и теперь» создаваемой группой обстановки, и каждый член группы побуждается к тому, чтобы реагировать на действия других. Хорошим примером групп тренинга умений могут быть группы тренинга уверенности в себе. Структурированные формы работы применяются в них для того, чтобы поощрять участников к приобретению навыков более уверенного поведения, что ведет к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара. Конкретные способы работы в таких группах могут иметь много общего со способами, используемыми в психокоррекционных группах другого типа, например с ролевыми играми психодрамы или релаксационным тренингом групп телесной терапии. Но основания для применения этих методов здесь иные, нежели в указанных группах. Например, в психодраме ролевые игры используют не столько для того, чтобы отрабатывать адекватные способы поведения, сколько для того, чтобы давать выход эмоциям, связанным с событиями прошлого. Есть все основания считать, что структурированный подход к занятиям, характерный для групп тренинга умений, приобретает все большую популярность.

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.

2. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М.: Медицина, 1990.

3. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Кабанов М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина,1983. С. 231-254.

5. Кипнер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. 223 с.

6. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Прага: Авиценум, 1978. 179 с.

7. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994. 342 с.

8. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. 128 с.

10. Организационное поведение в таблицах и схемах…

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. 215 с.

12. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982.

13. Психотерапевтическая энциклопедия / Общ. ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. 754 с.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. 368 с.

15. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1993.

16. Слуцкий А.С., Цапкин В.Н. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. Т.: Медицина, 1985. С. 213-255.

17. Трунов Д.Г. Структурирование и директивность: разделение понятий // Практическая психология — 2002: Материалы научно-практической конференции (25 октября 2002 г.). Пермь, 2002. С. 103-106.

18. Хек К. Динамика и механизмы процесса групповой психотерапии при неврозах // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л.: Ленингр. научн.-исслед. психоневролог. ин-т, 1975. С. 46-53.

19. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. 640 с.


[1] Рудестам. С. 17-22.

[2] Рудестам, 22-24.

[3] Рудестам. С. 33.

[4] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. М.: Прогресс, 1993. С. 48-49.

[5] Трунов Д.Г. Структурирование и директивность: разделение понятий // Практическая психология — 2002: Материалы научно-практической конференции (25 октября 2002 г.). Пермь, 2002. С. 103-106.

[6] Поскольку групп, в которых абсолютно отсутствует структура, не бывает, то к термину “неструктурированный” надо относиться с известной долей условности.

[7] Любое выраженное вслух объяснение проблемы клиента, опирающееся на привлеченные извне понятия, есть директивное воздействие.

[8] Это, конечно, не означает исключения многочисленных промежуточных вариантов.

[9] По крайней мере, в некоторых группах, которые я веду, а именно балинтовские группы для специалистов нашего центра, а также в арт-терапевтических группах для клиентов, я стремлюсь к такому положению дел.

[10] Конечно, это очень поверхностное представление о гуманистичности и демократичности.

[11] Рудестам. С. 40-41.

[12] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 287.

[13] Организационное поведение в таблицах и схемах… С. 135-136.

[14] Irving L. Janis, Victims of Groupthink, Houghton Mifflin, Boston, 1972, p. 9.

[15] Irving L. Janis, Groupthink, 2d ed., Houghton Mifflin, Boston, 1982, pp. 174-175.

[16] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 295.

[17] Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 282.

[18] От англ. encounter — встреча, столкновение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.017 с.)