Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема структурированности группы
Важнейшим фактором в выборе стиля руководства группой является структура группы. Депрессивные пациенты могут успешно работать в программированной, структурированной группе, и в то же время в неструктурированной группе им бывает скучно.
Проблема на самом деле состоит не в том, добиваться в группе структурированности или нет, а в том, до какой степени структурированность должна доходить и какая при этом возникает структура. Своевременное привнесение в группу структуры проясняет смысл происходящих в ней процессов, переключает группу на наличную ситуацию («здесь и сейчас») и создает способствующую терапевтическому воздействию атмосферу сплоченности (Yalom, 1975). И только тогда перед руководителем встает задача создать спокойную продуктивную обстановку, в которой уже можно повышать степень автономности отдельных участников. Гибкие и эффективно работающие руководители групп должны понимать необходимость варьировать стиль руководства в зависимости от ситуации и потребностей группы. Директивный стиль может быть полезен при хорошо структурированной конечной цели (Shaw and Blum, 1966), в случае, когда члены группы испытывают сильный стресс (Rosenbaum and Rosenbaum, 1971) или когда происходящие в группе процессы настолько сложны или неясны, что участники не могут достаточно полно сознавать, что именно творится в группе (Lakin and Costanzo, 1975). Например, для начала семинаров и первых классных занятий подходят строго организованные вступительные ритуалы, которые могут ускорить преодоление группой исходного разброда. Структурирование и директивность [5] Необходимо разделять понятия “структурированность” и “директивность”, которые чаще всего приравнивают друг к другу (в частности, у К.Рудестама эти понятия синонимичны). Если иногда это вполне оправдано, то в некоторых ситуациях совсем, на мой взгляд, не корректно. Термин “структурированность” по смыслу связан со словами “структура”, “схема”, “устройство”. В контексте групповой работы этот термин означает степень предсказуемости и упорядоченности событий, происходящих в группе (групповом процессе). “Жесткая” структурированность означает четкое обозначение регламента, правил группы, последовательности событий. Ее цель максимально упорядочить групповой процесс. Напротив, так называемые “неструктурированные” группы характеризуются отсутствием регламентирующих групповой процесс правил[6].
Термин “директивность” связан со словами “направлять”, “указывать” и относится к стилю ведения группы, то есть непосредственно к поведению ведущего и его отношению к участникам группы. Директивный стиль, как известно, характеризуется жестким воздействием на участников группы, прямым влиянием на их поведение и выражается в запретах, требованиях, а также в навязывании каких-либо идеологических моделей, в частности, в интерпретациях[7]. Недирективный стиль, соответственно, характеризуется предоставлением участникам права на выбор собственного взгляда на ту или иную ситуацию, а значит и поведения. Естественно, что ответственность за выбор стиля лежит полностью на ведущем группы. В то время как ответственность за поддержание структуры группы лежит как на ведущем, так и участниках группы, поскольку все правила терапевтической группы принимаются с согласия участников группы. Говоря о различении структурированности и директивности, нельзя не упомянуть их кардинально различное воздействие на участников. Четкая структура, добровольно принятая участниками группы, создает у присутствующих ощущение безопасности, а значит, способствует более эффективному самовыражению максимального количества участников группы. Директивность, напротив, полностью или избирательно подавляет личностную инициативу участников и способствует поляризации группы по типу “ведущий против участников” или по типу “ведущий с группой поддержки против остальных”. Поскольку у нас имеются два понятия (шкалы), имеющие по два крайних варианта, то мы получаем четыре типа групп[8].
А. Структурированные группы с директивным стилем руководства характеризуются тем, что групповой процесс строго регламентирован и известен заранее участникам группы, и что у ведущего группы имеется практически неограниченное влияние на участников группы. Примером группового процесса такого типа может служить ритуал в какой-нибудь религиозной организации. В контексте психотерапии такие группы мы можем наблюдать, например, в сфере “поточной психотерапии”, или так называемого “кодирования”. Б. Неструктурированные группы с директивным стилем руководства характеризуются тем, что у участников группы нет четкого понимания того, что будет происходить, ведущий полностью определяет направление группового процесса, когда ему это будет необходимо. Примеры негативного характера: пленные или заложники; позитивные примеры: культурно-массовое мероприятие в детском саду или школе, руководимое “массовиком-затейником”. В. Структурированные группы с недирективным стилем руководства — наиболее интересные для меня группы[9]. В таких группах четко обозначены правила группы, цели участников, порядок происходящих событий. Участники знают об этой структуре, видят в ней смысл, и поэтому поддерживают ее. Задача ведущего состоит в том, чтобы в свою очередь сохранять структуру группы, то есть ту схему, по которой развивается групповой процесс. В то же время ведущий не пытается воздействовать на поведение участников, предоставляя им право свободно существовать в рамках известной структуры. Исключение составляют случаи, когда участники выходят за рамки структуры, таким образом разрушая ее. В этом случае обязанность ведущего — возвратить группу в прежнее русло. И хотя здесь ведущий может выступать достаточно активно, однако я не считаю корректным назвать данные действия директивными, поскольку он выступает не от своего имени, а от имени группы. Г. Неструктурированные группы с недирективным стилем руководства — не знаю, как относиться к этим группам. Некоторые мои коллеги утверждают, что такие группы очень “гуманистичны” и очень “эффективны”, и именно поэтому они им “ближе”. Однако, по моему мнению, ни один нормальный человек не сможет долго находиться в такой группе, и жизнь показывает, что рано или поздно кто-то начинает что-то структурировать или вести себя более менее директивно. Даже если это начинают делать участники группы, то ведущий в конце концов тоже включается в активное воздействие на других участников, иначе он рискует быть вытесненным на периферию или вовсе за пределы круга. Поэтому такие группы, начинаясь “гуманистично” и “демократично”[10], по моим наблюдениям, обычно заканчиваются вариантом № 2. Групповая сплоченность Курт Левин определил сплоченность как «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться» (Lewin, 1947, p. 30). Другими словами, сплоченность — это взаимное тяготение членов группы друг к другу, которое выражается в стремлении остаться в группе и любой ценой сохранить ее. По мере развития отношений группа становится более сплоченной, это означает, что члены группы лучше понимают друг друга, в большей степени идентифицируют себя с ней, испытывают больше удовлетворенности от принадлежности к группе. Чем более группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее подчиненность групповым нормам.
По мнению С.Кратохвила, сплоченности содействуют: • Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы. • Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами. • Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него. • Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение. • Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу. • Дружески располагающая атмосфера • Престиж группы, при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе. • Влияние групповой деятельности: а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций); б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности; совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п.). • Соперничество с иной группой или группами. • Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций). Терапевтическое значение сплоченности [11] • В сплоченной группе создается атмосфера взаимной эмоциональной притягательности, возникает поддержка, формируется чувство принадлежности к группе. • Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям. • Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях, как в группе, так и за ее пределами. • Сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты.
Групповое напряжение Противоположностью сплоченности является напряжение. Если сплоченность — это результат действия положительных сил взаимного притяжения, то напряженность — отрицательных сил взаимного отталкивания. Обычно, говоря о развитии группы, сплоченность интерпретируют как желательное качество, повышающее эффективность группы, а групповое напряжение — как нежелательное. Однако, по мнению Кратохвила, необходимо динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением. Под влиянием сплоченности участники чувствуют поддержку и относительную безопасность, а напряжение выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе и в группе. Идея динамического равновесия между сплоченностью и напряжением в группе лежит в основе концепции развития группы. Ниже представлен график зависимости эффективности группы от степени группового напряжения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.011 с.) |